Получи документы

Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования

Светлана Пащенко
Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 248 ОАО «РЖД»

Доклад

«Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования».

Воспитатель :

Пащенко Светлана Алексеевна

Владивосток 2017 г.

Публикация «Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Качество образования предполагает строгий учет возрастных потребностей и возможностей ребенка учиться именно в дошкольном детстве. Речь идет о способности ребенка дошкольного возраста воспринимать программу, предлагаемую ему взрослыми. Л. С. Выготский, обсуждая проблему обучения и развития, указывал на существенные различия, которые обнаруживаются в этой способности у детей на разных возрастных этапах, рассматривал эту проблему как процесс преобразования отношений двух программ – программы самого ребенка и программы взрослого. Он писал, что дети до трех лет развиваются преимущественно по собственной программе, которая в этом возрасте является доминирующей. В школьном же возрасте, напротив, дети оказываются способны учиться по программе учителя. В отношении дошкольного возраста ситуация оказывается более сложной. С одной стороны, ребенок уже способен учиться, то

есть усваивать программу, предлагаемую взрослым, однако это оказывается возможным только в той мере, в какой она адекватна его собственным интересам и возможностям, если программа взрослого становится его собственной программой. Это положение о способности ребенка учиться в дошкольном возрасте приобретает особое звучание, если в образовательный процесс включаются дети с ограниченными возможностями здоровья, так как их развитие в гораздо большей степени, чем развитие их нормально развивающихся сверстников, зависит от качества образовательной среды, содержания взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Качество подготовки современного специалиста оценивается через такие показатели, как компетентность, самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,

подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Модернизацию и реформирование системы профессионального образования в настоящее время связывают с переходом на компетентную модель подготовки специалиста. При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к современному специалисту, широко применяется термин «профессиональная компетентность», а ее формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального образования. Чтобы реализовать эту цель, нуж-

но не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, подготовить педагога, способного решать сложные социально-педагогические задачи.

В психолого-педагогической литературе и в профессиональном стандарте педагога, на сегодняшний день, существуют различные определения понятий «профессиональная компетентность».

Профессиональная компетентность – это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

В настоящее время педагогическая (профессиональная) деятельность в дошкольном образовании претерпевает изменения. Эти изменения связаны с появлением новых нормативно-правовых документов, определяющих тенденции развития системы дошкольного образования и требования к профессиональной деятельности педагога. Необходим единый подход к пониманию профессиональных компетенций педагога дошкольного образования. Цель ФГОС дошкольного образования в сохранении специфики дошкольного образования. Здесь уместно обсуждение вопроса о взаимосвязи специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых Профессиональным стандартом педагога. Специфика дошкольного образования определяется особой формой жизни дошкольника – игрой. Какие условия должны быть созданы для развития игры как ведущей деятельности и формы обучения ребенка в раннем и дошкольном детстве? Какую позицию в сопровождении игровой деятельности детей может занимать взрослый: оставить детей в покое и дать им возможность самим выбирать, в какие игры и как играть? Предоставить им свободное от обучения время, чтобы играть. Обучать детей игре или в качестве партнера играть с детьми? Как сделать игру содержанием детской жизни? и т. д.

Ответы на эти вопросы актуальны для определения понятия «игровая» компетентность воспитателя. В современной дошкольной педагогике значение игры рассматривается преимущественно как чисто прикладное, дидактическое. Игра выступает как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра подменяется игровыми приёмами или игровыми методами обучения. Об этом в частности свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствует данный термин: «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. что организация игры – не просто пожелание психологов, но обязательное требование Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Данный стандарт ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности и прежде всего в игре. Тема игры красной нитью проходит во всех разделах Стандарта. Среди требований к компетентности педагога – способность «оказывать не директивную помощь в организации свободной игры детей, стимулировать самостоятельность и активность детей в разных видах игровой деятельности». Важное требование к дошкольному педагогу –владение всеми видами игры и способность вовлечь детей в эту развивающую деятельность. При э том от педагога требуется не руководство, не контроль, а именно вовлечение в игру, приобщение к ней и поддержка детской инициативы. Педагог должен стать равноправным участником игры, демонстрировать образцы игровых действий, но при этом удерживать игровую задачу. Это предполагает не только знание разных игр и владение ими, но и творческую активность воспитателя, эмоциональную выразительность его действий, чуткость ко всем инициативным проявлениям дошкольников.

Важнейшее условие развития игры – поддержка инициативы детей.

Нужно ловить моменты новых замыслов и смыслов, развивать их, не нарушая детской логики, бережно и с уважением относиться к любому проявлению самостоятельности в игре. Для этого воспитатель должен уметь хорошо играть сам. А это значит, он должен обладать развитым воображением, уметь придумать сюжет, свободно брать любые роли, быть эмоционально выразительным и заразительным. Взрослому это трудно, но данные качества являются ядром профессии дошкольного педагога. Воспитатель может научить детей играть только в том случае, если он любит и умеет играть сам, если он обладает игровой культурой.

В Профессиональном стандарте и ФГОС дошкольного образования акцент делается на поддержке спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.

В связи с введением и реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и профессиональных стандартов педагога, вопросы подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций актуальны сегодня как никогда. ФГОС ДО и профессиональный стандарт педагога в качестве основного требования, предъявляемого к профессиональной деятельности педагога выдвигает умение организовать детские виды деятельности в режиме дня ребенка. Организация детских видов деятельности имеет одну, но очень важную задачу – организовать ее так, чтобы ребенок не остался безучастным исполнителем этой деятельности, а был активным субъектом собственной деятельности. Примерные образовательные программы дошкольного образования предлагают сегодня варианты и формы организации детской деятельности. В рамках реализации основной образовательной программы дошкольного

образования образовательная организация выбирает и с учетом выбранной Примерной образовательной программы дошкольного образования реализует содержание и формы педагогической работы с детьми. Многообразие форм организации педагогического процесса и вариативность содержания дошкольного образования, является основным направлением реализации ФГОС ДО.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные: обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда; мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. Цель применения профессионального стандарта педагога : определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребёнка; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомлённость педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования. Таким образом, профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности воспитанников.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». Принято Государственной Думой 21 декабря 2012 года.

Одобрено Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

2. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации Екатеринбург, 2009.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебное пособие. –Ростов н/Д. : Феникс, 1997.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550.

5. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Квест-игра как универсальная игровая технология в рамках реализации ФГОС дошкольного образования «Ребята, у нас пропали все портреты мам, которые мы приготовили для выставки! Еще вчера вечером они лежали вот здесь, а теперь их нет! Завтра.

Развитие профессиональной компетентности педагога как условие реализации требований ФГОС доо Повышение профессиональной компетентности педагогов –один из факторов эффективности внедрения ФГОС. Происходящие реформы в системе дошкольного.

Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников Содержание Введение…. 3 Глава 1 Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста 1.1.

Национальная культура — важное условие воспитания подрастающего поколения в условиях ФГОС дошкольного образования Народные традиции они есть и всегда будут неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимы, веками проверенным фактором.

Оптимизация документооборота воспитателя как условие повышения качества дошкольного образования В должностные обязанности воспитателя детского сада входит ведение фиксирующей и планирующей документации. Перечень обязательной документации.

Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования Профессионализм педагога, это основа обучения и воспитания в настоящее время. Педагог должен быть готов принять воспитанников такими, какими.

Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС: метод пошаговой адаптации Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС ДО: метод пошаговой адаптации На сегодняшний день проблема адаптации детей.

Создание единого образовательного пространства «музыкальный руководитель — родители» — необходимое условие реализации ФГОС доСоздание единого образовательного пространства «музыкальный руководитель — родители» — необходимое условие реализации ФГОС до тандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций развития личности, когда содержание образования выступает.

Воспитание любви к Родине как необходимое условие патриотического воспитания дошкольников На современном этапе произошли общественно-политические изменения в нашей стране, которые выдвинули новые требования к воспитанию и образованию.

Взаимодействие с семьей как условие развития двигательной активности дошкольников в реализации ФГОС Взаимодействие с семьей как условие развития двигательной активности дошкольников в реализации ФГОС ДОО. На родителей ложится особая ответственность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 17 марта 2019 в 11:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пащенко (УИ 1054726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД