Папки-передвижки

Психологический климат в педагогическом и детском коллективе ДОУ как фактор психологической комфортности взрослых и детей

Марина Столярова
Психологический климат в педагогическом и детском коллективе ДОУ как фактор психологической комфортности взрослых и детей

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате : в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Публикация «Психологический климат в педагогическом и детском коллективе ДОУ как фактор психологической комфортности взрослых и детей» размещена в разделах

Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в образовательных учреждениях. Человеческий фактор включает в себя психологические и социально-психологические особенности педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность воспитанников. А это значит, уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса.

Тема нашего сегодняшнего педсовета выбрана неслучайно. На основании анкетирования педагогов было отмечено, что в педагогическом коллективе ДОУ есть проблемы именно с психологическим климатом. А как можно говорить об эмоциональном комфорте детей, если те самые главные, важные люди в детском саду, чувствуют себя некомфортно. Поэтому сегодня будем говорить не только о детях, но так же затронем педагогов, эмоциональная стабильность которых, залог спокойствия воспитанников.

Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО является охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Под эмоциональным благополучием по определению

Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности,

способствующее развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Перед педагогами встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия детей.

Сухомлинского. он говорил: «Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,самостоятельная, неповторяемая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Одно из направлений моей работы в ДОУ это создание эмоционального благополучия детей. Начиная готовиться к педсовету, я анализировала, что я провожу занятия, мы с детьми говорим о чувствах, о настроении, о поступках, много играем в игры направленные на снятие психоэмоционального напряжения, на выплескивание различных эмоций и у меня возник вопрос о том, как дети понимают значимость этих занятий, чему они учатся на них.

(видео ответов детей)

Следующим шагом хотела бы рассказать о том, чем я пользуюсь на своих занятиях. Помимо того, красной нитью через все мои занятия проходит тема настроения (а о настроении мы говорим на каждом занятии, идет изучение детьми пиктограмм различных эмоций, проговаривание признаков и причин тех или иных эмоций, сравнение различных эмоций с разными цветами, явлениями природы и т. д. и в этом я ориентируюсь на содержанпе своих рабочих программ, конечно я использую и люблю дополнять занятия такими методами как:

1. игры и упражнения направленные на снятие психоэмоционального напряжения

2. Сказкотерапия.

3. Пескотерапия

4. Элементы артерапии

5. Игры направленные на развитие саморегуляции.

Детки в ДОУ разные, и я считаю, что только моей работы с ними недостаточно, так как находятся в детском саду они с утра и до позднего вечера, наша с вами совместная обязанность обеспечить им комфортное пребывание и желание снова и снова возвращаться в наши стены.

Поэтому я подготовила для вас, для вашего использования картотеку игр, упражнений, сказок, которыми в любое время сможете пользоваться самостоятельно. Эту папку я оставляю в методическом кабинете для общего пользования. (представляю картотеку)

Так же хочется поговорить о том, каким образом мы можем обеспечить ребенку чувство защищенности, нужности в группе, чувство своей принадлежности в группе и важности. Я предлагаю разработать систему методов, используя которые, ребенок приходящий в ДОУ с первых минут будет чувствовать себя долгожданным и важным. Конечно же я сейчас говорю и в том числе о РППС группы.

(презентация)

В описании РППС ДОУ, имеется один очень важный принцип эмоциогенность, то есть обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия дошкольника.

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем, окружающая обстановка должна при необходимости иметь свойства «гасить» эту активность, давать возможность отдохнуть.

Одной из наиболее эффективных форм работы в данном направлении является создание в группах специальных уголков, центров способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. Назовем их ЦЕНТРАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ.

Уголок психологической разгрузки (центр эмоциональной стабильности.)

Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей.

Задачи организации уголка психологической разгрузки являются универсальными для всех групп детского сада.

1. Психологическая разгрузка воспитанников;

2. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

3. Обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;

4. Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

5. Обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Материалы для психологической разгрузки воспитанников.

Уголок для уединения (шатер, палатка и т. д., мягкая мебель, подушки «антистресс», фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки;

• Сухой дождь, фонтанчик.

• Телефон.

• Массажные мячи-«ежики».

• Аудиозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации);

• Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.

• Игры с песком (готовая песочница с формочками, водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру, крупой (для сортировки.)

• Игры на снятие мышечного напряжения, комплексы психогимнастики

Материалы для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, пластилин, краски (пальчиковые.)

Набор бумаги для разрывания;

Мешочки, наполненные различной крупой, разным природным материалом (шишки, камушки, каштаны.)

Картотека игр на снятие мышечного напряжения, этюды (Клюева И. В., Касаткина Ю. В.) на выражение различных чувств и эмоций;

Шумовые музыкальные

инструменты.

Материалы для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции.

Куклы с разным настроением;

Волшебные предметы (шляпа,

плащ, палочка, башмачки и т. д.);

Игры с крупами, пуговицами;

«Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел»;

Картотека игр для гиперактивных детей.

Комплексы психогимнастиик;

Материалы для обучения детей бесконфликтному общению, повышению самооценки неуверенных в себе детей : Дидактические игры: «Азбука настроений», «Театр настроений», «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Как поступают друзья», «Найди друзей».

«Подушка примирения», «Коробочка примирения»

Подиум.

Медальки, значки - похвалилки.

Трон, волшебный стул

Уголок приветствия.

Цель: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочения детского коллектива.

Структура уголка:

- стенд «Здравствуйте, я пришёл!», на котором размещены фото детей. Приходя в детский сад, ребёнок поворачивает своё фото с лицом к окружающим, таким образом заявляя о своём присутствии в группе;

- стенд «Моё настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок-пиктограмм отмечают своё настроение.

Уголок достижений.

Цель: повышение самооценки, уверенности детей в себе.

Структура уголка:

- «Цветок успехов»(панно с индивидуальными кармашками каждого ребёнка, куда выкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок;);

- «Звезда недели»(в середине большой звезды - фото ребёнка, на концах - информация о нём, которой он гордится).

Публикации по теме:

Сказкотерапия как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ Старший воспитатель МДОУ – Центр развития ребёнка – детский сад № 35 Кошкина Наталья Александровна «Сказкотерапия, как один из способов.

Фоторепортаж «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе»Фоторепортаж «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе» «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса».

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе» Как научить ребенка общаться со сверстниками? Условия социального успеха Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы.

Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников РЕФЕРАТ на тему: Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников. Безопасность.

Презентация «Психологический климат в группе» комфорт» (англ. comfort) - комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе» Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" Цель: Дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом.

Семинар-практикум для педагогов «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе» Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования детей «ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» Осман В. И. ,.

Управление конфликтом в педагогическом коллективе Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду как фактор полноценного физического развития детей» Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается.

Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации всех участников образовательного ДОУ- открытая социальная система На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологический климат в педагогическом и детском коллективе ДОУ как фактор психологической комфортности взрослых и детей
Опубликовано: 28 января 2019 в 16:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД