Происхождение музыки и её благотворное влияние на душу человека

Людмила Васильевна Михальчук
Происхождение музыки и её благотворное влияние на душу человека

Доклад для родителей

«Происхождение музыки и её благотворное влияние на душу человека»

музыкального руководителя Михальчук Л. В.

Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его раннего

детства. Голос матери, щебетанье птиц за окном, шум дождя – всё это образует свой звуковой мир, такой же неповторимый и единственный, как уголок родной земли.

Музыка, как искусство звука зарождается там, где живут звуки; её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды, а порой она таится даже в тишине и безмолвии.

Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину – это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является истинно прекрасным.

Мы чувствуем, окружающие нас звучания не похожи друг на друга,

Что все они очень разные – высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие. Каждый звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не так, как река, а берёзовая роща шумит иначе, чем еловый лес. Почему так происходит?

Не потому ли, что прозрачность берёзового леса и звуки рождает прозрачные, светлые, а ели сомкнутые сумрачной цепью, могут петь только глухо и низко?

Зрительный образ соответствует звуку: в природе редко нарушается это правило.

Разные предметы и явления имеют своё собственное звучание, что звуки неодинаковы - они бывают низкими и высокими, глухими и звонкими, тихими и громкими.

Не означает ли это, что музыка, выражающая звуковое богатство мира,

создала множество совершенно различных инструментов – певучую скрипку и нежную свирель, пронзительную трубу и хрипловатый фагот, звонкую гармошку и величественный орган? Каждый из этих музыкальных инструментов, обладающих своим тембром, возник не сам по себе, а как отклик на многообразие мира:

ведь если даже деревья поют каждый по – своему, то тем более не похожи звуки дня и ночи, радости и горя, юности и старости.

Таким образом, музыка тысячами незримых нитей связана с окружающей жизнью, её буднями и праздниками, временами года, характерами и обликами людей, запахами, цветами.

Музыка переплавляет всё это в звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный заряд энергии и страсти – заряд, состоящий из мельчайших частичек человеческих чувств,

страданий и надежд.

Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик,

ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство.

Искусство присутствует в мире, как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нём самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах.

Именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда желая выразить высшую прелесть мира, он говорит: «музыка природы», «музыка души»

Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум.

Не заглуши

Её с годами буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Её имеют многие.

Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве.

В этом стихотворении Е. Винокурова «музыка души»

предстаёт как особый внутренний свет, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонности повседневности.

Может быть, секрет нашей отзывчивости и заключается в том, что мы носим прежде всего в себе эту музыку, которая тем сильнее, чем больше мы бережём этот дар изначальной искренности и чистоты? Всё, что нам приходится делать, мы окрашиваем нашим эмоциональным отношением к окружающему миру.

Есть в мире явления, которые не выразишь словами, их стихия – музыка с её текучестью, переменчивостью, игрой красок, состояний.

Не случайно, говорить о музыке порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях.

В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один – видимый – составляет внешние события, например, мы знаем, в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у него привычки и т. д. Другой составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Нередко именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни: ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце» Самого главного глазами не увидишь».

Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его сущность, однако внутреннее содержание нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонации голоса. Мы говорим: «Этот человек духовно богат», когда его поступки, слова убеждают нас в существовании особого внутреннего мира, окрашивающего

внешние проявления искренностью и глубиной. Точно так же, мы можем отметить чью – то пустоту и духовное оскудение, когда видим, что человек живёт исключительно материальными интересами.

Музыкальные произведения в какой – то мере похожи на людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.

Разумеется, людям нужна всякая музыка: для отдыха, танцев, занятий спортом. И часто такая музыка бывает хорошей настолько, насколько она отвечает своим задачам.

Следовательно, в искусстве, как и в жизни, есть два плана: внешний и внутренний, поверхностный и глубинный.

Наверху находится та её часть, которая не составляет никакой тайны, потому что «обслуживает» события внешней жизни. В глубине таится тот пласт, к которому подобраться не так – то просто - ведь его понимание требует известной зрелости души, опыта, мудрости.

Означает ли это, что понять подлинное искусство под силу д лишь много пожившему и много испытавшему человеку?

Здесь всё обстоит несколько сложнее. Ведь жизнь одного человека не так – то уж велика и богата событиями, и опыт её недостаточен, чтобы разобраться в глубинах мудрости и философии, заключённых в произведениях искусства.

Недаром ещё древние говорили: Жизнь коротка, искусство вечно».И, действительно, какая часть жизни уходит на выполнение пусть необходимых, но незначительных дел и как мало остаётся для приобретения душевного опыта.

Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь – ведь в нём, таком большом, заключён опыт всего человечества, всех времён, стран, сословий. Поэтому оно раздвигает обычные границы пространства и времени, умеет открыть человеку то, на что порой самому ему не хватает целой жизни.

И каждое такое открытие даёт возможность и в самом искусстве находить всё больше, обогащать свой опыт и знания, воспитывать чувства – словом, создавать

свой собственный духовный мир, без которого жизнь никогда не бывает по - настоящему полной.

Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.

Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и всевозможных романтиков – лётчиков, геологов, путешественников.

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,

Не вынося тягот, под скрежет якорей,

Мы всходим на корабль – и происходит встреча

Безмерности мечты с предельностью морей.

Эти строки из стихотворения французского поэта Ш. Ф Бодлера «Плаванье».

,. «встреча безмерности мечты с пределностью морей» обозначает такие горизонты человеческой мечты, в сравнении с которыми даже моря - эти известные символы необозримого пространства – кажутся предельными, узкими и тесными.

Публикации по теме:

«Происхождение кукурузной принцессы» в стихах«Происхождение кукурузной принцессы» в стихах Работа в студии детсада "Обучай-ка" Предполагала осеннюю поделку. Так неожиданно, нежданно В семье Матвея родилась Маиса, Из рук бесценных.

Консультация для родителей «Влияние музыки на психику ребенка» С родителями, детей младшей, старшей и подготовительной группы в нашем ДОУ проводилось анкетирование. Цель – изучение мнения родителей о.

Влияние музыки на развитие личности ребенка В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает.

Консультация для родителей «Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка» "Прекрасное-побуждает доброе. " Д. Б. Кабалевский. Гармоничное сочетание умственного и физического развития,нравственной чистоты и эстетического.

Консультация для педагогов на тему: «Влияние цвета на психологическое благополучие человека» Все цвета имеют своё излучение, у каждого цвета – своя длина волны, которая несет информацию, по-разному воздействуя на различные органы.

Консультация «Влияние природы на здоровье человека и безопасность при общении с ней» Природа - это мир, который нас окружает, все, что мы видим, слышим, используем в процессе жизни и труда. Это солнце и звезды, равнины и.

Сценарий праздника к Дню музыки и к Дню пожилого человека в дошкольном учреждении «В мире музыки»Сценарий праздника к Дню музыки и к Дню пожилого человека в дошкольном учреждении «В мире музыки» В мире музыки. Под музыку дети заходят в зал, становятся полукругом. Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости здравствуйте, ребята. Сегодня.

Влияние музыки на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Адаптация - самая первая и важная ступень в образовательном процессе. Основным элементом успешной адаптации считаю тесное сотрудничество.

Влияние музыки на психоэмоциональное состояние детей Доклад музыкального руководителя Сусловой Ларисы Михайловны (МАДОУ «Детский сад №296 г. Перми») (педагогический совет по теме «Здоровье-сберегающие.

Занятие в старшей группе по экологии «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека» Занятие в старшей группе по экологии на тему: «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека». Воспитатель: Пономарева С. М. ,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Весна
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Происхождение музыки и её благотворное влияние на душу человека
Опубликовано: 4 ноября 2015 в 13:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

«Барыня-яблоня, будь при памяти — яблок принеси, деток позабавь» — с такими словами, поклоном и почтением наши предки на Евтихия обращались к яблоням. 19 апреля по народному календарю праздник Евтихий...

19 апреля. Международный день подснежника

Подснежники растут во многих странах: их насчитывается два десятка видов, однако уже все они попали в Красную книгу. Почему так получилось? Подснежник – олицетворение чистоты, красоты и наступающей весны....

Тренажеры для проведения зрительной гимнастики своими руками с детьми средней группы...
Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В...
Конспект НОД по аппликации из ватных дисков «Яркая гусеница» в старшей группе
Цель: Сформировать представления детей о гусенице: внешнем виде, среде обитания, питании; Задачи: Образовательные: учить создавать в работе образ гусеницы...
Мини-проект «Прекрасные цветы для нашего тёплого дома»
Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами — воспитывать желание к бережному отношению к родной природе. Ведь восприятие природы помогает...