МААМ-картинки

Психолого-педагогическое и гигиеническое сопровождение детей младенческого и раннего возраста

Головко Елена
Психолого-педагогическое и гигиеническое сопровождение детей младенческого и раннего возраста

Авторы:

Головко Елена Владиславовна

Шитякова Люция Маратовна

Тема:

«Психолого-педагогическое и гигиеническое сопровождение детей младенческого и раннего возраста»

Город Челябинск

Введение

Ранний возраст, раннее детство– период жизни ребенка от 1 года до 3 лет. Для него характерен быстрый темп физического и психического развития, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем, в особенности нервной системы, совершенствованием их функций в результате созревания, а также взаимодействия организма с окружающей средой при определяющем влиянии условий жизни и воспитания.

Публикация «Психолого-педагогическое и гигиеническое сопровождение детей младенческого и раннего возраста» размещена в разделах

Ведущей деятельностью ребенка становится предметная деятельность, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных, культурно-опосредованных способов действия с предметами и орудиями. При этом выделяется несколько этапов ее развития:

Первый этап –формирование предпосылок к развитию предметной деятельности (от 6 до 12 мес.) :

Второй этап – овладение предметом как средством достижения какой-то цели (от 1 года до 2 лет) :

Третий этап – овладение предметом как орудием и освоение функции замещения предмета (от 2 до 3 лет) :

Выделяются следующие приемы, которыми взрослые пользуются в процессе развития предметной деятельности детей :

– показ предмета и его называние (М. Монтессори) – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. Используется для развития слухозрительного сосредоточения.

– показ действий с предметами и их называние – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. В основе действия ребенка с предметами лежит подражание взрослому.

– рассматривание предмета – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной деятельности ребенка и взрослого.

Для рассматривания используются знакомые детям игрушки и картинки после усвоения их названия. При рассматривании предмета педагог обращает внимание на их признаки, пространственное расположение деталей, связывает их с функциональными характеристиками объектов.

Необходимо учитывать, что при рассматривании предмета взрослый должен научить ребенка понимать, что признаки, свойственные одному предмету, могут быть и у других предметов ("Мишка большой", "Мяч большой", "Стул большой", "Что еще здесь большое?"). С другой стороны, он подчеркивает наличие связей и отношений между предметами ("Мишка нужен, чтобы играть", "Мяч нужен, чтобы играть", "Мяч и мишка – игрушки").

Цель работы – рассмотреть гигиенические, психолого-педагогические условия развития, воспитания детей младшего и раннего возраста.

1. Физиолого-гигиенические основы воспитания детей младшего и раннего возраста

Основы воспитания детей самого раннего возраста предполагают формирование правильного физиологически обоснованного режима дня, который в полной мере обеспечит удовлетворение всех физиологических и психологических потребностей растущего организма: здоровый сон, физиологически адекватное питание, общение, физическую активность. Правильный режим дня в раннем возрасте обеспечивает оптимальный баланс процессов возбуждения и торможения коры головного мозга, способствует упорядочиванию поведенческих процессов, своевременному проявлению, развитию и совершенствованию различных умений и навыков, знаний, опыта.

Навыки личной гигиены. Серьезная роль в правильном воспитании ребенка отводится навыкам личной гигиены. Опрятность и чистоплотность необходимо вырабатывать у детей с первых дней жизни. Этим целям служат ежедневное умывание, купание детей, смена белья; с 5-6-месячного возраста необходимо приучать ребенка проситься на горшок. Высаживают на горшок как только ребенок начинает уверенно сидеть. Внимание детей более старшего возраста следует обращать на грязные руки, лицо, нос и стараться вызывать к этому отрицательное отношение. Для устранения загрязнений можно использовать так называемые влажные салфетки (Cleanic, Huggies, FixesHartmann, позволяющие быстро и эффективно подмыть ребенка в любых условиях без контакта кожи с водой и мылом.

Одноразовые подгузники в последние годы получили распространение во всем мире. Их надо менять, так как влага делает кожу уязвимой, а чем дольше выделения ребенка соприкасаются с кожей, тем больше вероятность ее повреждения. Лучше использовать «дышащие» подгузники класса Premium. Одноразовыми подгузниками можно пользоваться с первых дней жизни малыша. При переходе на памперсы от родителей и ухаживающих за ребенком требуется особое внимание, чтобы ребенок не потерял «рефлекс горшка».

В период с 1,5 до2 лет ребенка следует научить самостоятельно пользоваться носовым платком. На 3-м году жизни необходимо приучать ребенка мыть руки перед едой, причем по собственному почину, утром и вечером умываться, вытираться только своим полотенцем, салфеткой. Если ребенок воспитывается в коллективе, то личные вещи должны иметь маркировку: рисунки с изображением фруктов, овощей и т. д. В 1,5 года ребенок должен уметь полоскать рот и чистить зубы. Вначале в течение 2-3 мес. зубы чистят лишь влажной зубной щеткой, а затем зубной пастой. Чистят зубы утром и вечером перед сном.

2. Психолого-педагогические основы воспитания детей младшего и раннего возраста

Семья является основной средой развития ребенка и его становления как личности. Основными факторами, непосредственно влияющими на воспитательный процесс, являются:

-Структура семьи;

-Условия жизни и труда в семье;

-Отношение членов семьи к труду;

-Культурный потенциал;

-Социальный статус семьи.

Педагогические основы воспитания детей в семье предусматривают:

-Восприятие ребенка как равной личности, что предполагает адекватное принятие ребенка таковым, какой он есть, без завышенных требований;

-Избегание прямому наследованию либо подражанию определенной модели поведения;

-Создание адекватных условий для развития ребенка (как бытовых, так и эмоционального микроклимата в семье);

-Педагогическая грамотность родителей;

-Собственный пример родителей как идеальная модель для подражания.

В основе воспитания детей в семье лежат принципы гуманизма, равенства, последовательности и планомерности, непрерывности, целенаправленности, систематичности, согласованности действий всех участников воспитательного процесса.

По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% - 40%. Но ребенок не может сам повлиять на свое будущее, он целиком зависит от взрослых, окружающих его в семье и детском саду, от их мастерства, компетентности, умения пользоваться современными достижениями науки. Однако чтобы помочь ребенку в развитии, необходимо знать, в чем проблемы, где и как нужно оказать помощь.

Учеными выделяются две основные стороны в развитии ребенка раннего возраста : психическое и физическое. Однако педагоги и психологи избегают строгих определений того, что ребенок должен уметь в том или ином возрасте. Это происходит потому, что развитие одного ребенка может сильно отличаться от развития другого. Физически и психологически ребенок может или расти скачками, «отдыхая» в промежутках между ними, или развиваться постепенно. У каждого из них есть свой темп и свой стиль развития, которые также индивидуальны как внешность ребенка.

Из вышесказанного следует вывод, что в воспитании и развитии ребенка раннего возраста перед взрослыми ставятся две основные цели:

• удовлетворение всех физических потребностей ребенка;

• обеспечение эмоционально обогащенного развивающего общения.

Ранний возраст является наиболее важным периодом в жизни ребенка, когда закладываются основы здоровья, определяющие развитие всего организма в последующие периоды жизни. Задачи по укреплению здоровья детей включают целенаправленные оздоровительные воздействия, гигиенический уход, выполнение физиологически целесообразного режима дня и формирование основ здорового образа жизни.

Понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) – комплексное и многоаспектное, в нашем понимании – это образ жизни, способствующий формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Индивидуальное здоровье человека многомерное, в его структуру входят соматические, психические, сенсорные, социальные, нравственные и другие компоненты. Ключевыми компонентами индивидуального здоровья детей раннего возраста являются физическое и психическое развитие.

Физическое развитие детей раннего возраста в деятельности педагогов считается особенно важным и необходимым условием для формирования индивидуального здоровья ребенка. Процессы физическое развития ребенка раннего возраста включают в себя, прежде всего, моторное развитие. Проявляется оно в динамике усложнения двигательных действий, развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков.

Развитию моторики в раннем возрасте необходимо уделять особое внимание, так как его замедленное развитие может стать одной из объективных причин возникновения трудностей при обучении детей в школе. Формирование двигательной сферы ребенка является фундаментом для гармоничного развития личности, наивысшего проявления потенциалных возможностей человека, его способностей и талантов.

Традиционные физкультурные занятия, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, не в полном объеме обеспечивают эффективное физическое воспитание детей раннего возраста. Данную проблему, на наш взгляд, возможно решить через привлечение родителей. Еще П. Ф. Лесгафт отмечал, что «вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности».

Подобный подход объясняется главным образом тем, что именно эти два социальных института – семья и детский сад – имеют решающее значение в социализации детей раннего возраста. По существу, это единственные каналы, через которые общество направляет и реализует воспитание будущего гражданина.

Однако не все родители обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми для обеспечения ребенку нормального развития. Многие из них испытывают трудности, обусловленные разными причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать их индивидуальные особенности; неправильно выбранным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности и др. Именно поэтому педагоги дошкольного образовательного учреждения организовывают занятия физическими упражнениями вместе с родителями, и тем самым способствуют не только физическому развитию детей, но и способствуют повышению грамотности родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста.

Основным источником психического развития ребенка раннего возраста является общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая играет огромную роль в деятельности ребенка и в познании им окружающего мира. Для формирования таких личностных качеств как мышление, воображение, память, волевые регуляции действий и др., требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Основным средством формирования этих качеств является обучение, которое основывается на теоретическом положении Л. С. Выгодского о взаимосвязи обучения и развития – развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие.

Сенсорное развитие осуществляется непосредственно через систему анализаторов, в которой происходит восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающем мире. Различают внешние и внутренние анализаторы. К внешним, или экстероцептивным анализаторам относят зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, и другие. В случае недогрузки или перегрузки системы анализаторов могут наблюдаться расстройства основных органов чувств, что в последствии может привести к сенсорной депривации.

Поэтому в сенсорном развитии детей раннего возраста необходимо, прежде всего, учитывать специфику развития мышления – ребенок мыслит лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. В данном случае очень важно преобразовать особым способом окружающую среду, наполнив ее различными рода стимуляторами, оказывающими положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния и осязания.

Большое значение имеют рационально организованная совместная деятельность педагога с детьми и профилактические мероприятия, направленные на формирование, сохранение и укрепление чувственной сферы ребенка.

Таким образом, психолого-педагогическими основами воспитания ребенка раннего являются : обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного развития; формирование речи; организация предметной деятельности.

Заключение

Основы воспитания детей самого раннего возраста предполагают формирование правильного физиологически обоснованного режима дня, который в полной мере обеспечит удовлетворение всех физиологических и психологических потребностей растущего организма: здоровый сон, физиологически адекватное питание, общение, физическую активность. Правильный режим дня в раннем возрасте обеспечивает оптимальный баланс процессов возбуждения и торможения коры головного мозга, способствует упорядочиванию поведенческих процессов, своевременному проявлению, развитию и совершенствованию различных умений и навыков, знаний, опыта.

Семья является основной средой развития ребенка и его становления как личности. Основными факторами, непосредственно влияющими на воспитательный процесс, являются:

-Структура семьи;

-Условия жизни и труда в семье;

-Отношение членов семьи к труду;

-Культурный потенциал;

-Социальный статус семьи.

Педагогические основы воспитания детей в семье предусматривают:

-Восприятие ребенка как равной личности, что предполагает адекватное принятие ребенка таковым, какой он есть, без завышенных требований;

-Избегание прямому наследованию либо подражанию определенной модели поведения;

-Создание адекватных условий для развития ребенка (как бытовых, так и эмоционального микроклимата в семье);

-Педагогическая грамотность родителей;

-Собственный пример родителей как идеальная модель для подражания.

Психолого-педагогическими основами воспитания ребенка раннего являются : обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного развития; формирование речи; организация предметной деятельности.

Список использованной литературы

1. Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург, 2016. – 560с.

2. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства / И. А. Зязюн. – М., 1989.

3. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 2006.

4. Сластенин С., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика. М. ,2002.

5. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; /Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2004.

Публикации по теме:

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое и гигиеническое сопровождение детей младенческого и раннего возраста
Опубликовано: 25 сентября 2020 в 12:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД