Проектирование образовательного маршрута и профессиональной карьеры педагогов дошкольной образовательной организации

Галина Сытник
Проектирование образовательного маршрута и профессиональной карьеры педагогов дошкольной образовательной организации

Всякий раз, когда вы ставите перед собой какую –

либо цель, вам нужно расти и развиваться до

такого уровня, который позволит вам достичь ее.

(Брайан Трейси)

Актуальность

Современная система образования претерпевает серьёзные изменения. В соответствии с требованиями ФГОС, одним из ведущих направлений развития выступает деятельный характер образования.

Главной, ключевой фигурой, способной осуществлять поставленные образовательные и воспитательные задачи, является педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности. Следовательно, возникает необходимость становления педагога,способного:

• Решать сложные задачи, стоящие сегодня перед дошкольным образованием;

• Владеть полным арсеналом педагогических технологий и инновационных методик;

• Уметь работать в команде (индивидуальныный режим сегодня недостижим;

• Работать в виртуальной среде и открытом индивидуальном пространстве;

Организовывать и учавствовать в проектах;

• Уметь работать в поликультурной среде;

• Знать современные учебно-методические комплексы, программы и мотивировать выбранные из них для реализации;

• Уметь использовать в своей работе интерактивные средства обучения;

• Обеспечивать формирование ключевых компетенций воспитанников.

Требования к воспитателю содержатся в ряде нормативных актов:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"[ 13]

• Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта».[ 11]

В каждом из этих документов, принятых в разное время и с разной целью, требования рассматриваются с различных позиций. Модернизационные процессы в системе образования заставляют пересмотреть модель профессионального обучения и самообучения воспитателя, искать новые подходы к подготовке такого педагога, который способен быстро адаптироваться в профессиональном сообществе, самостоятельно и творчески решать вопросы, связанные с воспитанием, обучением и развитием детей раннего и дошкольного возраста.

Общество требует от образовательных организаций подготовки подрастающего поколения, не только обладающего знаниями, но и могущего самостоятельно применить их на практике для решения различных проблем, умеющего адаптироваться в меняющихся жизненныхситуациях в связи с развитием и использованием новых технологий наступившего века.

Главной, ключевой фигурой, способной осуществлять поставленные образовательные и воспитательные задачи, является педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности. Понимание необходимости изменений профессионально-ценностных ориентаций в условиях личностно-ориентированного обучения приводит к осмыслению вопроса по совершенствованию системы подготовки педагогических кадров. И наиболее эффективным является составление индивидуального маршрута для педагогов ДОУ.

Однако, как на сегодняшний день многие педагоги испытывают существенные трудности в выборе образовательного маршрута и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор, за свой личностный и профессионально-образовательный рост.

В качестве одного из путей решения этой проблемы можно рассматривать педагогическое проектирование индивидуально-образовательного маршрута, как средство гуманизации образования, поскольку проектирование позволяет создать условия для удовлетворения образовательных потребностей педагога в качественном образовании, посредством разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Анализ исследования учееных по проблеме.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что исследования возможных типов индивидуально-образовательных маршрутов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях впервые были описаны в работах А. Г. Гогоберидзе [5] и Тимофеевой Ю. Ф.

В работах И. С. Батраковой[5], И. В. Бестужев-Лада, Е. С. Заир-Бек, М. М. Поташника, рассматриваются теоретические основы педагогического проектирования, развития и управления новыми образовательными системами.

Данные исследования говорят о ценности индивидуально-образовательного маршрута которая позволяет на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности.

Существенное заначение при этом имеют механизмы, связанные с возможностью выбора и использования индивидуальной траектории развития профессиональной компетенции педагога в зависимости от его потребностей и возможностей.

В концепции Д. Коньяртса, Дж. Стивена и Г. ван Хорбека выделяются четыре возможные базовые ориентации педагоговна различные удобные для них модели обучения:

-ориентация на теоритические модели обучения («путем анализа абстрактных концепций»).

-ориентация на обучение через освоение каких либо умений, технологий («копирование эффективного опыта»)

-«обучение через рефлексивное наблюдение»

-«обучение через активное эксперементирование».

В каждом человеке ни одна из этих ориентаций не представленна в чистом виде. На сегдняшний день значительная часть педагогов затрудняются сформировать индивидуальный образовательный запрос.

В условиях вариативности задач, которые диктует нам ФГОС, каждый педагог имеет право самостятельно выбирать значимый для него аспект и определять последовательность и ресурсы его решения.

Только в этом случае, учитывая профессиональные запросы, интересы и потребности, возможнно полное использование потенциала педагогов.

При этом очень важно, чтобы у каждого педагога была сформулирована личностно-ориентированная задача по проектированию индивидуально-образовательного маршрута, что способствует повышению личностного и профессионально-образовательного роста педагога.

Индивидуальный маршрутносит сугубо индивидуальный характер и определяется в каждом отдельном случае исходя из целого ряда фактров:

• опыта работы;

• уровня профессиональной компетенции;

• характера образовательных запросов и интересов педагога;

• конкретных достижений и слабых строн.

Сроки реализации маршрута варьируются от одного до трех лет взависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и поставленных задач.

В маршруте педагог определяет:

профессиональные проблемы и затруднения;

• цели и задачи своего профессионального развития;

профессиональные умения и навыки, которые необходимо сформировать;

• средства (модели и механизмы) решения поставленных задач.

Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации и оптимизации деятельности педагога, в профессиональном росте, и использовании внутренних и внешних факторов стимулирующих повышение удовлетворенности образовательными услугами различных субъектов образовательного процесса.

Ученые, занимающиеся выявленной данной проблемой, которая считают, что групповая развитие

педагогов профессиональное дошкольного образования интернет по индивидуальным тестов образовательным маршрутампочты позволяет получить ожидаемым следующие результаты: форм сделать знания особенности лич дидактическогностно-значимыми, дать администрация им практическое включает направление;усилить мы поисково-исследовательский, проблемный, творческий проектный характер процесса обучения;создать технологиях образо обучением вательное пространство, практике что обеспечивает проблем слушателямусвоение таким индивидуальных способов форме и средств эволюции обучения, формирования мотивировать общекультурных, общепр икт офессиональных основе и профессиональных воспитательных компетенций личности.

Таким образом, интересам роль индивидуальных политики образовательных маршрутов результата в

системе силы образования педагогов рисков дошкольногообразования образовательного велика и дать требу обучениеет их учебной внедрения в уточнения образовательные организации.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога.

Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.

Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:

• изменения, происходящие в образовании;

• запросы и потребности участников образовательного процесса.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

- реализацию маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Структура индивидуального маршрута

профессионального развития педагога

Титульный лист

Название ДОУ___

Ф. И. О. педагога:___

Город, год создания___

Информационная справка об авторе ИОМ

Ф. и. о.

Занимаемая должность:

Образование:

Дата прохождения аттестации:

Квалификационная категория:

Дата прохождения курсов повышения квалификации:

Педагогический стаж:

Пояснительная записка (анализ ситуации, выделение проблемы)

Индивидуальная тема по самообразованию;

• Цель

• Задачи

• Форма самообразования

• Предполагаемый результат

• Сроки работы над проблемой

Форма отчета о проделанной работе

При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой детского сада и методического объединения.

Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до трех лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач. (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).

Формы самообразования педагога:

• Индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог.

• Групповая форма в виде деятельности методическогообъединения, семинаров, практикумов,курсов повышения квалификации.

• В индивидуальном образовательном маршрутеотражаются следующие направления деятельности:

Профессиональное (содержание работы в ДОО)

психолого-педагогическое (ориентированное родителей)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

• информационно-компьютерные технологии

• здоровье

Что может включать каждое направление?

Профессиональное:

1. Изучить новый образовательный стандарт, уяснить их особенности.

2. Изучение новых примерных образовательных программ, уяснение их особенностей и требований.

3. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

4. Плановое повышение квалификации на курсах

5. Профессиональные публикации.

6. Участие в конкурсах профессионального мастерства

Психолого-педагогическое:

1. Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы.

2 Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения.

Методическое:

1. Совершенствовать знания современного содержания образования

дошкольников.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приемами работы с

дошкольниками.

3. Повышение своего уровня педагогического мастерства для

продолжения работы в условиях методического объединения.

4. Участие в экспертных комиссиях (работа в рамках аттестации

педагогов).

5. Организовать работу с одаренными детьми и добиться активного и

результативного участия детей во всех творческих конкурсах и

олимпиадах разного уровня.

6. Изучать опыт работы лучших педагогов города, региона через

Интернет.

7. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Периодически проводить самоанализ профессиональной

деятельности.

9. Создать собственные программы, методические рекомендации,

сценарии досуговых мероприятий.

10. Представлять опыт работы через открытые мероприятия.

11. Участие в конкурсах.

12. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на

педсоветах, конференциях.

13 .Обобщение и распространение собственного педагогического

опыта

Информационно-компьютерные технологии

1. Изучать информационно компьютерные технологии и внедрять их в

образовательный процесс.

2. Совершенствовать навыки работы на компьютере.

3. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

4. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

5. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный

проектор).

6. Составление мультимедийных презентаций для работы с детьми и

родителями.

7. Сбор и анализ в Интернете информации по педагогике и психологии.

8. Разработать комплект сценариев игровых занятий с применением

информационных технологий и формировать копилку методических

материалов

9. Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний в

электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной

работы в группе.

10 Участие в конкурсах в Интернете.

11 Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

Охрана здоровья

1 Внедрять в образовательную деятельность здоровьесберегающие

технологии.

По каждому направлению определяются показатели, виды

деятельности и сроки исполнения.

Разделы ИОМ:

• Изучение литературы, связанной с темой самообразования

• Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

• Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

• Участие в системе общесадовой методической работы

• Обучение на курсах в системе повышения квалификации

• Руководство повышением квалификации других педагогов

Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ по месяцам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.

Формы самообразовательной деятельности педагога по программе:

-курсы повышения квалификации;

-методические объединения, ОМЦ;

-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;

-подготовка к аттестации;

- научно-практические конференции;

-обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;

- освоение информационных технологий образования ивоспитания;

-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития педагога;

-обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования в проблемных группах;

- работа творческих мастерских педагогов-исследователей;

- проведение самоанализа деятельности педагога за год, рефлексия

своего опыта.

Ожидаемые результаты:

• повышение качества образовательной деятельности педагога

• разработанные и изданные методические пособия, статьи,

программы, сценарии и др.

• разработка новых форм, методов и приемов работы с детьми

Формы представления результатов педагогической деятельности

Педагога:

• Программы игровых занятий

• Методическая продукция

• Портфолио

• Творческий отчет

• Мастер-класс

• Творческая мастерская

Педагогический проект

• Отчет о результатах (ходе) инновационной деятельности

Профессиональные конкурсы

• Презентация опыта работы по выявленной проблеме

На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и

задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности.

Сытник Галины Николаевны.

Занимаемая должность :воспитатель

Образование:средне профессиональное ГБООУ РО «Донской педагогический колледж» 2015г. На данный момент студентка ЮФУ третий курс.

Дата прохождения курсов повышения квалификации: 28.05.2015г.

Педагогический стаж:7 лет

Кредо: «Дети это наше все»

Тема самообразования:

«Развитие мелкой моторики дошкольников»

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

Форма самообразования : индивидуальная

Предполагаемый результат

- проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

- разработка новых форм, методов и приемов

Сроки работы над проблемой 3 год

Форма отчета о проделанной работе

• Подготовить консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

• Провести анкетирование родителей.

• Составить картотеку пальчиковых игр для младшего и среднего возраста.

• Сообщение на заседании МО воспитателей.

• Оформление результатов в виде реферата.

Актуальность

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обуловлена возрастными психологическимии физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннеепредставление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления и форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо нетолькотренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Содержание работы

Профессиональное:

- знакомство с новыми педагогическими технологиями в условиях доступной среды.

- повышать квалификацию на курсах для воспитателей ДОУ.

- разработка рабочих программ по направлениям.

- участие в конкурсах профессионального мастерства

-мастер-класс «Веселые пальчики» для родителей воспитанников старшей группы

- познавательное развлечение совместно с родителями «Путешествиев страну пальчиковых игр»

- мастер-класс для воспитателей

Психолого- педагогическое :

- совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики.

- повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения

Методическое:

-Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.

-Участие в работе районного МО воспитателей.

- Организация работы с одарнными детьми и участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ

- Участие в работе педсоветов

- Разработка конспектов занятий, консультаций, анкет для родителей.

- Публикация материалов по теме на сайте

- Участие в педсоветах, семинарах ДОУ

Информационно-компьютерные технологии

-Изучать информационно компьютерные технологии и внедрять их в образовательный процесс.

-сайт ежемесячно пополнять.

-Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).

-Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве воспитателя

-Сбор и анализ в Интернете информации по дошкольному обучению, педагогике и психологии.

-Разработать комплект НОД с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов

- Разработать пакет тестового материала в электронном виде.

-Участие в конкурсах в Интернете.

-Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

Охрана здоровья:

- Внедрять в образовательныйпроцесс здоровье-сберегающие технологии: динамические паузы, релаксация, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения).

Список литературы

1. Акулова О. В., Писарева С. А. Как написать квалификационную работу по педагогике. // учебное пособие. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -73 с.

2. БарберМ, Мишед М. Как добится высогкого качества образования в школах // Вопросы образования. -2008

3. Батракова И. С., Чекалева Н. В. Учебно-методическое обеспечение как условие повышения качества подготовки // Педагогика в вузе: наука и учебные предмет. -СПб, 2000. -с. 319-335

4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.Ростов на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.- 560 с.

5. Гогоберидзе А. Г. Образование студента // задачник по самодиагностике и самоинформированию. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 203 с.

6. Дерзкова Н. П. Системный подход к развитию профессионализма педагогических работников при введении в ФГОС общего образования. [ Электронный ресурс]- Сайт. -URL: standart.edu.ru, (Свободный).

7. ДушковаБ. А., Королева А. В., Смирнов Б. А.Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эгрономика. –М. 2005.

8. Лабунская Н. А. Педагогическое исследование современного студента.СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 76 с,

9. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

10. Лоренц В. В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: автореф. дис. …д-р. пед.наук :13.00.01 13.00.08 /Лоренц Виктория Викторовна. – М., 2001.-С. 49.

11. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание)// Вестник образования. -2013-№8.-С. 4-43.

12. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007.

13. Федеральный закон Об образованиив Российской Федерации: текст с изменениями на 2017 год.- Москва: Эксмо, 2017. –С. 224.- (Актуальное законодательство).

14. Фиалкина Т. В. «Современные проблемы управления образовательной деятельностью и повышения компетентности педагогов и родителей». URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-professionalizatsii-pedagoga-na-osnove-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta (дата обращения 02.02.2018г)

Публикации по теме:

Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС Доклад «Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС ДО» Уважаемые коллеги! Политика.

Эссе на тему «Миссия педагога дошкольной образовательной организации» «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в.

Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации Речь в статье пойдет об особенностях организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации. В.

Особенности управления персоналом в дошкольной образовательной организации Изменения, которые сегодня происходят в системе общего образования, обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию.

Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной организации Милютина Светлана Владимировна старший воспитатель МАДОУ МДС № 49 Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной.

Портрет современного руководителя дошкольной образовательной организации Портрет современного руководителя дошкольной образовательной организации В любой профессиональной деятельности особую значимость приобретает.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности детей .

Правовой статус дошкольной образовательной организации Правовой статус дошкольной образовательной организации Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ дошкольной образовательной организацией.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-коммуникативному развитию В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может.

Тематическое планирование сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации Для тематического планирования сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации необходимо определить тематику сюжетно-ролевых.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Сад и огород
  • Сад и огород
Автор публикации:
Проектирование образовательного маршрута и профессиональной карьеры педагогов дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 20:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День песочных построек на МААМ

Очередной тематический день посвящен ценному строительному материалу, который встречается даже в детской песочнице. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про...

17 июня. День пустынь

17 июня отмечается экологический праздник ООН – День борьбы с опустыниванием. Он посвящён проблеме постепенного распространения пустынь, которое происходит по причине хозяйственной деятельности человека....


Горячие темочки