Проектная деятельность в детском саду как одна из форм духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Татьяна Павленко
Проектная деятельность в детском саду как одна из форм духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

«Главное в человеке – это не ум,

а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».

Ф. М. Достоевский

На сегодня, одной из главных и немало важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей.

Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей возможны только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, при формировании подлинно нравственных граждан.

И такую, проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Дети – наше будущее, будущее нашей страны и то, каким оно будет завтра у них, зависит от того, какими мы воспитаем их сегодня.

Все это подтверждает актуальность и приоритетность духовно-нравственного воспитания детей.

Детство – это период развития всех сил человека, как физических, так и душевных, период приобретения знаний об окружающем мире, период формирования благонравных навыков и привычек, накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни со становлением самосознания и самоопределением. Поэтому так важно, уже в дошкольном возрасте посеять в маленьких гражданах семена таких понятий, как Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты – те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения людей. Ведь, то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.

Сегодня, одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» сформулирован современный национальный воспитательный идеал: «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Тем самым, духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Но, не стоит забывать, что большая роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье. Вся работа в данном направлении должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и семьи. Для ребенка, огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей. Задача воспитателя, включить в активную работу родителей, помочь осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами. Общими усилиями, помочь, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Проектный метод позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию. Интегрированный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.

А самое главное, что метод проектов предполагает вовлечение родителей в проектную деятельность как активных участников, которых тоже нужно учить применять нравственные нормы в повседневной жизни. Поэтому наши родители стали нашими помощниками. Ни один проект не проходит без участия родителей. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.

На протяжении последних лет были разработаны и реализованы следующие проекты:

«Единство – наша сила». Проект - групповой, краткосрочный, познавательно-творческий.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей к истории своей страны, воспитание чувства патриотизма, способствовать развитию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией к национальным праздникам.

Продукт проекта: выставка детских рисунков «Мы дружбою своей сильны, и Родиной своей Горды», тематическое развлечение «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды».

«Спешите делать добро!» Проект - групповой, интегрированный, информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.

Цель проекта: повышение нравственных качеств личности дошкольников, предоставив возможность проявить социальную активность, через совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Продукт проекта: театрализованное представление для детей с ограниченными возможностями «Муха Цокотуха», благотворительная акция «От чистого сердца» - сбор одежды, школьных принадлежностей, игрушек, вещей, книг для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

«Никто не забыт, ничто не забыто». Проект - групповой, творческий, информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.

Цель проекта: формирование у дошкольников гражданской позиции, духовно-нравственных чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне, вкладе детей и взрослых в победу нашего Отечества.

Продукт проекта: оформление фотоальбома из семейного архива семей воспитанников «Бессмертный полк», участие в смотре-конкурсе чтецов среди воспитанников МАДОУ «Детский сад № 3», посвященный 73-годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г. "Стихи, рожденные войной. ", акция «Георгиевская ленточка», участие в движении праздничного шествия к памятнику погибшим Верхотурцам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г., а также в шествии «Бессмертного полка».

«Верхотурье – моя малая Родина». Проект - групповой, информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.

Цель проекта: повышение уровня духовно-нравственных и патриотических качеств личности, способствующего воспитанию чувства гордости и любви к своему родному городу, применяя различные формы и методы организованной деятельности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

«Сундучок русских народных сказок». Проект - групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.

Цель проекта: развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей, формирование представлений о духовно-нравственных ценностях через сказочных героев русских народных сказок.

Продукт проекта: выставка рисунков «Герои русских народных сказок», создание альбома из фантиков «Герои сказок», семейное изготовление книг своими руками «Моя любимая сказка», театрализованное представление с участием детей «Теремок», театрализованное представление с участием родителей «Заюшкина избушка».

«В гости к дедушке Фольклору». Проект - групповой, позновательно-творческий, долгосрочный.

Цель проекта: приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, через ознакомление и проведение народных фольклорных праздников.

Продукт проекта: игровая программа с участием родителей «Коляда, Коляда в детский сад пришла», фольклорный праздник «Весенние посиделки с мамочками».

Таким образом, мы пришли к выводу, что в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей – духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада и семьи, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию духовно-нравственных чувств, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Мы считаем, что метод проектной деятельности актуален и очень эффективен для формирования духовно-нравственного воспитания.

В заключении хочется сказать, что наш путь – это не просто возврат к российской старине. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим народом и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы. Ведь именно от нас зависит сегодня, какими будет наше подрастающее поколение, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное с раннего детства.

Публикации по теме:

Театральная деятельность как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Театральная деятельность, как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Введите.

Актуальность духовно нравственного воспитания детей Пояснительная записка: 1. Актуальность: Актуальность духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Из личного опыта «Основы духовно-нравственного воспитания в детском саду» «Основы духовно – нравственного воспитания в детском саду «(личный опыт). Я работаю в детском саду не так давно, но я очень рада что выбрала.

Национальная культура — важное условие воспитания подрастающего поколения в условиях ФГОС дошкольного образования Народные традиции они есть и всегда будут неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимы, веками проверенным фактором.

Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовно нравственного воспитания дошкольников I. Введение. Воспитывать человека – значит определять судьбу нации. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексей II Известно, что нет.

Проектная деятельность как одна из форм взаимодействия ДОУ и родителей Выступление на педагогических чтениях. Тема: Проектная деятельность как одна из форм взаимодействия ДОУ и родителей 2слайд Работа с родителями.

Программа духовно-нравственного воспитания в СРЦ ПРОГРАММА Воспитательной работы по духовно - нравственному направлению «МОЙ МИР» Срок реализации: 3 месяца Возраст детей: 7-11, 12-18лет.

Волонтерская деятельность как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Статья на тему "ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Проектная деятельность в детском саду как одна из форм духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 19:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
30 января. Международный день круассана

За право называться родиной круассана борются Франция, Польша и Австрия. У каждой из претенденток своя версия происхождения этой сдобной выпечки. Хотя для спора нет никаких оснований — булочка в виде...

29 января. День мезенской росписи на МААМ

Стиль мезенской росписи сильно отличается от остальных популярных традиций народных промыслов.Она похожа на наскальную живопись первобытных людей. Основной особенностью этой росписи родом с Русского...

Фотоотчет о всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб»
Фотоотчет о всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб». Указом Президента РФ 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы – в ознаменование 75-летия...
Фотоотчет «Театральная пятница»
На общем родительском собрании группы, я попросила родителей мне помочь с организацией показа кукольного спектакля. С начало это вызвало недоумение ( да мы...
Моя творческая работа в технике вытынанка «Зимние чудеса»
Добрый день, уважаемые коллеги! Зима - это время года, которое очень любят и взрослые и дети. Зимние пейзажи, заснеженные деревья и поля, затейливые узоры на...