Проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Перова Светлана
Проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Ключевые слова: духовно-нравственное просвещение; дети старшего дошкольного возраста; дошкольное учреждение.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчание весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Одной из актуальных проблем в настоящее время является развитие духовно-нравственного воспитания, а именно просвещения детей старшего дошкольного возраста, в условия дошкольного образовательного учреждения.

В наше время российское общество особо остро переживает кризис просвещения духовно-нравственных идеалов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности детей дошкольного возраста. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому дети не имеют особого представления о милосердии, доброжелательности.

Острота данной проблемы выявлена в исследованиях А. И Антонова, В. Д Шадрикова, В. М Медкова, В. А Гурьева, В. А. Беляева, Т. П. Грибоедова, Т. И. Петракова и др. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, доброжелательным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Духовно-нравственное просвещение в дошкольном учреждении является важной частью воспитания ребенка. До настоящего времени возможности построения процесса просвещения духовно-нравственных основ-личности ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях использовались недостаточно.

Наличие в составе человека сверхматериальной, духовной силы обязывает включать в образовательные циклы предметы, которые освещают ее и просвещают человека знаниями о ней. В настоящее время это возможно только в рамках духовно-нравственного просвещения. Этот предмет на сегодняшний день является единственным, который раскрывает природу, особенности и закономерности духовного мира. Воспитать детей без духовно-нравственной основы неполноценного, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле.

Так С. Я Рубинштейн считает, что «духовность» - это состояние близости души, внутреннего мира человека [1, c.143].

Духовно-нравственное просвещение - это раскрытие смысла и содержания христианского понимания человека, особенностей его материальной, социальной и духовной природы, его предназначения и цели его жизненного.

По мнению Л. Ф. Островской, в духовно-нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания и просвещения духовной личности, педагогами дошкольных учреждений планируется разнообразная работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях и т. д. [2, c.72].

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного просвещения и воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела. Задача нравственного воспитания - сформировать у ребенка старшего дошкольного возраста понимание каждого человека, как наивысшую ценность и относиться к нему соответственно этому. Важно с первых шагов общения малыша с окружающими научить его почитать каждого человека - взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» - всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением [3, c.15].

Основа подлинного уважения к людям у малышей - любовь и искреннее уважение ко всем. И только дети, выросшие в духе такого отношения, будут уважать и своих родителей - это азбука воспитания.

Направления работы по духовно-нравственному воспитанию детей:

«Познай себя»

• подводить детей к осмыслению себя;

• учить управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев, сопоставлять личные черты характера;

• воспитывать в детях доброжелательность и сочувствие;

• развивать оценочную сферу уличности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств.

«Познай других»

• знакомить с понятиями: любовь, добро, дружба, друзья, уважение и др. ;

• развивать коммуникативные умения и навыки (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и других, взаимодействовать);

• развивать умение строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками;

• формировать умения настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других;

• развивать социальную активность.

Формы организации детей:

-Беседы духовно-нравственного содержания; ситуативные разговоры

-Экскурсии и целевые прогулки

-Чтение художественной литературы

-Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)

-Выставки детского творчества

-Праздники и развлечения

-Трудовая деятельность

-Художественное творчество

Таким образом, раскрытие проблемы духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условия ДОУ и организационная структура позволит создать систему, которая поможет в становлении и развитии духовных качеств у детей, к которым относятся:

-создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него;

-обращать внимание дошкольников нате стороны действительности;

- которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости, поддерживать в детях уверенность в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершенный проступок;

-заботиться о том, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, к взрослым.

Список использованной литературы:

[/i][/b]

1. Рубинштейн С. Я. О воспитании привычек у детей. М. ,2009. - 200с.

2. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. - 2010. - 109с.

3. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - М. : Перспектива. - 2009. - 298с.

4. Леонтьев А. Н. Психология дошкольного детства. - М. : Наука. - 2001. - 398с.

5. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. /Под ред. Буре Р. С. М. ,2010. - 209с.

6. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой П. А. - М., 2010. -199с.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_kulcr.pptx | 2150,44 Кб | Скачан: 5
 
Публикации по теме:

Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» Обеспечение духовно-нравственного.

Актуальность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Педагогический проект «Организация сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» ВведениеСенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз;.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Опубликовано: 14 августа 2018 в 20:26
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Народное декоративно-прикладное искусство. Реализация проекта «Путь к прекрасному»
Народное декоративно-прикладное искусство– неотъемлемая часть русской культуры. Его эмоциональность, поэтическая образность близки, понятны и дороги людям....
Конспект занятия
Цель: формирование духовно-нравственной основы личности дошкольника. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях русского и...
Добрая традиция
Самый долгожданный детский праздник — это несомненно, день рождения ребёнка, организация которого требует от окружающих его взрослых определённых усилий и...
Инструкция по безопасности жизнедеятельности для воспитанников
1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: 1. 1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПОМЕЩЕНИИ -не засовывать руки в дверные...
Профессия медицинской сестры.
Чтоб прививки были в срок, Гигиены дать урок, Чтоб сходили к окулисту, Логопеду и дантисту… Чтобы были наши дети Здоровее всех на свете — На посту уже с...