МААМ-картинки

«Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Розалия Васильева
«Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Скоро в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача Ваша, уважаемые родители – помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить.

Некоторые родители считают, к сожалению, что основные при подготовке детей к школе это умение читать, писать, считать. Многие даже проходят курс 1 класса.

Публикация «„Психологическая готовность детей к школьному обучению“» размещена в разделах

Безусловно, специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного учения в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания, полученные до школы, иссякли. Нужно трудиться, учиться дальше, но выработанная позиция «Я все знаю, все умею» не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалил, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.

Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др. Нравственно-волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте.

Помимо нравственно-волевых качеств у ребенка должны быть хорошо развиты познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Что это значит на практике?

Внимание детей к моменту поступления в школу стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности связанны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того чтобы ребенок мог хорошо усвоить школьную программу, необходимо чтобы, его память стала произвольной, чтобы ребенок располагая различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, при поступлении в школу, обычно не возникает, т. к. почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением.

Еще большее значение, чем воображение и память для обучаемости имеет мышление. При поступлении в школу это должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме.

К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, т. к. они выражают собой не столько общее недоразвитие, сколько его индивидуальность в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. В начальный период учебной работы с такими детьми следует, прежде всего, опираться нате стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.

Ролевая готовность детей к обучению и учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Развитие речи является средством общения и предпосылкой к усвоению письма.

Не менее важной является личностная готовность детей к обучению. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи. Первое, на что следует обратить внимание, рассматривая соответствующий аспект психологической готовности, - это наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, получения новой информации об окружающем мире. Этот интерес вырастает из естественной любознательности 4-5 летнего возраста (возраст «почемучек», прямо зависит от полноты удовлетворения этой потребности ребенка со стороны взрослых. Познавательная потребность относится к разряду так называемых «ненасыщаемых», важнейшая особенность которых состоит в том, что чем больше удовлетворяется соответствующая потребность, тем сильнее она становиться.

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность к достижению успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревоги.

Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а так же, как говорилось выше, волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.

Поэтому, ребенок психологически готов к школьному обучению, если он:

1. Имеет твердое желание и первоначальные умения учиться;

2. Обладает достаточно развитыми познавательными способностями;

3. Умеет общаться и работать в коллективе;

4. Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения с товарищами, учителями, близкими людьми и стремится к самосовершенствованию.

Если ребенок при обследовании обнаруживает наличие этих качеств он психологически готов к школьному обучению.

Если же он этими качествами не обладает, или обладает в недостаточной степени, то он нуждается в особой подготовке к школе.

Кроме психологической подготовки, следует еще установить физическую готовность ребенка к школьному обучению.

Литература:

1. Р. С. Немов, Психология, Москва 1999.

2. Л. М. Фридман, Психопедагогика общего образования, М., 1997.

3. Воспитателю о работе с семьей, под ред. Н. Ф. Виноградовой М., 1989.

Публикации по теме:

Консультация для родителей: «Подготовка к школе» Консультация для родителей «Подготовка к школе» Незаметно прошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой.

Песенка (переделка) для выпускников детского сада Песенка (переделка) для выпускного утренника. на мелодию песни " Бу-ра-ти-но" из к/ф "Приключения Буратино" 1. Совсем недавно мамы нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 16:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД