Проектная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Татьяна Московкина
Проектная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, на­блюдать.

В. Сухомлинский

Введение.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования п. 4.6. целевыми ориентирами возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста проектно – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.

В ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Проектно- исследовательская деятельность предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Дети стали дома проводить эксперименты, опыты с родителями, стали выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

1. Проектно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектно- исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике.

Цель:

Становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи:

1. Оеспечение психологического благополучия и развития детей

2. Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;

3. Развивать творческую активность познавательных процессов;

4. Учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

Проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой.

Исследование

Проект

1. Исследоване — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности;

2. Не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели, прототипа;

3. Является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности;

4. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

1. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

2. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

3. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта.

В деятельности ДОУ используются следующие типы проектов:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2. ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и

реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т. д.);

4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.).

Они классифицируются:

1. по составу участников;

2. по целевой установке;

3. по тематике;

4. по срокам реализации.

Цели проектного обучения:

1. повышение личной уверенности каждого участника через осознание своих возможностей, личный рост

2. развитие сознания значимости коллективной работы для получения результата

3. развитие исследовательских умений (выявление проблемы, подбор необходимой информации, наблюдение практических ситуаций, выдвижение гипотез)

В основе проектно- исследовательской деятельности лежат:

1. развитие познавательных умений и навыков

2. умение ориентироваться в информационном пространственныеумение самостоятельно конструировать свои знания

3. умение интегрировать знания из различных областей наук

4. умение критично мыслить

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка.

Поэтому проектно- исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

-обобщение полученных данных;

-подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.  п.)

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, без внешних установок и ограничений по времени.

В современных условиях развития образования становится актуальным разработка и применение целесообразных педагогических технологий, которые позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников и обеспечивают подготовку их не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и решению проблем, а также к самообразованию.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

К старшему дошкольному возрасту познавательно- исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Этапы проектной деятельности:

1. младший дошкольный возраст (активнаяроль принадлежит взрослому, подражательно-исполнительский уровень, происходит в форме игры)

2. средний дошкольный возраст»5» лет (развивающий уровень проектирования, развиваться самостоятельно, активность воспитателя снижается)

3. старший дошкольный возраст (творческий этап проектной деятельности, характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию. Роль ззрослого на этом этапе- развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её)

Общие методические рекомендации педагогам  по руководству детской исследовательской деятельностью:

1. Старайтесь  делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.

2. Не сдерживайте инициативы детей.

3.   Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.

4.   Избегайте прямых инструкций ребенку.

5.   Не спешите с вынесением оценочных суждений.

6.   Помогайте учиться управлять процессом мышления:

— прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.

— развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.

7. Педагог  не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами  или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность  ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий ми, – вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.

Оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы детей:

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создать в группах уголки, зоны для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.

5. Использовать уголок природы и огород на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности.

8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

9. Разработать методы стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

10. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Заключение:

Программы реализуемые в ДОУ, предусматривают значительное количество занятий с детьми о растениях, животных, строении Солнечной системы. Но программа расчитана на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей. Включение методов проектов в реализацию педагогического процесса позволяет нивелировать этот недостаток.

Проектный метод предполагает использование заданий не в готовом виде. Детям даётся возможность размышлять, исследовать, делать выводы. Когда ребёнок слышит, видит и делает сам, информация усваивается прочно и надолго.

«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь», слова древнего мыслителя и философа Конфуция. На этом и основано внедрение проектно – исследовательской деятельности.

Я считаю, что проектно- исследовательская деятельность является актуальной, интересной и своевременной, потому, что знакомя детей с новыми понятиями, историческими фактами, педагог способствует расширению кругозора детей, формированию активного словаря, а значит развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к материальным и духовно-нравственным ценностям нашего мира.

Публикации по теме:

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста Целью моей работы является – содействие развитию у ребенка основ экологической культуры через метод проектов. Задачи: 1. Расширять представления.

Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» 1слайд Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии,.

План по самообразованию педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Цель : создание условий для успешной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию детей в старшей группе. Задачи: 1. Повысить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Такая разная вода» (план-конспект НОД) План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Такая разная вода» д/с «Ромашка» Арсентьевский.

Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» гласит китайская народная мудрость. И она очень точно характеризует.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Проектная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Дом, в котором живут волшебники» Актуальность В каждом человеке живёт маленький волшебник. Стоит только разбудить желание.

Проектная деятельность в средней группе детей дошкольного возраста «Что делать в опасной ситуации»Проектная деятельность в средней группе детей дошкольного возраста «Что делать в опасной ситуации» Проектная деятельность в средней группе детей дошкольного возраста. [/b]Паспорт проекта: "Что делать в опасной ситуации" Образовательная.

Проектно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста: «Мы в Природе»Проектно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста: «Мы в Природе» Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проектная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2017 в 18:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

«Барыня-яблоня, будь при памяти — яблок принеси, деток позабавь» — с такими словами, поклоном и почтением наши предки на Евтихия обращались к яблоням. 19 апреля по народному календарю праздник Евтихий...

19 апреля. Международный день подснежника

Подснежники растут во многих странах: их насчитывается два десятка видов, однако уже все они попали в Красную книгу. Почему так получилось? Подснежник – олицетворение чистоты, красоты и наступающей весны....

Манная терапия с ребятами младшего возраста
Рисование манкой нравится практически всем детям, а малышам особенно. В чем польза рисования манкой • Во-первых, манку можно брать в рот. Что согласитесь...
Программа социального партнерства воспитателя Лигоньковой Н. Б. с семьями...
Актуальность. В настоящее время в России, как и во всем цивилизованном мире, наблюдается тенденция гуманизации межличностных отношений, приоритета...
Фотоотчет о весеннем празднике «Мы — дети природы!»
Добрый день, уважаемые коллеги! В апреле 2019 года в нашем детском саду прошел еще один веселый весенний праздник под названием «Мы – дети природы! »...