МААМ-картинки

Консультация «Процесс эвакуации дошкольных учреждений в экстремальных условиях Великой Отечественной войны»

Надежда Левченко
Консультация «Процесс эвакуации дошкольных учреждений в экстремальных условиях Великой Отечественной войны»

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение города Москвы Школа N1582, д\о N2

Доклад

«Из истории дошкольной педагогики»

На тему:

«Процесс эвакуации дошкольных учреждений в экстремальных условиях Великой Отечественной войны»

Выполнила:

воспитатель старшей группы N6

Левченко Надежда Вениаминовна

Москва - 2019 год

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Консультация „Процесс эвакуации дошкольных учреждений в экстремальных условиях Великой Отечественной войны“» размещена в разделах

Исторические эпохи сменяют одна другую, а с ними меняется государственное устройство, мировоззрение людей и их место в обществе. Развитие системы дошкольного образования непосредственно связано с историей государства, с происходящими изменениями в обществе: политического, социально-экономического, научного, культурного характера. Особо показательным в этом плане является период Великой Отечественной войны.

Актуальность данной темы обусловлена для меня тем, что принимаемые в то время решения вполне применимы в современном мире. С учетом положительного опыта, приобретенного в те страшные годы Великой Отечественной войны коллективами педагогов, принимавших максимальное участие в сохранении жизни, защите, охране здоровья и всестороннем развитии детей. В преддверии 75-летия Великой победы над фашизмом в 2020 году, исторический опыт деятельности органов дошкольного образования в годы Великой Отечественной войны имеет важное значение. В экстремальных условиях рассматриваемого периода был накоплен богатый опыт политического, социального, профессионального руководства системой образования, который представляет не только научный, но и практический интерес. Исследование данного опыта весьма полезно в воспитании нового поколения российских дошкольников и для изучения истории Советской дошкольной педагогики студентами педагогических учебных заведений.

Задачи исследования:

Проследить ход эвакуации, ее масштабы в экстремальных условиях войны и формирование сети местных и эвакуированных детских садов.

Процесс эвакуации дошкольных учреждений в экстремальных условиях Великой Отечественной войны

В СССР к 40 - м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников в крупных городах страны. К 1941 г. в столице было 943 детских сада, в которых воспитывались 64989 детей. Это 65,5% детей, охваченных общественным дошкольным воспитанием, из них более 70% дошкольников посещали детские сады при предприятиях, на которых работали их родители. В последующие годы планировалось расширение сети детских садов, повышение квалификации педагогов, но этим планам помешала война.

Стремительное наступление фашистских войск 22 июня 1941 г. на Советский Союз вызвало острую необходимость в срочном перебазировании вглубь страны миллионов людей. Уже на третий день войны было принято решение о создании Совета по эвакуации «для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» из прифронтовой зоны. Началось огромное по масштабам, не имеющее аналогов в мире, перемещение людских и производственных ресурсов в восточные районы страны.

С первых дней Великой Отечественной войны проблема охраны жизни подрастающего поколения приобрела особое значение. В стране была разработана широкая программа спасения детей, оставшихся без родителей, которая стала частью хозяйственно - организаторской работы правительства. Важной составной частью этой программы была эвакуация детских учреждений и организованных групп детей в тыловые районы страны. Массовая эвакуация, прежде всего, затронула крупные промышленные центры: Москву, Ленинград, Харьков, Киев, Минск и др. В числе первых эвакуировались детдома, интернаты и детсады. Вместе с родителями эвакуировали и детей, одновременно с заводами - детские сады, находившиеся в их ведении, нередко эвакуация касалась только дошкольников, выезжавших с воспитателями в отдельные районы, где детские сады превращались в круглогодичные, а чаще круглогодичные «дошкольные интернаты».

Процесс эвакуации проходил в сложных условиях военной обстановки и хаотичного передвижения миллионов беженцев. Ради спасения детей люди не считались с трудностями и опасностями, работали дни и ночи, чтобы в сжатые сроки эвакуировать детей в безопасные районы страны. Советские, партийные и военные органы фронтовых и прифронтовых районов в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 5 июля 1941 г. «О порядке эвакуации населения в военное время» делали все возможное для отправки детей, женщин и стариков в глубокий тыл. Для более оперативного решения задач по эвакуации гражданского населения действовали специальные органы. Из зоны военных действий эвакуация проводилась по указанию военного командования, а из прифронтовых и угрожаемых районов с разрешения Совета по эвакуации. В начале войны работу по эвакуации гражданского населения осуществляло Переселенческое Управление, а с конца сентября 1941 г. этими вопросами стало заниматься Управление по эвакуации населения. Созданное управление разрабатывало планы эвакуации людей из фронтовой и прифронтовой полосы с указанием пунктом расселения, сроков, порядка и очередности эвакуации.

Активное развитие дошкольного воспитания в Москве не было снижено в годы Великой Отечественной войны, когда работа велась по двум направлениям: в эвакуации и в условиях прифронтового города. С первых дней войны в Москве предпринимались серьезные меры противовоздушной обороны (ПВО). В детских садах возникли трудности по организации этих мероприятий. 24 - 25 июня 1941 года была проведена тренировочная воздушная тревога, к которой дошкольные работники и дети были не готовы. Для исправления ситуации были приняты срочные меры. Воспитатели преподносили дошкольникам организацию ПВО как игру, и вскоре дети стали выполнять четкие инструкции. Заведующие детскими садами принимали на себя ответственность за решение об эвакуации учреждений, определяя этим судьбу сотен детей и семей. Московский отдел народного образования помогал организовывать массовый вывоз детей. По плану эвакуации все столичные детские сады были закреплены за районами ближнего Подмосковья, куда их вывезли впервые недели войны, а в октябре 1941 г. было принято решение увезти дошкольников в глубокий тыл. Детские сады вместе с воспитателями были переэвакуированы в Горьковскую, Ивановскую, Куйбышевскую, Омскую, Оренбургскую, Пензенскую, Саратовскую, Челябинскую, Чкаловскую области, Башкирию, Казахстан, Узбекистан и другие отдалённые районы, где продолжали свою деятельность в течение 1 - 2,5 лет. Заведующие и педагоги в нелёгких условиях эвакуации решали вопросы воспитания детей, круглосуточного присмотра за ними, занимаясь бытовыми вопросами и крестьянским трудом (топили печи, носили воду, пасли скот, выращивали и заготавливали овощи и т. д.). Благодаря беспрецедентной в мировой практике эвакуации из Москвы были вывезены 63 тыс. дошкольников (97% воспитанников детских садов, но некоторые дети оставались в прифронтовом городе: к декабрю 1941 г. в Москве действовали 17 дошкольных учреждений. В сложные годы войны решением руководства страны кроме «нормального» типа детских садов были созданы дошкольные интернаты эвакуации, при крупных предприятиях) и санаторные детские сады для детей с туберкулезной интоксикацией. Стараясь помочь родителями и отвлечь детей от тяжёлых впечатлений, московские педагоги и студенты дошкольного отделения МГПИ им. В. И. Ленина на общественных началах организовывали в городе разные формы дошкольного воспитания (детские комнаты при эвакопунктах; «передвижные детские сады», следовавшие за возведением оборонительных рубежей города; дошкольные группы в Московском метрополитене, бомбоубежищах, круглосуточные и ночные группы при «нормальных» типах детских садов и др.).

Реэвакуация дошкольных учреждений началась в 1942 г., к февралю в Москве возобновилась работа ещё 25 детских садов, к июлю действовало уже 149. К концу войны при участии заводов, министерств, организаций и жителей столицы были собраны средства, детская мебель, игрушки, продукты, позволившие на 71% восстановить довоенную дошкольную сеть. Особое значение в области дошкольного воспитания представляет период эвакуации детских садов Москвы в отдалённые регионы страны. Столичные воспитатели не только подготавливали детей к школе, но и занимались с воспитанниками начальных классов, освоив школьную программу; проводили уроки и открытые занятия в местных школах, что существенно повысило успеваемость учеников в регионах. Кроме того, передовой опыт москвичей перенимали коллеги из других субъектов СССР, оказавшиеся соседями по эвакуации : Киев, Минск, Махачкала, Свердловск, Харьков, другие крупные города и областные центры устраивали «открытые уроки», делились опытом и наработками, среди которых подавляющее большинство было предложено московскими педагогами (до 70%, по сохранившимся архивным данным). Вышесказанное позволяет утверждать, что вынужденная эвакуация детских садов Москвы явилось предпосылкой для дальнейшего развития дошкольной педагогики страны.

ВЫВОДЫ

С наступлением войны, забота о подрастающем поколении являлась одной из важнейших государственных задач. Экстремальные условия в начале войны требовали незамедлительной эвакуации дошкольных учреждений и детских домов из прифронтовых условий вглубь страны для спасения детей. Была проведена массовая эвакуация, поражающая своими масштабами, не имеющая аналогов в мире. Процесс эвакуации проходил в сложных условиях военной обстановки. Многие дошкольные учреждения превратились в круглогодичные дошкольные интернаты. Педагоги занимались обустройством быта, уходом, воспитанием и обучением детей в условиях круглосуточной работы, сохранением жизни, физического и психического здоровья воспитанников. Функционирование московских детских садов в эвакуации явилось стимулом к развитию дошкольного воспитания в отдалё нных регионах страны: национальные педагогические кадры включались в работу дошкольных учреждений, овладевали методикой дошкольного воспитания, создавали детские сады по образцу столичных, что стало предпосылкой к развитию дошкольного воспитания в субъектах страны.

Партийные и общественные организации, колхозы и народ взяли на себя заботу о детях, оказывая им всемерную помощь. В столице, педагоги и студенты дошкольного отделения МГПИ им. В. И. Ленина организовывали в городе разные формы дошкольного воспитания (детские комнаты при эвакопунктах; «передвижные детские сады», следовавшие за возведением оборонительных рубежей города; дошкольные группы в Московском метрополитене, бомбоубежищах, круглосуточные и ночные группы при «нормальных» типах детских садов и др.).

Детские сады в годы войны внесли огромный вклад в победу! Они не просто спасли детей, они спасли наше будущее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волобуева, Л. М. Детские сады в годы войны : факты и воспоминания // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 3. - C. 115 - 122.

2. Голдовская, А. А. Подвиг воспитателей московских детских садов в годы Великой Отечественной войны // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 12 - 20.

3. Куманев, Г. А. Война и эвакуация в СССР, 1941-1942 гг. // Новая и новейшая история. - 2006. - № 6. - С. 7 – 27.

4. Куфаев, В. И. Забота о детях в дни Великой Отечественной войны // Советская педагогика. - 1942. - № 8 - 9. - С. 24 - 31.

5. Организация работы и режим в детских садах в условиях Отечественной войны // История советской дошкольной педагогики : Хрестоматия. / Сост. : Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко, Н. Б. Мчедлидзе и др. ; Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М. : 1980. - С. 281 - 283.

6. Флёрина, Е. А., Залкинд, Э. И., Красногорская, Л. И., Метолов, H.A. Работа студентов с детьми в дни войны. Из опыта кафедры дошкольной педагогики им. В. И. Ленина // Дошкольное воспитание. - 1942. - № 7. - С. 21 - 25.

Публикации по теме:

Беседа с детьми «Дети-герои Великой Отечественной войны» Беседа с детьми и рассматривание иллюстраций: «Дети-герои Великой Отечественной войны» старшая группа «Б» Цель: прививать детям чувство.

Фотоотчет о посещении ветерана Великой Отечественной войныФотоотчет о посещении ветерана Великой Отечественной войны В преддверии Дня Победы воспитанники подготовительной к школе группы «Калинка» из детского сада №1 «Колокольчик» посетили ветерана Великой.

Конспект НОД «Юрий Смирнов — герой Великой Отечественной войны» Конспект НОД: «Юрий Смирнов-герой Великой Отечественной войны». Цель: Расширение представлений детей об истории родного края, воспитание.

Конспект занятия и презентация «Герои Великой Отечественной войны» Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Герои Великой Отечественной войны».

Консультация для родителей «Чтим родную историю. 25 улиц Ставрополя названы в честь воинов Великой Отечественной войны» 25 улиц Ставрополя названы в честь воинов Великой Отечественной войны Биографию городов можно изучать по их достопримечательностям, памятным.

Консультация для родителей «Салюты Великой Отечественной войны» — историяКонсультация для родителей «Салюты Великой Отечественной войны» — история Традиция отмечать крупные победы Советской армии артиллерийскими салютами появилась в 1943 г. По свидетельству современников, автором.

Час памяти «Солдатам Великой Отечественной войны посвящается» Мероприятие посвящается воинам, отдавших свою жизнь, ради нашей жизни Час памяти «Солдатам Великой Отечественной войны посвящается» Мероприятие.

Патриотическое воспитание учащихся на примере Великой Отечественной войныПатриотическое воспитание учащихся на примере Великой Отечественной войны Победа в Великой Отечественной войне является одной из немногих абсолютных ценностей, объединяющих граждан СНГ. Именно эта тема стала для.

Рассказы детям о героях Великой Отечественной Войны АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ Осенью 1942 года курсант Краснохолмского пехотного училища Александр Матросов добровольцем отправился на Калининский.

Сценарий ко Дню Победы «71 годовщина со дня окончания Великой Отечественной войны» Сценарий ко Дню победы ЗВУЧИТ ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вед. Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемы гости! Сегодня в этот солнечный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Процесс эвакуации дошкольных учреждений в экстремальных условиях Великой Отечественной войны»
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 01:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД