Тамара Коренькова
Проект «Академия семейного счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление ПРОЕКТА
Одной из принципиальных отличительных особенностей современного дошкольного образования детей с ОВЗ является глубокое и пристальное внимание к проблемам взаимодействия специалистов ДОУ и семьи.
В «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» подчеркивается, что повышение эффективности воспитания возможно только при условиях объединения усилий семьи и других социальных институтов.
Определяющую роль в организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ играют специалисты и педагоги.
Публикация « Проект „Академия семейного счастья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В настоящее время семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, уделяется много внимания со стороны государства. Но, тем не менее, такие семьи часто сталкиваются с непредвиденными трудностями, для успешного преодоления которых у родителей часто не хватает знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия с ребенком, имеющего ограниченные возможности здоровья.
Необходимо отметить, что, несмотря на интенсивную работу специалистов и педагогов в оказании помощи семьям воспитывающих особых детей по детско-родительскому взаимодействию, а так же, не смотря на отдельные эмпирические данные, свидетельствующие о позитивных результатах этой работы, таких мер оказывается недостаточно, и эффективного взаимодействия специалистов, педагогов и родителей удается добиться далеко не всегда.
Объясняется это, прежде всего отсутствием структурированной научно-методологической базы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и семьи. Уже достаточно долгое время данный раздел находится в стадии разработки и систематизации.
Все вышеизложенное обуславливает целесообразность апробации данного проекта, целью которого является: психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ и наработка методологической и практической базы в области взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и семей воспитывающих особых детей (принципы, формы и методы организации взаимодействия с ребенком).
Представленные в проекте материалы могут быть использованы во всех образовательных учреждениях дошкольного и школьного образования, где воспитываются или обучаются дети с ОВЗ.
Проект включает в себя три раздела: в первом - содержатся практические материалы проекта; во втором - даны методические рекомендации к подготовке и проведению работы по взаимодействию с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии; в третьем - примеры индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с различными формами ОВЗ.
Концепция проекта отражает важный пласт в развитии взаимодействия ДОУ комбинированного вида с семьей воспитывающей ребенка инвалида и нацелена обеспечить возможность на получение качественного и полноценного психологического сопровождения родителей (или лиц их заменяющих) воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья. Как уже говорилось выше, идея проекта предполагает возможность использования данного опыта и другими образовательными учреждениями компенсаторной направленности и проектирует создание совершенно нового и адаптированного к условиям и потребностям ДОУ психологического сопровождения родителей, способного расширить ресурсные возможности семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Непременным условием исполнения миссии проекта становится работа с семьями, находящихся в зоне риска социальной депривации.
Внутренний стандарт качества сопровождающего процесса синтезируется из следующих (верифицируемых) качес
тв:[/b]
- формы работы, направленные вариативность работы с семьями;
- уровня профессионализма специалиста (владение широким спектром терапевтических направлений, а также арсеналом сопутствующего инструментария;
- уровня контактности и заинтересованности участников проекта (на выходе - качества родительского потенциала);
- средств сопровождающего процесса;
Образ родителя или семьи в соответствии с миссией проекта предполагает:
- развитие индивидуальности каждого родителя, его особенных, уникальных способностей и возможностей участии воспитания и развития ребенка с ОВЗ;
- развитие потребности в сохранении и укреплении своего родительского ресурса;
- формирование целостного миропонимания, личностной самооценки, культуры межличностных отношений;
- умение взаимодействовать с другими людьми и жить в любых коммуникативных режимах;
-формирование у семьи в целом универсальных знаний, позволяющих решать проблемы в сфере взаимодействия с особым ребенком;
- формирование компетентностей, которые смогут стать основой успешной социализации семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Структура проекта
Взаимодействие образовательного учреждения компенсирующей направленности и семьи – это систематизированный, сознательно организованный процесс, интегрирующий действия специалистов, педагогов, родителей и детей, направленные друг к другу. Это взаимосвязь образовательного учреждения и семьи в процессе совместной деятельности и общения.
Определяющую роль в организации психолого-педагогического сопровождения семьи играют специалисты и педагоги.
Данный проект ориентирован на неизбежность вступления всех его участников в специфическую социальную связь. Таким образом, социальная связь осуществляется путем зависимого взаимодействия всех участников проекта, реализующаяся через их социальные действия.
Однако от того, насколько оно будет продуктивным, зависит эффективность всего психолого-педагогического процесса сопровождения семьи.
В социальной связи образовательного учреждения и семьи можно выделить:
- объекты связи (психолог, дефектолог, логопед, педагог, муз. работник, родители, дети);
- предмет связи (воспитание, обучение и развитие детей, их социализация и формирование личности; поддержка и развитие ресурса семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ);
- механизм регулирования взаимоотношений специалистов, педагогов и членов семьи.
В зависимости от участия во взаимодействии всех участников проекта могут осуществляться четыре варианта взаимодействия:
- межличностное;
- личностно-групповое;
- личностно-массовое;
- межгрупповое.
Любое действие определяют:
- действующий субъект (его индивидуальные психологические особенности, характер, темперамент, коммуникативные умения, способности);
- субъект на которого направлено воздействие;
- средства воздействия;
- способ использования средств воздействия;
- реакция индивида, на которого направлено действие.
Продуктивное взаимодействие участников проекта (специалистов, педагогов, родителей и детей) неизбежно приводит к позитивному изменению их личности.
В связи с этим, определяющая роль в осуществлении замысла проекта принадлежит подбору адекватных и продуктивных способов, приемов и средств воздействия на семью воспитывающую ребенка с ОВЗ.
Для организации продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и семьи воспитывающей ребенка инвалида необходимо:
1) равенство психологических позиций всех субъектов взаимодействия, независимо от их возраста и социального статуса;
2) равное признание активной роли в жизни образовательного учреждения каждого субъекта взаимодействия;
3) психологическая поддержка друг друга и взаимопомощь.
Достижение таких условий продуктивного взаимодействия осуществляется в процессе совместной деятельности и коммуникативного контакта.
В организации взаимодействия образовательного учреждения комбинированного вида и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ следует выделить основные принципы и правила, соблюдение которых эффективно влияет на организацию сотрудничества всех участников проекта «АСС».
4 основных принципа проекта:
1. Обеспечение субъективной позиции всех участников проекта
2. Организация совместного творческого сотрудничества
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей воспитывающей особого ребенка.
4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников проекта, направленных на психолого-педагогическое сопровождение семьи в целом.
Основные требования реализации проект
а:[/i]
1) Специалисты и педагоги максимально содействуют развитию способности родителя осознавать свое «Я» в связях с ребенком, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия;
2) Отказ от директивного взаимодействия, как с родителями, так и с детьми;
3) Стремиться к поиску совместных решений;
4) Обязательное включение семьи в процесс целеполагания и планирования воспитательной и развивающей деятельности направленной на положительную динамику социализации ребенка;
5) Развивать у членов семьи мотивацию к участию в совместной деятельности через опору на внутрисемейные интересы и потребности;
6) Способствовать успеху и результативности в любой деятельности;
7) Опираться на положительные стороны родителей и детей;
8) Организация взаимодействия участников проекта строится только при условии адекватного представления о функционировании конкретной семьи, об особенностях внутрисемейных взаимоотношений;
9) Содействие оптимизации семейных взаимоотношений посредством программ ориентированных на развитие ресурса семьи;
10) Предоставление возможности родителям и детям активно участвовать в распределении ролей, функций, обязанностей, ответственности в совместной деятельности.
В практическую часть проекта «АСС» входит реализация следующих программ
1. "Счастливы вместе"
2. "Мой родительский ресурс"
3. "Семейная плассотерапия"
4. "Семейная клоунтерапия"
5. "Семейная развивайка"
Безусловно, что за семейным консультированием остается не последнее место в работе с семьей.
Данный проект предполагает, прежде всего, совместную работу специалистов и педагогов с родителями в различных форматах встреч по формулам: СПЕЦИЛИСТ + РОДИТЕЛЬ; СПЕЦИАЛИСТ + РЕБЕНОК; СПЕЦИАЛИСТ + ПЕДАГОГ; СПЕЦИАЛИСТ + РОДИТЕЛЬ + РЕБЕНОК. Этот вариант сотрудничества с семьей, на наш взгляд, является самым оптимальным и продуктивным.
В состав групп входят семьи с похожими проблемами, что очень способствует принятию своей внутрисемейной ситуации и ориентированию родителей на преодоление основных проблем в воспитании ребенка и социализации семьи в целом.
Например, родительские терапевтические группы могут формироваться для семей имеющих детей с различными трудностями в развитии (с ЗПР, гиперактивных, с невротическими расстройствами, синдромом Дауна, аутизмом и др. проблемами в развитии).
Содержание работы по данному проекту может меняться в зависимости от уровня просвещения родителей по вопросам воспитания детей до психотерапевтической работы с ними, направленной на выявление и проработку родительского стиля (детский опыт родителя, супружеские проблемы, личностные проблемы родителя).