Юля Афанасьева
Конспект ОД «Природа и здоровье человека»
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа и здоровье человека».
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Развивать умение у детей устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями.
2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
4. Формировать у детей представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ёё.
Публикация «Конспект ОД „Природа и здоровье человека“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Способствовать умению самостоятельно участвовать в проведение экспериментов, опытов.
6. Воспитывать бережное отношение к природе ответственность и заботу за свое здоровье.
7. Воспитывать стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Ход Образовательной деятельности:
I. Организационный момент:
В. : - Добрый день дорогие ребята! Мне приятно увидеть всех вместе.
- А сейчас давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Вдохните и выдохните…
Выдохните все обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них!
Вдохнем в себя:
- Свежесть и красоту белого снега;
- Всю нежность первых весенних цветов;
- Жажду знойного лета;
- Лёгкое шуршание последнего падающего листочка…
Тема наше мероприятия «Природа и здоровье человека».
В. : - Что такое природа-? (это всё, что окружает нас).
Человек –часть природы и вне её жить не может.
Основная часть:
В. : - Но важно знать, что есть живая и неживая природа.
- Как вы думаете, что мы можем отнести к живой природе, а что к неживой. А поможет нам в этом разобраться небольшая игра.
Игра «Живая и неживая природа»
В. : - Обратите внимание на доску. Она разделена на две части. С одной стороны находится живая природа, а с другой неживая. На столе разложены карточки с изображением. Давайте попробуем распределить их на примеры живой и неживой природы.
Игра «Живая – неживая природа» :
Человек - солнце
Животные - воздух
Растения - вода
Грибы - камни
Микробы - горы.
В. : - Вы отлично справились с заданием.
- Ребята, что вы считаете самым ценным для человека?
- Да, это, конечно же - здоровье.
- Что такое здоровье?
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
Игра «Составь пословицу»
В. : - Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье?
- «Здоровье не купишь, его разум дарит».
- «Здоровому врач не надобен».
- «Болен – лечись, а здоров – берегись».
- Береги здоровье смолоду
- «Здоровье всего дороже.
- Здоровье потеряешь - всё потеряешь»
Быть здоровым – это желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровье помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.
В. : - Как природа влияет на здоровье человека?
- В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.
Кто же это? Сейчас мы узнаем?
В. : - Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома?
(Нужен свежий воздух). Вот он первый доктор.
-Какое значение для здоровья человека имеет воздух и растения? (рассказ детей).
В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.
Все растения – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ.
После душных городских улиц, дыхание в природе приносит радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. При закаливание воздухом человек меньше болеет простудными заболеваниями.
В. : - Солнце и воздух, укрепляет наш организм.
Если человек долгое время без солнечного света, он быстро утомляется, плохо себя чувствует, у него могут развиться опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека.
В. : – А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
– Почему вода полезна для здоровья? (высказывание детей)
- Вода – это жизнь.
Вода – составная часть нашего питания. На одного человека нужно 250 литров воды в сутки. Она оказывает благоприятное влияние на все органы человека, особенно на нервную систему. Вода широко используется для закаливания организма.
Как видите, не случайна пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
В. : - Где можно встретить этих докторов? (В природе).
- Удивительное свойство природы. - Это её красота. Многообразие звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку.
В. : - Но не только природа оказывает влияние на здоровье человека, порой и человек нарушает законы природы, тем самым плохо влияет на здоровье.
В. : - Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.
Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок,
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок,
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок,
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет,
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да).
Человек – часть природы.
В. : - Только вот беда: не всегда люди понимают, что, охраняя природу – они сохраняют своё здоровье.
В. :- Опасная (Экстремальная) ситуация- это ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека, его имуществу или природной среде.
Из средств массовой информации известно немало случаев, когда человек оказывается один на один с природой и свою жизнедеятельность ему необходимо поддерживать самому, без посторонней помощи.
Какие знания и умения потребуются, чтобы выжить в опасных ситуациях?
- устроить ночлег и укрытие от непогоды,
- добыть питьевую воду,
- обеспечить себя пищей,
- уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении,
- а при необходимости подавать сигнал бедствия.
- Какие временные укрытия можно построить из подручных средств?
(навес, заслон, шалаш, снежная пещера, снежная траншея).
- Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.
- Для чего необходим костер? (для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия, отпугивания зверей, комаров).
- А что делать, если нет спичек или зажигалки? (Огонь добывать при помощи огнива, кремня и трута; в качестве трута можно использовать: сухой мох, мелко раздробленную кору. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) – лезвие ножа или любо стальной предмет. Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя кресалом так, чтобы искры падали на середину трута, когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня. В солнечный день можно добывать огонь с помощью увеличительного стекла. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика).
- Какое еще одно условие для поддержания жизни вы знаете?
– вода.
Опыт очистки воды:
- Ребята, можно ли использовать для питья воду из водоемов?
– природную воду, кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев, перед употреблением необходимо очистить и прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа;
можно использовть5-ти процентную спиртовую йодную настойку 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение одного часа.
- А что делать, если по близости нет источника воды, как ее можно добыть?
– можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив в него камешек и туго завязав его у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучу мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода.
В. : - Что еще необходимо человеку для поддержания сил? (пища).
- Что можно употреблять в пищу?
–Растительная пища тоже способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека (малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, внутренний слой коры молодых деревьев, почки березы, липы).
- Какие правила безопасности необходимо при этом соблюдать?
– никогда не есть незнакомые ягоды, грибы и растения, не употреблять в пищу растения, выделяющие на изломе белый «молочный» сок, а также ягоды и грибы с неприятным запахом.
В. : - Что еще необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?
– правильно подавать сигналы бедствия.
- Вы знаете, как можно подавать сигнал?
Средством сигнализации может служить яркая одежда.
Международные сигналы можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев, камней.
Дымовые сигнальные костры. Дыма будет больше, если в костер добавить свежую траву или сырой мох. Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костер.
Физкультминутка
Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).
III. Подведение итога
Итоговый тест «Как поступишь ты?». –
1. В лес с собой надо брать:
-компас
-глобус
2. Костё р надо разводить:
- на поляне
- под деревом
3. Ветки для костра надо:
- ломать с живых деревьев
- подбирать с земли
4. Прежде чем уйти, костёр надо
- залить водой
- засыпать торфом
5. Мусор надо:
- взять с собой
- оставить в лесу
6. Что не разлагается в почве:
- полиэтилен
- бумага
- угли
7. Грибы надо есть:
- жареными
- сырыми
8. Увидев ежика, надо:
- взять его домой
- пройти мимо
9. Как собирать в лесу ягоды:
- срывать веточки с большим количеством ягод
- рвать по одной только спелые ягоды
10. Увидев гнездо в траве, надо:
- пройти мимо
- поглажу, покормлю птенцов
11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:
- съесть их
- не трогать
12. В лесу надо:
- слушать громкую музыку
- вести себя тихо и сдержанно
Вывод:
В. : - О каких трёх факторах вы узнали?
- А ещё что нового вы узнали?
- Я думаю, вы сможете правильно поступать в опасных ситуациях
Наше здоровье зависит прямиком от природы.
Ведь от чего зависит трудоспособность человека и продолжительность жизни? От воздуха, которым мы дышим, от еды, от среды в которой живём