Наталья Михайлова
«Психологическая гостиная как средство формирования компетентности родителей ДОУ».
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования отводят особую роль совместной педагогической деятельности педагогов и родителей, личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия родителей, педагогов и детей.
В последнее время всё чаще отмечаются нарушения эмоциональных контактов между родителями и детьми. На детско-родительские взаимоотношения влияет ряд неблагоприятных факторов:
Публикация «„Психологическая гостиная как средство формирования компетентности родителей ДОУ“,» размещена в разделах
- социально-культурные (ускорение темпа современной жизни, дефицит времени у взрослых, чрезмерная загруженность родителей, которые оказывают негативное влияние на психику ребенка);
- социально-экономические (неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу);
- социально-психологические (дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений).
Сегодня родители стали мало общаться со своим ребёнком, поскольку слишком заняты работой и домашними делами. Лучшим другом для современного малыша является телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерная игра. Сейчас дети меньше общаются не только со взрослыми, но и друг с другом. Это привело к тому, что дошкольники стали неотзывчивыми к чувствам других, не способными осознавать и контролировать свои эмоции, что сказывается на импульсивности их поведения, а в результате и на отношениях с родителями.
Проведенное анкетирование показало, что у родителей возрос интерес к проблемам воспитания и обучения, поскольку каждый из них желает ребёнку счастья, хочет научиться понимать его, изучить его характер для того, чтобы избежать многих ошибок в будущем.
Для родителей в ДОУ с 2012-2013 учебного года действует психологическая гостиная «Успешные родители».
Целью работы «Психологической гостиной» является повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и особенностей возрастного развития детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
Задачи работы:
1. Оказывать консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
2. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
3. Формировать позитивный опыт семейного воспитания через различные формы взаимодействия с родителями;
4. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных возможностях;
5. Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями. 6. Формировать положительные установки в сознании родителей.
Формы взаимодействия с родителями :
Работа психологической гостиной строиться на взаимодействии детского сада и семьи по разделам:
. «Тематические консультации для родителей» (групповое консультирование)
«Что вас интересует?». Ответы на вопросы родителей.
«Наши гости». Встречи со специалистами детского сада.
Выступали: инструктор по ФИЗО, муз. руководитель с консультациями: "Летние игры для детей", "Музыкальное воспитание дошкольников в семье".
«Ваше мнение, родители» (анкетирование)
«Разговор по душам». Беседы с родителями. Индивидуальное консультирование. Папки – передвижки на группах. Памятки.
Встречи с родителями организуются в музыкальном зале, в вечернее время (один раз в квартал). Тема встречи объявляется родителем заранее. Приходят желающие родители. Начинала работу с малым количеством родителей (10-15 человек). Мною было отмечено, что если привлекать детей, то родителей приходит больше.
Темы встреч:
1. Телевидение и дошкольник;
2. Агрессивные дети;
3. Причины плохого поведения ребёнка;
4. Влияние семьи на воспитание детей;
5. Влияние темперамента ребё нка на его поведение:
6. Эмоциональное благополучие ребёнка в семье;
7. Готовность детей к обучению в школе;
8. Какой Ваш ребё нок: аудиал, визуал, кинестетик;
9. Особенности типа личности ребёнка;
10. Тепло сердец для милых мам, ко Дню матери.
Родители получают информацию об актуальном состоянии ребенка, процессе его развития, сформированности возрастных навыков, а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Результатом таких встреч является повышение психолого-педагогической грамотности родителей, ознакомление с особенностями воспитания детей в семье. Для родителей это не только знания, но и получение практических навыков взаимодействия с детьми, учитывая индивидуальные особенности.
Анализ работы показывает, что такая форма взаимодействия очень востребована, она способствует в непринужденной, дружеской обстановке получить консультативную помощь, обсудить проблемы воспитания и развития детей, отрабатывать навыки взаимодействия с детьми; предоставляет родителям возможность высказать свое мнение, поделиться жизненным опытом, получить советы по гармонизации семейных отношений.