Признаки, виды и особенности одарённых детей

Марина Владимировна Шорникова
Признаки, виды и особенности одарённых детей

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности в детском возрасте

1. Специфические стратегии познавательной деятельности,успешность которой проявляется на трех уровнях: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, то есть новаторство.  

2. Индивидуальный стиль познавательной деятельности, выражающийся, например, в способности быстро схватывать существенную деталь информации и быстро находить пути решения сложных задач, в рефлексивном способе переработки информации, в умении обобщать информацию на основе единичного факта и интерпретировать свои умозаключения.

 3. Особыйстиль систематизации знаний: высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени, категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). 

4. Особаяхарактеристика знаний: повышенная «клейкость», высокий удельный вес процедурных знаний, большой объем метакогнитивных знаний, особая роль метафор как способа обработки информации и т. д.

5.Своеобразный тип обучаемости: высокая скорость и легкость обучения, или, наоборот, замедленный темп обучения, но с последующей резкой динамикой структуры знаний, представлений и умений; высокий уровень способности к самообучению с раннего возраста.

Виды одаренности. Критерии выделения видов одаренности.

Психологические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста.

Первый этап (2 – 3 года) - копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.  

Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.  

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.  

Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.  

1.По видам деятельности:

в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов;

в художественно - эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная, литературно-поэтическая;

в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная, организационная;

в коммуникативной деятельности – лидерская.  

2.По степени сформированности:

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. актуальную одаренность; потенциальную одаренность

3.По форме проявления:

- Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе», в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

- Скрытая одаренность проявляется в нетипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии о4.По широте проявлений в различных видах деятельности:

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.). общую одаренность; специальную одаренность.  

jдаренности такого ребенка. явная одаренность; скрытая одаренность.  

5. По особенностямвозрастного развития: раннюю одаренность и позднюю одаренность.  

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Признаки творческой личности Введение В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами,.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Слова-признаки» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Богачева В. Г., учитель-логопед.

Конспект квеста-экскурсии по детскому саду для одарённых детей (вторая младшая группа) Квест – экскурсия по детскому саду (для детей II младшей или средней группы) Квест проводится для поддержки одарённых детей или детей,.

Конспект занятия по интеллектуальным играм для одарённых детей Конспект занятия по интеллектуальным играм. Интеллектуальные задания и игры для одарённых детей. Цель: развивать мыслительную способность,.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Организация и сопровождение одарённых детей в образовательной деятельности детского сада Организация и сопровождение одарённых детей в образовательной деятельности детского сада. Задача: разработать модель деятельности учреждения,.

Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно-экспериментальную деятельность» Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического.

Одаренность: виды, признаки и особенности. Психологическое просвещение педагогов Детская одарённость Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения.

Работа с одарёнными детьми. Организация образовательного процесса для спортивно одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто, особенно в последнее время произносятся педагогами, психологами и родителями.

Викторина для детей «Признаки лета» Викторина для детей «Признаки лета». Подготовила воспитатель Титкова Н. Н. Цель: Способствовать закреплению знаний и представлений детей.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Признаки, виды и особенности одарённых детей
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 21:00
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Мастер-класс по изготовлению артикуляционного крокодила Гены
а тикуляционная кукла способствует облегчению знакомства ребенка с упражнениями для язычка. На занятиях по развитию речи и обучению грамоте, она может...
Фотоотчет о проведении занятия по аппликации «Снеговик» во второй младшей группе
Фотоотчет о проведении занятия по аппликации «Снеговик» во второй младшей группе Цель: Закрепление признаков зимы через практическую деятельность....
Конспект НОД «Заучивание стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой в старшей...
Цель. Заучивать стихотворение с помощью мнемотехники. Программное содержание: Развивать интерес детей к художественной литературе. Продолжать учить...