Папки-передвижки

Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника

Воронцова Наталья
Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника

“Знания только тогда знания,

когда они приобретаются усилиями

своей мысли, а не одной лишь памятью»

Л. Толстой

Развитие творческой личности – цель современного образования. Проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги и психологи. В каждодневной окружающей нас жизни "творчество” - есть необходимое условие существования, и все что выходит за пределы рутины и в чем заключается йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. В настоящее время в научной литературе сложилось представление творчества как вида деятельности, специфической для человека, которая всегда предполагала творца (субъекта творческой деятельности).

Публикация «Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника» размещена в разделах

С. И. Ожегов в словаре русского языка представляет следующую трактовку понятия «творчество» - это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей, «творческий» - созидательный, самостоятельно создающий что-либо новое, оригинальное.

У детей дошкольного возраста процесс творческой деятельности носит несколько иной характер. Так как дети не включены в процесс общественно – полезной деятельности, продукты их творчества нельзя оценивать с позиции объективной значимости. Л. С. Выготский, Н. Б. Венгер, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и другие рассматривают процесс творчества у детей с позиции индивидуального опыта каждого ребенка.

Существует достаточно психологических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок. Задача - помочь ребенку соприкоснуться с позицией творца. Педагоги и психологи полагают: творчество можно расширить следующими средствами :

Развитие базы знаний.

Хорошая подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший потенциал, из которой вырабатывается ее талант. Но представления детей дошкольного возраста об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны, однако и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.

Создание правильной атмосферы для творчества.

- создание развивающей среды, способствующей саморазвитию и развитию дошкольников;

- создание педагогом проблемных ситуаций. Создание проблемной ситуации представляется как последовательность процедур, включающих: постановку проблемной задачи, создание для ребенка проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого он овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний

Способы создания проблемных ситуаций.

1. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний и жизненного опыта.

2. Проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.

3. Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.

Основные компоненты проблемной ситуации :

1. Выделить проблему, которую надо решить.

Например, к детям старшего возраста приходит в гости игрушка Баба – Яга и приносит с собой ступу. Баба – яга объясняет детям, что ее ступа не летает и присит починить ее.

2. Предлагать возможные решения проблемы.

Воспитатель с детьми обсуждает, что ступа летать сама не может и предлагает детям объяснить почему. Воспитатель с детьми обсуждают, как можно помочь бабе – Яге.

3. Проверка всевозможных решений.

Дети приносят из дома картинки, книги, энциклопедии, игрушки транспорта, который работает на батарейках или от электрической энергии, приносят небесные фонарики, имитирующие дирижабль, макеты паровоза, ракеты. Рассказывают Бабе – яге о принципах работы транспорта: каждому транспорту надо какое–то горючее, объясняют значение слова горючее и правила обращения с горючими материалами, предлагают свои рисунки, поделки, модели транспортных средств, изготовленные детьми.

4. Делать выводы и обобщения в соответствии с результатами проверки.

Воспитатель и дети садят игрушку Баба – ягу на электрические игрушки: машину, поезд, самолет и предлагают поменять ступу на понравившийся ей вид транспорта.

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

1 Проблема должна быть доступной пониманию ребенка. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных ребенку терминах, чтобы ребенок уяснил сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.

2 Решение проблемы должно быть посильно для ребенка. Если выдвинутую проблему ребенок не сможет решить, то это не даст должного эффекта.

3 Проблема должна заинтересовать ребенка. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.

4 Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если ребенка специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у него интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.

Каждый раз, приступая к планированию работы с детьми по той или иной теме, продумываю, какую проблему я могу поставить перед детьми. Пусть ребенок пробует, ошибается, варьирует, сам приходит к результату. Предлагаю ряд проблемных ситуаций по теме «Пожарная безопасность в детском саду».

Младший возраст:

- Спичка быстро вспыхнула, огонь подкрадывается к моим пальцам. Помогите мне. Что надо сделать?

- Вы увидели на полу горящую спичку. Что делать?

Средний возраст :

- Если в помещении дым. Что делать?

- У кошки из сказки «Кошкин дом» загорелось одежда. Помогите кошке.

- Вы пришли в гости к другу и решили поджарить картофель, масло в сковороде загорелось. Что делать?

- Вы пошли на пикник и увидели малышей, которые идут впереди вас и поджигают спички. Спички падают на землю. Что делать?

Старший возраст:

- В банку с водой упала зажженная плавающая свеча. Как потушить свечу, если в банке узкое горло?

- Когда Незнайка заправлял свой автомобиль, пролил бензин на дорогу, вспыхнула спичка и бензин загорелся. Помогите Незнайке.

- Бабушка и дедушка поехали на дачу на машине и увидели горящую траву. Помогите им?

- Как поступить, если дым попадает в квартиру с лестничной клетки

- Мальчик Петя выбрал для себя профессию, где надо работать с огнем. Помогите Пете составить перечень профессий?

Методов проблемного обучения в педагогике описано много, и выбор их зависит от личности педагога. Одно, несомненно, точно – педагог сам должен быть творческой личностью. Творческое начало в ребенке может развиться лишь в творческой деятельности. При проблемном обучении деятельность педагога заключается в том, что он не преподносит детям знания в готовом виде, а учит видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, при этом предполагается сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых проблем.

Список литературы.

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.

2. Глотова Г. А. Творческая одаренность личности : Проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 2012.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 22-е изд. – М. : Русский язык, 1990. – 921 с.

4. Психолого-педагогический словарь : для учителей и рук. общ. учреждений. Ростов н/Д, 2010.

5. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ под редакцией О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология для творческого развития личности Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника «Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника» Кострова Л. Ю., преподаватель Костанайского педагогического.

Игра-драматизация как средство развития гуманных качеств личности дошкольника Психолого - педагогические основы развития гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста Формирование личности ребенка, воспитание.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника» Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Игра – путь к познанию.

Обобщенный педагогический опыт работы «Креативное рисование как один из способов развития творческого потенциала дошкольника»Обобщенный педагогический опыт работы «Креативное рисование как один из способов развития творческого потенциала дошкольника» «Креативное рисование как один из способов развития творческого потенциала личности дошкольника» Определение темы опыта. Постановка целей.

Повышение мотивационного потенциала занятий путем интеграции методов развития творческого мышления Противоречия и задачки по рукопашному бою. Наверное, каждый из Вас в своей деятельности работая с детьми, сталкивался со следующими проблемами.

Проблемы развития творческого потенциала школьников Л. А. Бударова, Учитель, Муниципальное казенное общеобразовательное Учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие творческого потенциала ребенка в процессе приобщения к литературным произведениям сибирских писателей Развитие творческого потенциала ребенка в процессе приобщения к литературным произведениям сибирских писателей. Приобщение дошкольников.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка Любовь Сеидова Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка В динамичном, быстро меняющемся мире, общество.

Исследовательская деятельность школьников как средство реализации творческого потенциала одаренных детейИсследовательская деятельность школьников как средство реализации творческого потенциала одаренных детей Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, требующий разумного и оптимального воспитания, построенного на собственных траекториях развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника
Опубликовано: 16 июня 2019 в 14:47
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД