Людмила Ширнина
Проблемы выявления одарённости у детей дошкольного возраста (из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность изучения проблемы одарённости обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из задач совершенствования системы образования в условиях реализации ФГОС ДО. Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одарённости можно и нужно в раннем возрасте. Выявление одарённых детей – очень важная проблема.
Публикация «Проблемы выявления одарённости у детей дошкольного возраста (из личного опыта)» размещена в разделах
В каждом ДОУ есть свой круг проблем, связанных с выявлением одарённости у детей дошкольного возраста. В нашем саду ведётся целенаправленная работа в этом направлении.
Первый этап – «Семья». Не всегда родители готовы к активным познавательным способностям своих детей. Есть случаи, когда ребёнок становится неусидчивым, у него наблюдается нервно – психическая возбудимость, нарушается сон, аппетит. На такие изменения в поведении ребёнка очень часто реакция родителей бывает негативная. В этих случаях мы планируем и проводим индивидуальные беседы с родителями способных детей, консультации на тему: «Как можно выявить одарённого ребёнка», подготавливаем памятки по работе со способными детьми. Ежеквартально организуем выставки детских рисунков, конкурсы чтецов, принимаем участие в районных и интернет конкурсах.
В штатном расписании нашего учреждения нет должности педагога - психолога, который проводит раннюю диагностику задатков каждого ребёнка. Поэтому каждому воспитателю необходимо подобрать и изучить необходимую литературу, пополнять методическую базу и дидактический материал для работы с одарёнными детьми.
В своей работе мы используем программу «Одарённый ребёнок и диагностические методики по данной проблеме. В программе «Одарённый ребёнок исследовательски – диагностический этап ведётся в трё х направлениях:
• Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ педагогического мониторинга);
• Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
• Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Диагностику одарённых детей проводим по методике Векслера. Шкала Векслера - один из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития детей в возрасте 4-6,5 лет. Субтесты сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы. В вербальную шкалу входят субтексты «Осведомлённость», «Словарный запас», «Арифметика», «Нахождение сходства».
В шкалу действий входят субтексты «Дом животного», «Завершение картинок», «Лабиринты», «Конструирование блоков».
1 субтест — «Общая осведомленность» — направлен на изучение кругозора ребенка, запаса имеющихся у него самых общих сведений об окружающей действительности.
II субтест — «Понятливость» — состоит как бы из двух частей. Первые пять вопросов направлены на изучение способности ребенка к самостоятельному принятию решений. Ребенку предлагается ситуация, в которой он должен что-то предпринять, проявив собственную инициативу. Вопросы второй части направлены на изучение уровня знаний ребенком социальных норм и требований, его умения анализировать явления, вскрывать причины, лежащие в основе социальных норм и правил.
III субтест — «Арифметический» — направлен на изучение способности ребенка выполнять арифметические действия в уме, способности к устному счету, а также умения быстро ориентироваться в условиях задачи и находить правильное решение. Данный субтест имеет временные лимиты и проводится с использованием секундомера.
IV субтест — «Аналогии-сходство» — направлен на исследование способности ребенка к обобщению понятий, выделению наиболее существенных их признаков.
V субтест — «Словарь» — анализирует словарный запас ребенка. Отвечая на вопрос, ребенок должен объяснить, что означает то или иное слово, то есть дать определение понятия доступными ему средствами.
VI субтест — «Повторение цифр» — направлен на изучение кратковременной и оперативной памяти и требует достаточной степени концентрации произвольного внимания. Трудности при повторении цифр в обратном порядке могут указывать на пространственно-перцептивные нарушения.
Первые шесть субтестов составляют вербальную часть методики. Предварительные оценки через специальную шкалу переводятся в шкальные. Окончательная оценка субтеста зависит от возраста ребенка. Согласно требованиям теста, чем старше ребенок, тем больше заданий он должен выполнить. Задания внутри каждого субтеста возрастают по степени сложности, с учетом возрастных нормативов. На основании интегральной оценки за все шесть первых субтестов вычисляется вербальный интеллектуальный показатель (ВИП).
VII субтест — «Недостающие детали» — направлен на изучение наблюдательности ребенка, его зрительно-перцептивной памяти, а также умения выделять существенные признаки путем зрительного анализа. Субтест состоит из картинок, на которых изображены предметы с недорисованными деталями и частями. Ребенок должен указать, чего не хватает на данной картинке, причем ему не обязательно называть недостающую деталь, достаточно указать лишь ее место на рисунке.
VIII субтест — «Последовательные картинки» — исследует способность детей устанавливать последовательность событий на основе анализа причинноследственных связей. Ребенок должен как можно быстрее разложить представленные в случайном порядке картинки так, чтобы у него получился связанный рассказ. Оценивается правильность установленной последовательности и время выполнения задания. Составление устного рассказа не требуется.
IX субтест — «Составление фигур из кубиков», или «Кубики Кооса» — направлен на изучение конструктивного мышления ребенка, его способности к анализу и синтезу на предметном уровне. Испытуемый должен составлять определенные узоры из кубиков, соответствующие нарисованным на карточках образцам. Здесь важным является умение перенести элементы восприятия в элементы конструкции. Правильное выполнение первых трех заданий при необходимости демонстрируется испытуемым на кубиках. Оценка зависит от правильности составления узора и времени выполнения задания.
X субтест — «Складывание объектов» — изучает способность к синтезу на предметном уровне, умение составлять целое из отдельных частей, конструктивное мышление. Испытуемый должен из отдельных деталей сложить целую фигуру. Независимо от успешности выполнения, ему даются все задания.
XI субтест — «Кодирование» — исследует способность к распределению внимания, уровень работоспособности. Он представляет собой вариант корректурной пробы и имеет две формы — для детей моложе 8 лет и старше 8 лет.
XII субтест — «Лабиринт» — направлен на изучение зрительно-моторной координации, способности ребенка ориентироваться в пространстве.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
МКАДОУ Петровский детский сад.
Воспитанник: Пасенко Дарья.
Возраст ребенка : 5 лет
Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.
Задачи: Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю (четверг – 2 половина дня)
ПЛАН: ноябрь – декабрь 2016год.
Содержание занятия Дата проведения занятия Отметка о проведении (роспись педагога)
Рисование елок и больших, и маленьких (по стихотворению И. Токмаковой) цель: передавать в рисунке расположение ближних и дальних деревьев, занимая большую часть бумаги. 10.11.2016 год Ширнина Л. В.
Дидактическая игра: «Придумай пейзаж» цель: упражнять в составлении композиции с многоплановым содержанием. 17.11.2016 год Сидоренко Л. В.
Рисование: «Золотая рыбка» цель: учить изображать рыбку, правильно передавать её форму, хвост, плавники, используя нетрадиционную форму рисования (ватные палочки, развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, творчество. 24.11.2016 год Ширнина. Л. В.
Рисование: «Зимний пейзаж» цель: содействовать формированию любви к родной природе, развивать графические умения. 01.12.2016 год Сидоренко Л. В.
Дидактическая игра: «Придумай портрет» цель: закреплять навыки создания портрета, выразительного образа. Развивать способность определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. 08.12.2016 год Ширнина Л. В.
Рисование с натуры: «Кукла» цель: закрепить графические умения и навыки в рисовании сложного объекта (от общего к деталям) 15.12.2016 год Сидоренко Л. В.
«Азбука декоративных элементов» цель: показать ребёнку смысл, заложенный в каждом узоре, пробудить интерес к народному искусству. 22.12.2016 год Ширнина Л. В.
Дидактическая игра: «Составь узор» цель: учить составлять декоративные композиции - располагать элементы по цвету, на разнообразных силуэтах в стиле определенной росписи. 29.12.2016 год Сидоренко Л. В.
Результаты индивидуальной работы: результативное участие в конкурсах различных уровней; тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
Рекомендации родителям: рекомендовать родителям дополнительные занятия в районной художественной школе; посетить выставки, художественные галереи; консультация для родителей: «Нетрадиционные техники в рисовании».