Татьяна Прокопенко
Презентация «Приобщению воспитанников к художественной литературе и чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
«Систему работы учреждения по приобщению воспитанников к художественной литературе и чтению как условие достижения целевых ориентиров»
( 1 слайд)
Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня нам хотелось бы представить вашему вниманию Систему работы учреждения по приобщению воспитанников к художественной литературе и чтению как условие достижения целевых ориентиров.
Публикация «Презентация „Приобщению воспитанников к художественной литературе и чтению“» размещена в разделах
(2 слайд)
Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги.
(3 слайд)
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
(4 слайд)
Самуил Яковлевич Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.
(5 слайд)
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
(6 слайд)
«Книжный уголок»
Чтобы книга стала верным спутником человека в течение всей его жизни, заложить основы интереса к чтению мы должны ещё в дошкольном детстве. Существенную роль в формировании у дошкольника интереса и любви к книге и художественной литературе играет книжный уголок. Уголок книги в обязательном порядке имеются в каждой возрастной группе нашего сада.
(7 слайд)
Сейчас мы с вами вспомним основные требования в оформлению книжных уголков:
- рациональное размещение в группе;
- соответствие возрасту детей;
- соответствие интересам детей;
- постоянная сменяемость;
- эстетическое оформление;
- востребованность.
«Методы и приёмы ознакомления с художественной литературой».
Хотелось бы отметить, что знакомство с литературными произведениями ни в коей мере не заканчивается и не ограничивается занятиями. Рекомендованный список художественных произведений для каждой возрастной группы – это лишь минимум, который должен быть усвоен в течение года. Поэтому, свободное время активно используется воспитателями для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомит их с произведениями русской и мировой литературы.
Знакомство с книгой, с художественными произведениями осуществляется в разных видах детской деятельности с использованием разнообразных методов обучения.
(8 слайд)
Давайте назовём методы ознакомления с художественной литературой:словесный, наглядный и практический.
( 9 слайд)
К Словесному методу:
- чтение произведений,
- вопросы по содержанию произведений.
- пересказ произведений,
- заучивание наизусть,
- беседа по произведению,
- прослушивание аудиозаписей.
(10 слайд)
Практический метод:
- элементы инсценировки,
- игры-драматизации,
- дидактические игры,
- театрализованные игры,
- использование разных видов театра,
- игровая деятельность.
(11 слайд)
Наглядный метод:
- показ иллюстраций, картин, игрушек,
- элементы инсценировки,
- движения пальцами, руками,
- схемы,
- просмотр видеофильмов,
- оформление выставок.
В работе с детьми по приобщению детей к литературному чтению вне занятий проявляются два направления: первое, когда педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.
В содержание активной деятельности педагога вне занятий входят чтение и рассказывание детям произведений художественной литературы, а также организация зрелищ и развлечений (инсценировки, литературные утренники, показ диафильмов и т. д.).
(12 слайд)
Чтение и рассказывание детям
Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки и т. д. Иное произведение, прочитанное не на занятии, а в определенной ситуации, окажет более сильное воздействие на ум и чувства детей. Повседневно в речи воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений, а также пословицы, загадки и т. д.
(13 слайд)
Зрелища, развлечения
Существует другая группа методов и средств использования литературы вне занятий — развлечения, праздники, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.
На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений, в том числе и с пересказом по частям. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий.
(14 слайд)
В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы с художественной литературой: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты.
Утренник может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя. Тема утренника может быть и такой: «Русские народные сказки», «Советские поэты — детям», «Зарубежные сказки» и т. д.
( 15 слайд)
К зрелищным видам развлечений также относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, которые осуществляются силами взрослых и дошкольников. Инсценировка литературных произведений для детей, это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Инсценированные возможно при условии хорошего знания детьми текста. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть как зрителями, так и исполнителями.
Также одной из форм по ознакомлению детей с художественной литературой является работа с родителями. Более подробно об этом направлении работы вам расскажет наш педагог в ходе сегодняшней встречи.
Заключение:
Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.
( 16 СЛАЙД)
А закончить мне хочется словами Константина Георгиевича Паустовского:«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»
(17 СЛАЙД)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!