Вера Анатольевна Бахмустова
Приобщение к национальной культуре через использование музейного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к национальной культуре через использование музейного пространства.
Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. И начинать приобщать детей к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Публикация «Приобщение к национальной культуре через использование музейного пространства» размещена в разделах
Успех в приобщении дошкольников к национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Сегодня мы говорим о «мини – музее», как об одном из средств развития интереса детей дошкольного возраста к народной культуре и традициям.
Создание «мини - музеев» в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини - музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Каждый «мини - музей» — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в «мини - музеях» не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Цель создания «мини - музея» - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа.
Причиной создания «мини - музея» в детском саду стало то, что народные игрушки как-то незаметно исчезли из жизни наших детей, в основном ребята играют с персонажами иностранных кукол и мультфильмов.
Приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России в самом «мини – музее», а продолжением работы уже в группе служат и рассматривание тематических альбомов, слайдов.
Дети не только смотрят на игрушки, но имеют возможность обыграть их.
Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям и свой собственный опыт. Игра является спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций.
Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки и разного размера. И здесь игра сопровождается народным фольклором.
В нашем «мини - музее» организована выставка декоративно- прикладного творчества, где систематически меняются композиции по разным видам росписи: хохломская роспись, городецкая роспись, гжель и др. Мы привлекаем детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Дети сами рисуют росписи на народных игрушках. Дети узнают, что росписи могут быть не только на игрушках, но и на предметах быта.
Также мы знакомим детей с народными куклами в народных костюмах.
Чтобы посмотреть, потрогать и обыграть разные жизненные ситуации, подбираем сюжеты игр. Например, есть колыбелька для малыша. Ведь с первых дней жизни ребенок оказывается во власти слова и музыки, маминой колыбельной песни. Колыбельные песни настраивают детей на гармоничный музыкально - поэтический лад. Обыгрывая сюжет с колыбелью, дети исполняют колыбельные песни.
В нашей работе мы активно используем виртуальные экскурсии в различные музеи нашего города. Они позволяют разнообразить и сделать интересным и более эффективным образовательный процесс.
Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У виртуальных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада, мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами. Виртуальные экскурсии особо актуальны в настоящее время, когда у нас нет возможности посещать музеи.
В заключение хочу сказать, что создание «мини - музея» национальной культуры в образовательном пространстве нашего детского сада значительно обогатило развивающую среду для работы с детьми в данном направлении. Выполняя свою познавательную функцию, «мини - музей» открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.
Хотя наш детский сад существует чуть больше одного года, мы активно стараемся пополнять наш «мини - музей» и не останавливаться на достигнутом.