МААМ-картинки

Психологическое благополучие ребенка в семье

Татьяна Тарабукина
Психологическое благополучие ребенка в семье

Добрый вечер, уважаемые родители. Очень рада видеть Вас, наша встреча посвящена теме «Психологическое благополучие ребенка в семье»

Предлагаю вам немного размяться. Встанем в круг и бросаем мячик называя качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье (Упражнение с мячом).

Публикация «Психологическое благополучие ребенка в семье» размещена в разделах

Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка — это один из критериев здоровья в целом. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.

Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «-»

№ п/н Факторы, влияющие на развитие ребенка Да Нет

1 Планирование беременности

2 Ожидание ребенка определенного пола

3 Постоянство материнской заботы

4 Режим питания

5 Наказания

6 Поощрения

7 Стиль воспитания в семье

8 Порядок рождения ребенка в семье

9 Имя ребенка. Группа крови

Факторов влияющих на психологическое благополучие ребенка много.

Многие ли из нас знают свою группу крови? А группу крови своих детей? Как правило, необходимость в такой информации у нас появляется лишь в связи с несчастными случаями или медицинскими показаниями. А вот в Японии убеждены в том, что от группы крови в жизни человека зависит почти все, и даже разработали систему воспитания дошкольников, учитывающую группы крови детей, родителей и воспитателей.

Чем отличаются дети разной группы крови

Дети с первой (0) группой крови

Большинство детей этой группы умильно ласковы и послушны. Исключительно чувствительны по натуре. С раннего детства испытывают огромную потребность в ласке и остро переживают недостаток родительской любви и внимания. Необходимо с раннего возраста взять этот процесс под контроль: настойчиво прививать чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Ругая ребенка, нужно дать ему почувствовать, что ваше отношение продиктовано исключительно заботой о нем, что он любим.

Рисование. Раскрашивают рисунок своим любимым цветом, даже если рядом есть другие краски. Творчество этих детей наиболее выразительно, они замечательные фантазеры и сочинители. Не следят за тщательностью изображения, зато каждый трудится самостоятельно и очень увлеченно.

Физкультура. На занятиях внимательно следят как за указаниями тренера, так и за реакцией на их действия окружающих.

Игра. Любят подражательные игры. Стараются любым способом заполучить понравившуюся игрушку.

Особенности отношения к пище. Даже дома во время приема пищи стремятся к уединению. В еде для них главное – количество. Еда отвлекает от слез. Кушают, когда проголодаются, до тех пор, пока не насытятся.

Отношение к вещам. Желание монопольно владеть чем-либо доводит детей до ссор и драк. Они импульсивны и часто решают споры со сверстниками с помощью кулаков. Чаще других затевают драки и чаще выходят из них победителями. Ни за что не отдадут игрушку другим сами.

Привитие гигиенических навыков. В этом вопросе категорически не приемлют принуждения. Тяжело переживают наказание. Пусть ребенок лучше лишний раз описается, чем заставлять его садиться на горшок. Чем жестче нажим, тем сильнее сопротивление. Приучая такого малыша к горшку, нужно набраться терпения: придет время, и он все будет делать правильно.

Плач. Находят утешение на руках или в объятиях воспитателя. Горько плачут, когда их игрушки берут другие.

Сон. Неохотно укладываются спать. Бесполезно заставлять силой. Привыкнув к режиму, крепко спят.

Дети со второй (А) группой крови

Многие дети упрямы и непоседливы, но по мере взросления становятся все более и более послушными. Их характерная особенность – повышенная внимательность как к окружению, так и к отношению к ним со стороны окружающих. Постепенно у них вырабатывается потребность всем и во всем уступать и угождать. И только в начальной школе у некоторых начинают появляться волевые качества. Главное в воспитании таких детей – помочь им обрести уверенность в себе. Эти дети испытывают постоянную потребность в понимании со стороны взрослых. Чем уверенней в себе ребенок, тем интенсивнее он развивается. Не следует ругать ребенка, заостряя внимание на его недостатках, это может подорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаменимыми помощниками в коррекции поведения таких детей. Нужно все терпеливо и настойчиво объяснять, — за что ругают, почему что-то запрещают делать. Убеждение – вот главный подход к такому ребенку. По сравнению с другими, дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения. Но занявшись делом, они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.

Рисование. Очень старательны, используют преимущественно бледные краски. В их творчестве отражается внимательное отношение к окружающему миру. Искусно используют разные цветовые сочетания.

Физкультура. Дети со второй группой крови выкладываются на занятиях на всю катушку.

Игра. С 3 лет играют в подражательные игры. В играх непритязательны, проявляют самостоятельность. В «социальных» играх предпочитают роль мам и пап. Любят всех опекать.

Особенности отношения к пище. Безупречны в подборе блюд и традиционны в распределении домашних обязанностей. Кушают быстро и аккуратно. Умело пользуются столовыми приборами (особенно девочки).

Отношение к вещам. Если у них что-то отбирают, впадают в истерику.

Привитие гигиенических навыков. Ужасно боятся быть пристыженными, очень чувствительны к похвале. Их следует чаще поощрять.

Плач. Горько плачут в первые дни пребывания в детском саду. Привыкнув к постоянному воспитателю, быстро успокаиваются.

Сон. Вначале просыпаются от малейшего звука. Привыкнув к детском саду, спят спокойно.

Дети с третьей (В) группой крови

Дети необыкновенно жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они доставляют много хлопот. Это дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы – шлепки, крики, наказания — либо бесполезны, либо приводят к обратному результату. Ругать их надо строго и внушительно по несколько раз за одно и то же, чтобы «дошло до сознания». Родителям иногда можно прибегать и к физическому наказанию. Дети с ранних лет способны хладнокровно оценивать происходящее. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно полезному труду. Воспитателям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе. Многие из них артистичны и не обделены талантами, но берутся выполнять сразу много дел и ни одного не доводят до конца. Предоставляя ребенку определенную свободу, нужно приучать его концентрировать внимание и достигать цели, чтобы он начинал новое дело, лишь доведя до конца предыдущее. При воспитании таких детей понадобятся терпение и выдержка.

Рисование. Контуры рисунка смазаны, но в нем много экспрессии. Их произведения создают впечатление художественного беспорядка и легкой непринужденности. Работают не только руками, но и языком, всем телом, ведут себя шумно. Любят перемешивать краски и почти никогда не используют один цвет.

Физкультура. Дети с третьей группой крови на занятиях необузданны.

Игра. Ни минуты не сидят на месте, галдят и вертятся как волчки, будоража окружающих. В «социальных» играх испытывают потребность в патронаже. Не любят брать на себя обязанности.

Особенности отношения к пище. Не расположены к домашнему быту. Предпочитают еду с доставкой на дом. Продолжают игру и во время еды.

Отношение к вещам. Терпеть не могут ссор, в том числе и из-за обладания вещами. Первыми протягивают руку к примирению.

Привитие гигиенических навыков. И прием пищи, и пользование горшком для них – продолжение игры. Внимание детей рассеяно, а настроение переменчиво. Лучше всего приучать их к горшку, создавая игровую ситуацию, например играя «в туалет».

Плач. Вначале, поглощенные новыми впечатлениями, дети не плачут. Потом от 2—3 дней до недели плачут долго и надрывно. Новая игрушка способна отвлечь от слез на короткое время.

Сон. Если внушить, что сон – продолжение игры, легко засыпают. Проснувшись, сразу бросаются играть.

Дети с четвертой (АВ) группой крови

Дети этой группы толковы и покладисты. Но в детстве многие из них застенчивы и даже трусоваты, испытывают необъяснимый страх перед людьми. Причем у одних детей это заметно, у других — принимает форму покорного послушания, третьи умело скрывают или преодолевают свою робость. Биться в истерике, топать ногами — для детей с четвертой группой крови это редкое исключение. Они также редко настаивают на чем-то, чего-то требуют, они робки и пугливы. К подростковому возрасту многие из них резко меняются: легко завязывают контакты с другими людьми, охотно берут на себя роль посредников во взаимоотношениях. Таким детям нужно уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. В противном случае боязнь может перерасти у них в неприязнь к людям. Психика внешне флегматичных детей на самом деле очень ранима и восприимчива к обидам и несправедливости. Вместо того чтобы отругать ребенка за провинность, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму. У него много здравого смысла – он вас поймет. Взывайте также к его чувству справедливости, которое у него очень развито.

Рисование. Скрупулезно вырисовывают мелкие детали. Работают спокойно и вдохновенно. Любят изящные цвета.

Физкультура. Дети ведут себя осмотрительно.

Игра. Избегают шумных игр, но ладят со всеми. Иногда склонны к уединению.

Особенности отношения к пище. Врожденная чистоплотность. Не забывают выполнять гигиенические правила. У них ярко выражены пристрастия и антипатии в еде. Категорически отказываются от нелюбимых блюд.

Отношение к вещам. Вещи не имеют притягательной силы для таких детей, но они большие спорщики. Вступают в споры без драк, любят высмеивать других, но не стремятся отнимать вещи.

Привитие гигиенических навыков. Доставляют меньше всего хлопот, опрятны и послушны. Сразу начинают пользоваться горшком. При обращении с ними упор нужно делать на чистоплотность.

Плач. Страдают молча или плачут умеренно. На приход родителей реагируют бурно: плачут, сердятся, выражают обиду.

Сон. Поначалу в детском саду спать идут неохотно. Если не спят, то долго лежат в кроватях тихо. Привыкнув, спят спокойно.

Предлагаю немного поработать в группа. Поделимся на 4 группы «младшие», «старшие», «средние», «единственные». Посовещайтесь и скажите, как влияет на развитие ребенка последовательность рождения.

Изначально ваш малыш был первым – и единственным. И, может быть, он еще таким и остается даже при наличии братика или сестрички. Ведь не стоит забывать о том, что дети, разница в рождении которых составляет более шести-семи лет, имеют превалирующие характеристики единственного ребенка и дополнительно те качества, которые присущи их настоящему порядку рождения. Чаще всего это связано с тем, что в жизни старшего школьника родители уже не играют главенствующей роли, круг интересов давно вышел за пределы семьи, а основные черты характера и личности закладываются как раз до шести лет.

Единственный ребенок в семье, как уже неоднократно замечено психологами, помещается семьей и ближайшим окружением на своеобразный пьедестал. Ожидания родителей и родственников целиком возложены на его плечи, тем не менее, огрехи ему легко прощаются. Отсутствие конкуренции и необходимости бороться за родительское внимание сказывается и на том, что ребенок вынужден в основном ориентироваться на взрослый образец поведения. Именно понимание взрослых становится одной из основных задач единственного ребенка в семье. К слову, решать задачи и находить пути оптимального их решения так же в его характере.

Единственные дети в семье остро ощущают свою уникальность, и их требования к жизни весьма высоки. Но и работать над собой эти дети любят и умеют, так как стараются оправдать как надежды своих родителей, так и собственные амбиции. Тем более, что возможностей для интеллектуального развития у них больше, чем у остальных, ведь никто не пожалеет ни денег, ни времени, ни сил на дополнительное образование единственного ребенка.

Однако есть и подводные камни, с которыми могут сталкиваться родители единственного ребенка. Помимо эгоцентричности и эгоизма, может развиваться излишняя привязанность к родителям и возникновение состояние, которое называется «выученная беспомощность» - что чревато во взрослом возрасте инфантильностью вашего чада и нежеланием жить своим умом. Ведь, находясь под непрестанной опекой близких, ребенок не имеет самостоятельности и у него не так много возможностей научиться строить отношения с окружающими.

Из этого порочного круга есть два выхода – либо ребенок, вырастая, остается по-детски беспомощным, либо прикладывает все свои силы, становясь состоятельным и компетентным взрослым человеком.

Черты характера единственного ребенка : Обостренное чувство справедливости, четкое разделение добра от зла; Обладают высокой мотивацией на достижение цели; Высокий уровень эмпатии, способности понимать окружающих людей; Обладают сильным чувством собственного достоинства и исключительным самоуважением; Довольно проблематично сходятся с новыми людьми, сложно завязывают близкие отношения; Имеют тягу к одинокому образу жизни; Они склонны к эгоистичности и эгоцентризму. Низкая потребность в аффилиации; Обладают потребностью идти навстречу другим людям, чтобы заслужить одобрение; Очень ценят собственную независимость; Не пугаются неудач, спокойно преодолевая трудности на пути к цели.

Старший ребенок

Как уже писалось, первенец, который первые шесть-семь лет был один в семье, сохранит психологические установки единственного ребенка. Тем не менее, в любом случае при появлении второго малыша психология старшего ребенка претерпевает изменения в той или иной степени.

Чаще всего первенец проходит три стадии:

1. Единственный, любимый и незаменимый, ребенок находится в фокусе внимания родителей и всей семьи, занимая привилегированное положение.

2. Появление второго ребенка кардинально изменяет сложившуюся ситуацию, вызывая шок и недоумение у первенца. Если разница между детьми составляет менее пяти-шести лет, то воздействие стресса многократно усугубляется. Тем не менее, все ощущения ребенка сводятся к мысли о том, что его место в сердце и мыслях родителей занял кто-то другой, а он сам потерял свою безграничную власть над мамой и папой. Помимо возраста, ситуация усугубляется при появлении второго ребенка того же пола, что и первенец. Психологи называют этот момент «свержение с трона».

3. После стресса, который пережил старший ребенок, личность и характер малыша претерпевают значительные изменения. Ребенок ищет и находит выход из положения, пытаясь превзойти второго ребенка, показывая родителям, что он не только старше, но и умнее. Реакция родителей, которые при дефиците времени только радуются успехам и самостоятельности старшего отпрыска, закрепляет такую модель поведения, как правильную.

Старшие дети консервативны, чтут традиции и не прощают ошибок. Однако оценка других людей, в противоречии к этому, очень значима для них.

Чаще всего, первые дети лучше учатся, их тесты IQ почти всегда выше среднего, чему виной не только высокий интеллект, но и амбиции, стремление быть первыми, сильная мотивация на достижение успеха. Статистика утверждает, что среди знаменитостей более 65% являются старшими или единственными детьми в семье, ведь конкуренция проявляет лидерские качества.

Черты характера старшего ребенка : Старшие дети легко и охотно соблюдают правила; Стремятся к успеху и имеют высокую мотивацию, но при препятствиях способны бросить начатое; В их характере присутствуют добросовестность и ответственность. ; Старшие дети, чаще всего, серьезнее младших; Их отличает завидное упрямство; Они консервативны и склонны к соблюдению традиций; Нетерпимы; Зависимы от чужого мнения; Старшим детям свойственен высокий уровень интеллекта; Первенцы осторожны и склонны к сотрудничеству.

Младший ребенок

Личность младшего ребенка складывается уже совершенно в других условиях. Он никогда не был один в семье – с самого рождения у него уже была семья из мамы, папы и старшего ребенка. Его характер и личность противоположны характеру первенца – второй ребенок, чаще всего, оптимистичен и независим, и любит сваливать ответственность на других.

Тем не менее, младший ребенок – отличный манипулятор и провокатор. Он не имеет столько жизненного опыта и знаний, как старший, в силу разницы в возрасте, поэтому для самоутверждения предпочитает спортивную деятельность или искусство. Тем более, ориентация у них идет на себя, любимых, тогда как ожидания других людей и их мнение мало волнуют младшеньких детей.

По мнению автора книги «Семья глазами ребенка», написанной Г. Т. Хоментаускасом, у младшего ребенка в семье, где двое детей, есть три основные стратегии поведения:

1. Конкуренция. «Я буду более любим и ценен для родителей, если смогу превзойти старшего брата или сестру. Для этого хороши абсолютно все средства».

2. Бунт, направленный против ограничений родителей. «Я хочу быть таким, какой я есть. Принимайте меня таким».

3. Нахождение в тени старшего ребенка. «Смотрите, я совсем никчемный. Оставьте меня в покое!».

Младшие дети не сталкивались с появлением «конкурента» из роддома, и часто находятся в положении любимчиков у всей семьи. Зачастую, список обязанностей младших детей невелик, им потакают, балуют, и относятся весьма снисходительно, что влечет к формированию личности зависимо-импульсивного типа.

Возможно, именно из-за этого они менее тревожны и эмоционально устойчивее старших детей. А также они общительны, беспечны, но, в тоже время, практичны. Из них получаются отличные коммерсанты.

Черты характера младшего ребенка : Младшие дети оптимистичны и жизнерадостны; Отличаются независимым характером; Беспечны и склонны избегать ответственности; Младшие дети склонны к иждивенческой жизненной позиции; Они весьма импульсивны и склонны к аффективным реакциям; В тоже время могут быть драчливы и враждебны; Общительны и дружелюбны, легко заводят близкие отношения; Практичны; Склонны манипулировать людьми. Провокаторы; опасаются поражений и неудач; У них выражено желание конкурировать.

Средний ребенок

Никто не застрахован от третьего ребенка, и даже если двое детей – предел ваших мечтаний, стоит немного прояснить ситуацию, как чувствует себя ребенок, ставший средним, и как такое положение скажется на формировании его личности.

Второй ребенок, пусть и не оказывался безраздельным хозяином любви и внимания родителей, тем не менее, вытесняется появившимся младенцем. И как мы знаем, чем больше неизвестных фактором – тем больше вариаций, именно поэтому средние дети наименее изучены, так как влияет и возраст между всеми детьми, и их количество, и их градация по половому признаку.

Тем не менее, именно у средних детей в семье наибольшие сложности с самоопределением, они являются и младшими – и уже старшими, сочетая в себе черты обоих психотипов. Не имея авторитета более умелого и сильного старшего ребенка, а так же, не обладая беззащитностью и зависимостью младшего ребенка, средние дети теряют способность идентифицировать себя и чувствуют себя потерянными.

В зрелом возрасте средние дети склонны к безынициативности и зависимости мышления от других. Именно у них в семье самая низкая мотивация к достижению успеха, а вот ощущения несправедливости жизни может преследовать таких детей и во взрослом возрасте.

Средние дети отчаянно нуждаются в родительском внимании, и если для этого необходимо совершить что-то немыслимое, или просто иметь раздражающие привычки – они это сделают. Тем не менее, если разница в возрасте у детей большая, то все эти проявления во многом сойдут на нет, ведь средний ребенок уже побывал малышом, и теперь вынужденная взрослость не так его тяготит, тем более, что в его жизни уже есть старший ребенок, и друзья, и сторонние увлечения.

Коррекция минусов, закрепление плюсов

- В воспитании ребенка огромную роль играет психологический климат в семье, общение с ребенком. То, как мы общаемся со своим ребенком, играет большую роль в его развитии как личности. Предлагаю в этом разобраться.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, то говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА: О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о НЁМ, не о ЕГО поведении.

Высказывания такого рода психологи назвали «Я сообщениями».

Они могут быть такими:

1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.

2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто то ползает, и я все время спотыкаюсь.

3. Меня очень утомляет громкая музыка.

В таких высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. Их можно назвать «Ты сообщениями».

- Как вы думаете, есть ли разница?

На первый взгляд разница между «Я сообщениями» и «Ты сообщением» невелика. Больше того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать.

Ведь каждое «Ты сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка. Вот типичный диалог:

— Когда ты, наконец, начнешь убирать свою комнату! (Обвинение.)

— Ну, хватит, пап. В конце концов, это моя комната!

— Как ты со мной разговариваешь? (Осуждение, угроза.)

— А что я такого сказал?

«Я сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты — сообщением».

1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Как уже говорилось, полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору. Получается все наоборот: вместо мира — война.

2. «Я сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же — делает взрослого ближе, человечнее.

3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

4. И последнее: высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши желания и переживания.

Научиться посылать «Я сообщения» непросто, так же, как и активно слушать ребенка. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок. Одна из них состоит в том, что иногда, начав с «Я сообщения», родители заканчивают фразу «Ты сообщением».

Давайте потренируемся (Упражнение «Переделай Ты - сообщение»)

1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)

2. С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда не слушаешь. (Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным.)

3. Ты — жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)

- Наша встреча подходит к концу, в завершении хотелось бы с вами составить семейные заповеди, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен, обсуждение.

- Большое спасибо за работу. До свиданья.

Публикации по теме:

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна!» И. Сеченов Дошкольное детство – период,.

Семейное благополучие — залог здорового ребенка ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА» Как, появилось слово: «СЕМЬЯ»? Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым.

Игровая деятельность и психологическое развитие ребенка Игровая деятельность. Игровая деятельность, как форма обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Как вы знаете,.

Консультация «Помощь семье, воспитывающей в семье ребенка с отклонениями в развитии» Структура нарушений родительско – детских отношений в семье с соматически больным ребенком. 1. Источник нарушения семейных отношений 1.1.

Практико-ориентированное занятие для педагогов: психологическое благополучие педагога Цель: развитие у педагогов позитивного восприятия себя, знакомство с собой и своими индивидуальными личностными особенностями, которые могут.

Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практикуме. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию,.

Влияние сказок на психологическое развитие ребенка В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт.

Эмоционально-психологическое состояние ребенка Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ- одна из важнейших задач педагогического коллектива. Очень важно, с каким настроением.

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка — жизнь без капризов» Эмоциональное благополучие ребенка – жизнь без капризов. Эта статья рассчитана на родителей, у которых дети дошкольного возраста. В основу.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологическое благополучие ребенка в семье
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 22:23
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД