«Профессия — астроном». Конспект НОД по ФЦКМ

Татьяна Пивоварова
«Профессия — астроном». Конспект НОД по ФЦКМ

для детей подготовительной группы

Цели: дать детям знания о профессии астронома, расширять знания детей о космосе.

Задачи:

Образовательные: Расширять знания детей о профессиях, дать детям знания о профессии астронома, расширять знания детей о космосе.

Развивающие: Развивать умение детей общаться, договариваться, советоваться со сверстниками. Развивать логическое мышление. Развивать двигательную активность через комплекс ОРУ (физминутка). Развивать воображение и внимание.

Воспитательные: Воспитывать уважение и интерес к профессии астронома. Воспитывать интерес детей к космосу. Воспитывать взаимоуважение детей.

Материалы к непрерывной образовательной деятельности: иллюстрации на интерактивной доске (созвездия «Большая Медведица», «Малая Медведица», «Орион». «Лебедь», «Весы», «Дева», «Стрелец», «Кассиопея», «Стрелец», «Рыбы»;телескоп, спутник, планеты, кометы, звезды), плакат с изображением планет Солнечной системы, самодельная «Карта звездного неба» со звездами, объединенными в фигуры «звезда», «лодка», «полукруг», наборы фигур головоломки «Вьетнамская игра» (по количеству детей, с учетом того, что игра проводится в парах), силуэты фигур головоломки, похожие на инопланетян.

Ход НОД:

В далекой-далекой древности в каждом царстве или королевстве обычно стояла высокая-превысокая башня. А в самом верху этой башни обычно жил мудрец–звездочет. Звездочеты смотрели на звезды, и записывали в книги узоры созвездий: когда несколько звезд расположены на небе относительно близко друг к другу, они смотрели, на что похоже такое созвездие, и давали им имена: «Большая Медведица», «Малая Медведица», «Орион». «Лебедь», «Весы», «Дева», «Стрелец», «Кассиопея», «Стрелец», «Рыбы». Давайте посмотрим на эти созвездия (показ изображения на интерактивной доске). И звездам они тоже давали красивые названия: Арктур, Альдебаран, Бетельгейзе. И тот звездочет, который разглядит звезду, которую еще никто до этого не видел и не написал об этом в книге – радовался и придумывал ей название. И появились звездочеты еще в те времена, когда люди считали, что над нами хрустальное небо, а звезды просто прикреплены к нему, как лампочки к потолку. Конечно, со временем мудрецы разобрались, что к чему.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят. (Аркадий Хайт)

Вот у нас карта звездного неба, давайте посчитаем звезды и придумаем им названия, а я сразу надпишу их. Давайте встанем в шеренгу перед картой, и каждый по порядку будет показывать на понравившуюся звезду, говорить ее номер по порядку – «первая», «вторая», и так далее, и придумывать звезде название. (Действия детей). А теперь давайте посмотрим – может быть, скопления звезд напоминают вам какие нибудь фигуры? Кто хочет выйти и попробовать соединить звезды и назвать целое созвездие? (Действия детей).Молодцы! Давайте сядем за столы.

Послушаем отрывок из сказки Льва Кузьмина про звездочета:

В своём домишке древнем,

С трубою набочок,

Жил в сказочное время

Весёлый звездочёт.

И был он, между прочим,

Не очень-то богат:

Носил зимой и летом

Единственный халат.

Но дело не в богатстве.

Не тем он дорожил!

В одном прекрасном царстве,

В старинном государстве

Он звёзды сторожил.

Лишь звёздочка случайно

Сорвётся с неба в пруд,

Весёлый караульщик

Немедля тут как тут!

Он звёздочку достанет

Коротеньким сачком,

Он звёздочку согреет

Под старым колпачком,

И напоит малиной,

И мокрый нос утрет,

И выпустит обратно,

Под синий небосвод.

Подкинет вверх и скажет:

- Лети! Свети смелей!

Чем больше звёзд на небе,

Тем на земле светлей!

Как вы думаете, можно ли найти упавшую с неба звездочку? (Ответы детей). Конечно это сказка, звезды огромные, каждая из них – огненный шар больше всей нашей планеты, такие же как наше Солнце – оно ведь тоже звезда – или даже больше. Просто они очень далеко.

Еще с древности звездочетов стали называть АСТРОНОМАМИ. Они придумали и стали использовать специальные приборы – телескопы. Телескоп похож на длинный бинокль, на большущую подзорную трубу. Чем мощнее придумывали телескоп, тем больше всего можно было в него разглядеть. И звезды, и кометы, и планеты. (Показ изображений на интерактивной доске). Самые огромные телескопы сейчас размером с наш музыкальный зал, даже немного больше. Ученые-астрономы знают так много звезд, что даже перестали давать им отдельные имена, их записывают цифрами.

Астрономы должны быть очень внимательными. Давайте поиграем – я буду называть имеющие отношение к космосу слова, а вы следите, есть ли в них звук «а». Если есть 1 звук «а», хлопаете в ладоши. Если есть 2 раза – и хлопаете 2 раза. Если нет – скрещиваете руки на груди. Слушайте: ракета, спутник, комета, астроном, астероид, метеорит, Марс, созвездие, Кассиопея, Альдебаран, вселенная, космос, скафандр, Юпитер, Венера, вакуум, Сатурн. (Действия детей).

Телескопы даже стали отправлять в космос на ракетах, и космонавты оттуда наблюдают тайны Вселенной и отправляют эти сведения астрономам на замлю. А иногда эти сведения передаются через спутники – аппараты, запускаемые в космос без людей. (Показ изображения на интерактивной доске).

С Земли

Смотреть на звёзды

Плохо:

Мешает воздух,

Он дрожит,

То дождь пошёл,

То град загрохал,

То куча тучек набежит.

И астроном у телескопа

За ночью ночь

Погоды ждёт.

Зря день прошёл,

Другой протопал.

Да так и жизнь,

Глядишь, пройдёт!

Но вот в космическую эру

Решенье умное нашли,

Как телескоп за атмосферу

Послать подальше от Земли.

Теперь они летать умеют.

Кругом космическая мгла,

Их солнечные батареи

Сияют, будто два крыла. (Римма Алдонина)

Как вы думаете, космические полеты были бы возможны без астрономов? (Ответы детей).

Физминутка: Космонавт и астроном, в телескоп смотреть идем. (Ходьба на месте).

Звезды очень высоко, высоко и далеко. (Ходьба с потягиваниями).

Для полета на планеты

Мы используем ракеты.

И в ракете все мы ловко

Продолжаем тренировку. (Ходьба с высоким подниманием колен).

Вместе приседаем – раз!

Отправляемся на Марс.

Снова приседаем – два!

На Меркурий мы сперва.

Снова приседаем – три!

На Венере мы, смотри!

На Плутоне развернемся

И на Землю мы вернемся!

Астрономы придумали и послали на 2 спутниках, которые долетят дальше нашей Солнечной системы – без космонавта - послание инопланетянам. Давайте вспомним названия планет нашей солнечной системы. Нам в этом поможет смешной стишок-запоминалка «Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный» Каждая буква, стоящая в начале слова, совпадает с назанием планеты. Давайте попробуем, я буду медленно говорить слова стишка, а вы – названия планет. Эти планеты мы можем видеть на плакате. (Ответы детей). Если инопланетяне встретят эти спутники, они смогут увидеть изображения людей, услышат нашу речь, нашу музыку. А какие они будут – мы не знаем, может быть, они и вовсе непохожи на людей. Давайте я раздам вам конверты с деталями головоломки «Вьетнамская игра», и вы парами попробуете сложить по силуэту, вывешенному на доске, фигурки инопланетян. (Действия детей).

Как вам кажется, интересная профессия – астроном? (ответы детей).

Послушайте стихотворение про мальчика, который хотел стать астрономом:

Как заманчиво стать астрономом,

со Вселенною близко знакомым!

Часто слышать,

как шепчут кругом:

"Вон Собакин пошёл.

Астроном!"

Это было бы вовсе не дурно:

наблюдать за орбитой Сатурна,

любоваться созвездием Лиры,

обнаруживать чёрные дыры.

и трактат сочинить непременно -

"Изучайте глубины вселенной".

Мне хотелось бы стать астрономом,

по ночам на работу влекомым.

Но напрасны все эти мечты:

я ведь с детства боюсь темноты. (Тим Собакин).

Думаю, опасения мальчика напрасны – в наше время заниматься астрономией можно и не выключая свет. А как вы думаете, что нужно знать, для того чтобы быть астрономом?

(Ответы детей).

Знайте – любой из вас сможет выбрать какую только захочет профессию, для вас все возможно!

Публикации по теме:

«Профессия — археолог». Конспект НОД по ФЦКМ для детей подготовительной группы. Цель: дать детям знания о профессии археолога. Задачи: Образовательные: Расширять знания детей о профессиях,.

Конспект НОД по ФЦКМ «Огонь — польза или вред?»Конспект НОД по ФЦКМ «Огонь — польза или вред?» Цель и задачи: - пропаганда и развитие культуры безопасности обучающихся, навыков безопасного поведения при пожаре, закрепление знаний.

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе «Мебель» Цели: расширение словаря (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф). Закрепление в речи существительного с обобщающим значением.

«Профессия — спелеолог». Конспект НОД по ФЦКМ для детей подготовительной группы Цели: дать детям знания о профессии спелеолога и о пещерах. Задачи: Образовательные: Расширять знания.

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Профессия опасная, профессия прекрасна. Пожарный» Конспект НОД с детьми подготовительной группы на тему : «Профессия опасная, профессия прекрасная. Пожарный». Цель: систематизировать ранее.

Конспект ООД по ФЦКМ «Большие и маленькие звезды» Тема: «Большие и маленькие звезды» Тема недели: «Природа вокруг нас» Возраст детей: вторая младшая группа Образовательная область: познавательное.

Конспект ООД по ФЦКМ «Дикие животные» (старшая группа) ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА) ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» ЦЕЛЬ:.

Конспект занятия по ФЦКМ «В гости осень просим» Конспект по формированию целостной картины мира На тему: «В гости осень просим» (подготовительная группа) Выполнила.

Конспект по ФЦКМ в подготовительной группы по теме: кто Я? Тема: Кто Я? Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6 - 7 лет Форма ОД: занятие по формированию целостной картины мира Форма организации:.

Моя профессия нужна, моя профессия важна Сколько нужно ласки и заботы Каждому помочь и каждого понять. Благодарна и трудна работа - Ежедневно маму заменять. Перед каждым человеком.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Профессия — астроном». Конспект НОД по ФЦКМ
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 21:11
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День весеннего ветра на МААМ

Оказывается фраза «Федул, чего губы надул?» не просто присказка-дразнилка, а отсылка к памятному дню в народном календаре. На Руси 18 апреля отмечали праздник Федула-ветреника. В этот день по народным...

18 апреля. День отпечатка пальца

Говорят, у любого человека найдётся на планете двойник. Если это правда, то очень забавная: где-то, скажем в Австралии или просто в Урюпинске в этот самый момент трудится на огороде или кушает борщ...

Конспект прогулки. Наблюдение за травой в средней группе
Цели : обобщить и углубить представления о весне по существенным признакам сезона; учить устанавливать связь между состоянием живой природы и неживой ;...
Конспект НОД по лепке с использованием природного материала в средней группе «Барашек»
Тема: «Барашек» Цель: формировать умение лепить четвероногое животное ( овальное тело, голова, прямые ноги) с использованием природного материала (...
Кулинарно-развлекательное шоу «Вместе с мамою вдвоем»
Вкусное шоу «Вместе с мамою вдвоем… » Цель: установление позитивных взаимоотношений родителей, представителей служб системы профилактики с детьми и...