Папки-передвижки

Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития

Наталья Дмитриева
Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития

Психологическое сопровождение- это система профессиональной деятельности педагога- психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

В последние годы, благодаря стараниям известного московского специалиста М. Р. Битяновой и питерских практических психологов Г. Бардиер, И. Рамазан и Т. Чередниковой широко употребляемым стало словосочетание «психологическое сопровождение». Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути.

Публикация «Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития» размещена в разделах

Актуальность комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с задержкой психического развития в условиях нашей системы образования определяется тем, что изменение социально-экономической ситуации в России в последние десятилетия привело к появлению и обострению различных проблем, касающихся появлению в школах детей с ослабленным здоровьем. Вследствие чего значительные модификации претерпевает система образования и, в первую очередь, осуществляется поиск новых подходов, ориентированных на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности подростков, в том числе с задержкой психического развития, и их самореализацию в обществе. Во многом данная проблема определяется тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях ещё недостаточно разработана система комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с задержкой психического развития,

Учащиеся с задержкой психического развития нуждаются в своевременной и эффективной помощи. По данным Н. Г. Лутонян, П. И. Зинченко у детей с ЗПР наблюдаются трудности при обучении, поскольку страдают мнемические процессы, из-за несформированности саморегуляции процессов запоминания и воспроизведения. Целенаправленное овладение знаниями предполагает определенный уровень развития произвольной памяти.

Вопросами развития произвольной памяти у детей с ЗПР занимались следующие педагоги и психологи : Н. Г. Поддубная, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Ю. Г. Демьянов, Т. В. Егорова и др. Ученые выделили особенности памяти у детей с ЗПР : уменьшение объема и скорости запоминания, недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти, неумение рационально организовывать и контролировать свою работу и т. п.

Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин трудности в обучении. К подростковому возрасту проблемы неуспеваемости и развития личности ребенка накапливаются, что наряду с возрастными особенностями подросткового периода делают жизнь этих детей и их близких достаточно сложной во многих аспектах.

В связи с этим, проблема психологического сопровождения развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития представляется нам остро актуальной.

Целью нашего исследования является разработка и апробирование диагностической психокоррекционной программы по психологическому сопровождению развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития.

Исследование проводилось на базе ГОУ ТО Новомосковского образовательного центра. В исследовании принимали участие 10 учащихся 11-13 лет, имеющих диагноз - задержка психического развития.

. Диагностическая программа включила в себя следующие методики:

1) «Оценка оперативной зрительной памяти»

2) «Оценка оперативной слуховой памяти»

3) «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурии

4) «Память на числа»

5) «Память на образы»

Результаты по каждой методике показали. По методике «Оценка оперативной зрительной памяти» 70% испытуемых обладают не вполне достаточной по объёму кратковременной памятью, 30% подростков показали низкий уровень кратковременной памяти. При этом детей с хорошей развитой по объему кратковременной памятью, среднеразвитой по объёму кратковременной память, а также с очень низким объёмом кратковременной памяти выявлено не было. По методике «Оценка оперативной слуховой памяти» высокий уровень не проявил никто из подростков, уровень выше среднего был выявлен у 10% детей, средний уровень - у 50%, уровень ниже среднего – у 20%, низкий уровень – так же у 20%. По методике «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурии высоким уровнем развития динамических особенностей процесса запоминания и долговременной слуховой памяти детей в экспериментальной группе обнаружено не было, 60% подростков показали средний уровень, у 40% был выявлен низкий уровень. По методике «Память на числа» у большинства испытуемых была слабо развита кратковременная память (80%). У 20% кратковременная память была выражена хорошо. По методике «Память на образы» низкий уровень показали 30% испытуемых, большая часть подростков (50%) обнаружила уровень развития образной памяти ниже среднего, средний уровень выявлен у 10% детей, равно как и уровень выше среднего.

Таким образом, проведенное диагностическое исследование особенностей памяти детей младшего подросткового возраста с ЗПР показало, что преобладающая часть испытуемых имеет низкий уровень развития мнемических способностей, остальные 30% обладают средним уровнем развития памяти. Это свидетельствует о том, что вся экспериментальная группа младших подростков с ЗПР нуждается в коррекционно-развивающем воздействии на их память. Это позволяет сформулировать следующие рекомендации:

1) своевременно проводить диагностику развития процессов памяти у детей с задержкой психического развития;

2) разработанную в исследовании диагностическую программу можно рекомендовать для изучения особенностей развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития специалистам, работающим с данной категорией детей;

3) апробировать в дальнейшей работе, разработанную в исследовании коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие памяти у детей с ЗПР.

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

Петербург как среда воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития «Для нас прекрасней нет предназначенья, Чем знания свои всем детям передать. Когда увидим в их глазах Мы Петербурга отраженье, То значит.

Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного.

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.

Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Мой интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияРазвитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторикиРазвитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 17:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД