Папки-передвижки

«Приобщение к народной культуре через сказку детей с ОВЗ»

Людмила Яковенко
«Приобщение к народной культуре через сказку детей с ОВЗ»

В комплексе коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми дошкольниками, особое место уделяется процессу формирования личности ребенка через приобщение его к народной культуре. Ценность художественной литературы, сказок, фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легче устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Учитывая особенности речевой деятельности умственно отсталых детей, ознакомление их со сказками, обучение рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности и выразительности речи – все это способствует решению следующих задач:

Публикация «„Приобщение к народной культуре через сказку детей с ОВЗ“» размещена в разделах

1. Развивать умение слушать художественное произведение, сказки, эмоционально отзываться на них.

2. Учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно.

3. Воспитание у детей дружелюбия, чувства сопереживания.

Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры, забавы, драматизации с использованием фольклора, эпизода из полюбившейся сказки.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка сказки, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Программа по воспитанию и обучению умственно отсталых детей опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где на первый план выступают нарушения интеллектуальной деятельности (первичное нарушение) и возникающие на этом фоне вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, физической ослабленности, нарушениями поведения, нацеливает нас на широкое использование устного народного творчества, сказки. Художественных произведений в работе по устранению выявленных недостатков, а также на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.

Организуя эту работу, мы проанализировали речь детей, умение рисовать, лепить. Результаты показали, что некоторые дети – Сотникова К., Васильева Н. не могли повторить содержание сказки, в силу своих речевых нарушений. На занятиях рисования трудности нарисовать персонаж сказки возникли у Галинной Н., Сотниковой К., Вуколова С.

Многие дети узнавали сказку, но, не владея навыками речевой деятельности, ограничивались только называнием персонажей.

Мы поставили перед собой задачу систематизировать работу по использованию сказок с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно речевой деятельности, интереса и любви к художественному произведению, воспитания гуманных чувств. Приобщая детей к народной культуре через знакомство со сказками, мы стараемся включать ее во все виды деятельности:

1. Рассказ или чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Проведение сюжетно-ролевой игры.

3. Рисование по содержанию изученной сказки.

4. Лепка полюбившихся персонажей.

5. Игры, драматизации.

6. Викторина “Угадай сказку”

7. Развлечения.

Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

В своей работе используем методы предлагаемые Н. А. Ветлугиной в книге “Эстетическое воспитание в детском саду”

1. Слово воспитателя и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения.

2. Приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям.

3. Показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий.

4. Приемы, направленные на упражнения, тренировку в навыках, и творческие занятия, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку.

В будущем, работая над сказками, хотелось бы, чтобы дети могли воспроизводить стихотворный текст сказок. Например, К. Чуковского “Телефон”, “Мойдодыр” и т. д. Сказка расширяет перспективу освоения ребенком сферы необыденного, вводит его в мир еще нереализованных человеческих возможностей и замыслов. Так благодаря ей ребенок оказывается на переднем плане культуры. Сказка требует особых способов своего введения в детскую жизнь.

В дальнейшем желательно использовать такой прием, как составление сказок по схеме. Комплекс всевозможных методов поможет обеспечить полноценное художественное развитие ребенка, активизацию и развитие речи.

Публикации по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников первой младшей группы через приобщение детей к русской народной культуре» Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме: «Приобщение детей к русской народной культуре». В своей работе.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям» «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре татарского народа через игровую театрализованную деятельностьПриобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре татарского народа через игровую театрализованную деятельность Актуальность. Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное.

Конспект по приобщению детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой «Матрешка» Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой. Воспитывать у детей чувство любви к русским.

Приобщение детей к русской народной культуре. Сценарий вечера развлечений «Посиделки у хозяюшки» для младших дошкольников Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. Оборудование.

«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа)«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа) Цель:Продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Воспитывать в детях гордость за достижения русского народа. Стремиться к тому,.

Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклоруПриобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклору В рамках тематической недели "Приобщение к национальной культуре" для детей группы "Солнечные лучики" я провела много познавательных мероприятий. Мы.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 «СВЕТЛЯЧОК» МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема : «Приобщение.

Тема самообразования «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Тема самообразования на 2015-2016 учебный год «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Воспитатель: Назарова.

Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье Тема выступления «Формирование духовно-нравственных представлений у детей дошкольников через приобщение к народной культуре в семье»Низкая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Приобщение к народной культуре через сказку детей с ОВЗ»
Опубликовано: 29 октября 2016 в 19:08
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД