Светлана Пащенко
Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 248 ОАО «РЖД»
Доклад
«Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования».
Воспитатель :
Пащенко Светлана Алексеевна
Владивосток 2017 г.
Публикация «Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Качество образования предполагает строгий учет возрастных потребностей и возможностей ребенка учиться именно в дошкольном детстве. Речь идет о способности ребенка дошкольного возраста воспринимать программу, предлагаемую ему взрослыми. Л. С. Выготский, обсуждая проблему обучения и развития, указывал на существенные различия, которые обнаруживаются в этой способности у детей на разных возрастных этапах, рассматривал эту проблему как процесс преобразования отношений двух программ – программы самого ребенка и программы взрослого. Он писал, что дети до трех лет развиваются преимущественно по собственной программе, которая в этом возрасте является доминирующей. В школьном же возрасте, напротив, дети оказываются способны учиться по программе учителя. В отношении дошкольного возраста ситуация оказывается более сложной. С одной стороны, ребенок уже способен учиться, то
есть усваивать программу, предлагаемую взрослым, однако это оказывается возможным только в той мере, в какой она адекватна его собственным интересам и возможностям, если программа взрослого становится его собственной программой. Это положение о способности ребенка учиться в дошкольном возрасте приобретает особое звучание, если в образовательный процесс включаются дети с ограниченными возможностями здоровья, так как их развитие в гораздо большей степени, чем развитие их нормально развивающихся сверстников, зависит от качества образовательной среды, содержания взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Качество подготовки современного специалиста оценивается через такие показатели, как компетентность, самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,
подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Модернизацию и реформирование системы профессионального образования в настоящее время связывают с переходом на компетентную модель подготовки специалиста. При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к современному специалисту, широко применяется термин «профессиональная компетентность», а ее формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального образования. Чтобы реализовать эту цель, нуж-
но не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, подготовить педагога, способного решать сложные социально-педагогические задачи.
В психолого-педагогической литературе и в профессиональном стандарте педагога, на сегодняшний день, существуют различные определения понятий «профессиональная компетентность».
Профессиональная компетентность – это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.
В настоящее время педагогическая (профессиональная) деятельность в дошкольном образовании претерпевает изменения. Эти изменения связаны с появлением новых нормативно-правовых документов, определяющих тенденции развития системы дошкольного образования и требования к профессиональной деятельности педагога. Необходим единый подход к пониманию профессиональных компетенций педагога дошкольного образования. Цель ФГОС дошкольного образования в сохранении специфики дошкольного образования. Здесь уместно обсуждение вопроса о взаимосвязи специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых Профессиональным стандартом педагога. Специфика дошкольного образования определяется особой формой жизни дошкольника – игрой. Какие условия должны быть созданы для развития игры как ведущей деятельности и формы обучения ребенка в раннем и дошкольном детстве? Какую позицию в сопровождении игровой деятельности детей может занимать взрослый: оставить детей в покое и дать им возможность самим выбирать, в какие игры и как играть? Предоставить им свободное от обучения время, чтобы играть. Обучать детей игре или в качестве партнера играть с детьми? Как сделать игру содержанием детской жизни? и т. д.
Ответы на эти вопросы актуальны для определения понятия «игровая» компетентность воспитателя. В современной дошкольной педагогике значение игры рассматривается преимущественно как чисто прикладное, дидактическое. Игра выступает как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра подменяется игровыми приёмами или игровыми методами обучения. Об этом в частности свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствует данный термин: «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. что организация игры – не просто пожелание психологов, но обязательное требование Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Данный стандарт ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности и прежде всего в игре. Тема игры красной нитью проходит во всех разделах Стандарта. Среди требований к компетентности педагога – способность «оказывать не директивную помощь в организации свободной игры детей, стимулировать самостоятельность и активность детей в разных видах игровой деятельности». Важное требование к дошкольному педагогу –владение всеми видами игры и способность вовлечь детей в эту развивающую деятельность. При э том от педагога требуется не руководство, не контроль, а именно вовлечение в игру, приобщение к ней и поддержка детской инициативы. Педагог должен стать равноправным участником игры, демонстрировать образцы игровых действий, но при этом удерживать игровую задачу. Это предполагает не только знание разных игр и владение ими, но и творческую активность воспитателя, эмоциональную выразительность его действий, чуткость ко всем инициативным проявлениям дошкольников.
Важнейшее условие развития игры – поддержка инициативы детей.
Нужно ловить моменты новых замыслов и смыслов, развивать их, не нарушая детской логики, бережно и с уважением относиться к любому проявлению самостоятельности в игре. Для этого воспитатель должен уметь хорошо играть сам. А это значит, он должен обладать развитым воображением, уметь придумать сюжет, свободно брать любые роли, быть эмоционально выразительным и заразительным. Взрослому это трудно, но данные качества являются ядром профессии дошкольного педагога. Воспитатель может научить детей играть только в том случае, если он любит и умеет играть сам, если он обладает игровой культурой.
В Профессиональном стандарте и ФГОС дошкольного образования акцент делается на поддержке спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.
В связи с введением и реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и профессиональных стандартов педагога, вопросы подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций актуальны сегодня как никогда. ФГОС ДО и профессиональный стандарт педагога в качестве основного требования, предъявляемого к профессиональной деятельности педагога выдвигает умение организовать детские виды деятельности в режиме дня ребенка. Организация детских видов деятельности имеет одну, но очень важную задачу – организовать ее так, чтобы ребенок не остался безучастным исполнителем этой деятельности, а был активным субъектом собственной деятельности. Примерные образовательные программы дошкольного образования предлагают сегодня варианты и формы организации детской деятельности. В рамках реализации основной образовательной программы дошкольного
образования образовательная организация выбирает и с учетом выбранной Примерной образовательной программы дошкольного образования реализует содержание и формы педагогической работы с детьми. Многообразие форм организации педагогического процесса и вариативность содержания дошкольного образования, является основным направлением реализации ФГОС ДО.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные: обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда; мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. Цель применения профессионального стандарта педагога : определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребёнка; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомлённость педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования. Таким образом, профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности воспитанников.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». Принято Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
Одобрено Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
2. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации Екатеринбург, 2009.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебное пособие. –Ростов н/Д. : Феникс, 1997.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550.
5. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010.