Получи документы

Проблемы выявления одарённости у детей дошкольного возраста (из личного опыта)

Людмила Ширнина
Проблемы выявления одарённости у детей дошкольного возраста (из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность изучения проблемы одарённости обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из задач совершенствования системы образования в условиях реализации ФГОС ДО. Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одарённости можно и нужно в раннем возрасте. Выявление одарённых детей – очень важная проблема.

Публикация «Проблемы выявления одарённости у детей дошкольного возраста (из личного опыта)» размещена в разделах

В каждом ДОУ есть свой круг проблем, связанных с выявлением одарённости у детей дошкольного возраста. В нашем саду ведётся целенаправленная работа в этом направлении.

Первый этап – «Семья». Не всегда родители готовы к активным познавательным способностям своих детей. Есть случаи, когда ребёнок становится неусидчивым, у него наблюдается нервно – психическая возбудимость, нарушается сон, аппетит. На такие изменения в поведении ребёнка очень часто реакция родителей бывает негативная. В этих случаях мы планируем и проводим индивидуальные беседы с родителями способных детей, консультации на тему: «Как можно выявить одарённого ребёнка», подготавливаем памятки по работе со способными детьми. Ежеквартально организуем выставки детских рисунков, конкурсы чтецов, принимаем участие в районных и интернет конкурсах.

В штатном расписании нашего учреждения нет должности педагога - психолога, который проводит раннюю диагностику задатков каждого ребёнка. Поэтому каждому воспитателю необходимо подобрать и изучить необходимую литературу, пополнять методическую базу и дидактический материал для работы с одарёнными детьми.

В своей работе мы используем программу «Одарённый ребёнок и диагностические методики по данной проблеме. В программе «Одарённый ребёнок исследовательски – диагностический этап ведётся в трё х направлениях:

• Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ педагогического мониторинга);

• Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

• Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Диагностику одарённых детей проводим по методике Векслера. Шкала Векслера - один из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития детей в возрасте 4-6,5 лет. Субтесты сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы. В вербальную шкалу входят субтексты «Осведомлённость», «Словарный запас», «Арифметика», «Нахождение сходства».

В шкалу действий входят субтексты «Дом животного», «Завершение картинок», «Лабиринты», «Конструирование блоков».

1 субтест — «Общая осведомленность» — направлен на изучение кругозора ребенка, запаса имеющихся у него самых общих сведений об окружающей действительности.

II субтест — «Понятливость» — состоит как бы из двух частей. Первые пять вопросов направлены на изучение способности ребенка к самостоятельному принятию решений. Ребенку предлагается ситуация, в которой он должен что-то предпринять, проявив собственную инициативу. Вопросы второй части направлены на изучение уровня знаний ребенком социальных норм и требований, его умения анализировать явления, вскрывать причины, лежащие в основе социальных норм и правил.

III субтест — «Арифметический» — направлен на изучение способности ребенка выполнять арифметические действия в уме, способности к устному счету, а также умения быстро ориентироваться в условиях задачи и находить правильное решение. Данный субтест имеет временные лимиты и проводится с использованием секундомера.

IV субтест — «Аналогии-сходство» — направлен на исследование способности ребенка к обобщению понятий, выделению наиболее существенных их признаков.

V субтест — «Словарь» — анализирует словарный запас ребенка. Отвечая на вопрос, ребенок должен объяснить, что означает то или иное слово, то есть дать определение понятия доступными ему средствами.

VI субтест — «Повторение цифр» — направлен на изучение кратковременной и оперативной памяти и требует достаточной степени концентрации произвольного внимания. Трудности при повторении цифр в обратном порядке могут указывать на пространственно-перцептивные нарушения.

Первые шесть субтестов составляют вербальную часть методики. Предварительные оценки через специальную шкалу переводятся в шкальные. Окончательная оценка субтеста зависит от возраста ребенка. Согласно требованиям теста, чем старше ребенок, тем больше заданий он должен выполнить. Задания внутри каждого субтеста возрастают по степени сложности, с учетом возрастных нормативов. На основании интегральной оценки за все шесть первых субтестов вычисляется вербальный интеллектуальный показатель (ВИП).

VII субтест — «Недостающие детали» — направлен на изучение наблюдательности ребенка, его зрительно-перцептивной памяти, а также умения выделять существенные признаки путем зрительного анализа. Субтест состоит из картинок, на которых изображены предметы с недорисованными деталями и частями. Ребенок должен указать, чего не хватает на данной картинке, причем ему не обязательно называть недостающую деталь, достаточно указать лишь ее место на рисунке.

VIII субтест — «Последовательные картинки» — исследует способность детей устанавливать последовательность событий на основе анализа причинноследственных связей. Ребенок должен как можно быстрее разложить представленные в случайном порядке картинки так, чтобы у него получился связанный рассказ. Оценивается правильность установленной последовательности и время выполнения задания. Составление устного рассказа не требуется.

IX субтест — «Составление фигур из кубиков», или «Кубики Кооса» — направлен на изучение конструктивного мышления ребенка, его способности к анализу и синтезу на предметном уровне. Испытуемый должен составлять определенные узоры из кубиков, соответствующие нарисованным на карточках образцам. Здесь важным является умение перенести элементы восприятия в элементы конструкции. Правильное выполнение первых трех заданий при необходимости демонстрируется испытуемым на кубиках. Оценка зависит от правильности составления узора и времени выполнения задания.

X субтест — «Складывание объектов» — изучает способность к синтезу на предметном уровне, умение составлять целое из отдельных частей, конструктивное мышление. Испытуемый должен из отдельных деталей сложить целую фигуру. Независимо от успешности выполнения, ему даются все задания.

XI субтест — «Кодирование» — исследует способность к распределению внимания, уровень работоспособности. Он представляет собой вариант корректурной пробы и имеет две формы — для детей моложе 8 лет и старше 8 лет.

XII субтест — «Лабиринт» — направлен на изучение зрительно-моторной координации, способности ребенка ориентироваться в пространстве.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

МКАДОУ Петровский детский сад.

Воспитанник: Пасенко Дарья.

Возраст ребенка : 5 лет

Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.

Задачи: Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.

Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.

Формирование осознанного интереса к художественной культуре.

Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю (четверг – 2 половина дня)

ПЛАН: ноябрь – декабрь 2016год.

Содержание занятия Дата проведения занятия Отметка о проведении (роспись педагога)

Рисование елок и больших, и маленьких (по стихотворению И. Токмаковой) цель: передавать в рисунке расположение ближних и дальних деревьев, занимая большую часть бумаги. 10.11.2016 год Ширнина Л. В.

Дидактическая игра: «Придумай пейзаж» цель: упражнять в составлении композиции с многоплановым содержанием. 17.11.2016 год Сидоренко Л. В.

Рисование: «Золотая рыбка» цель: учить изображать рыбку, правильно передавать её форму, хвост, плавники, используя нетрадиционную форму рисования (ватные палочки, развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, творчество. 24.11.2016 год Ширнина. Л. В.

Рисование: «Зимний пейзаж» цель: содействовать формированию любви к родной природе, развивать графические умения. 01.12.2016 год Сидоренко Л. В.

Дидактическая игра: «Придумай портрет» цель: закреплять навыки создания портрета, выразительного образа. Развивать способность определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. 08.12.2016 год Ширнина Л. В.

Рисование с натуры: «Кукла» цель: закрепить графические умения и навыки в рисовании сложного объекта (от общего к деталям) 15.12.2016 год Сидоренко Л. В.

«Азбука декоративных элементов» цель: показать ребёнку смысл, заложенный в каждом узоре, пробудить интерес к народному искусству. 22.12.2016 год Ширнина Л. В.

Дидактическая игра: «Составь узор» цель: учить составлять декоративные композиции - располагать элементы по цвету, на разнообразных силуэтах в стиле определенной росписи. 29.12.2016 год Сидоренко Л. В.

Результаты индивидуальной работы: результативное участие в конкурсах различных уровней; тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

Рекомендации родителям: рекомендовать родителям дополнительные занятия в районной художественной школе; посетить выставки, художественные галереи; консультация для родителей: «Нетрадиционные техники в рисовании».

Публикации по теме:

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы) В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.

Обогащение словаря детей с нарушением слуха на прогулке (из личного опыта) Роль знакомства детей с природой во всестороннем развитии и в особенности обогащении словаря очень велика. Перед воспитателем стоит важная.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Доклад из личного опыта: «Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста» Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной.

Проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС (из опыта работы) Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода,.

Из личного опыта. Методические рекомендации для заучивания стихотворений Методические рекомендации для заучивания стихотворений. Развитие речи детей занимает особое и важное место в работе детского сада. Особое.

Конспект НОД по развитию речи «Рассказывание из личного опыта» Программное содержание: - Учить высказываться на тему из личного опыта. - Закреплять правильное произношение звука щ в словах и во фразовой.

Консультация для воспитателей «Рассказ детей из личного опыта» Рассказы из личного опыта имеет большое значение для развития речи детей. Дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в.

Педагогический анализ проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе Проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит, но в современной науке.

Выступление из личного опыта «Метод «Сочинение умных историй» как средство развития литературных способностей детей Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы выявления одарённости у детей дошкольного возраста (из личного опыта)
Опубликовано: 11 марта 2017 в 12:18
+59Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы выявления одарённости у детей дошкольного возраста (из личного опыта)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ширнина (УИ 119227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД