МААМ-картинки

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Краснова Юлия
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

«Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях логоритмики»

Слайд 1: Актуальность исследования обусловлена тем, что коррекционная помощь детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - одно из перспективных направлений теории и практики специальной педагогики.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» размещена в разделах

Слайд 2: В последние десятилетия наблюдается значительное увеличение количества детей с нарушениями речи, обусловленными органической патологией центральной и периферической нервной систем. По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только у 15 % детей отсутствуют проявления патологии развития.

Слайд 3: По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием, среди которых почти у 50 % детей диагностируется проявление общего недоразвития речи.

У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. А так же, у детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. Это связано с различными патологическими факторами.

У детей со стертой формой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

Также характерным является нарушение темпа речи. Ритм речи у детей со стертой формой дизартрии нерегулярный, изменчивый, ударение в словах расставляется неправильно.

В настоящее время, традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.

Слайд 4: Будучи музыкальным руководителем, используя артикуляционные распевки, я столкнулась с тем, что речевые дети не могут спеть их правильно, поскольку у них нет определённых звуков в речи, они с трудом справляются с музыкально-ритмическими упражнениями. Я подумала, как я могу с помощью музыки проводить с ними коррекционную работу? Я стала изучать основы логопедической ритмики.

Вопросами особенностей логопедической ритмики, ее коррекционным потенциалом и мультисенсорными возможностями посвящены работы таких ученых, как Г. А. Волкова, В. А. Гринер, М. Ю. Картушина, Е. В. Кузнецова, Е. А. Медведева, Е. В. Оганесян, H.A. Рычкова, Ю. А. Флоренская, Г. Р. Шашкина и др.

Анализ научно-методической литературы по теме исследования, позволил констатировать вывод о недостаточной степени разработки теоретических, методологических и содержательно-организационные основы логоритмического воспитания детей с ОНР. Очевидна необходимость создания модели комплексной коррекционной работы, направленной на преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством новых, инновационных технологий, направленных на повышение эффективности такой работы, коим и является логопедическая ритмика.

Слайд № 5: О терапевтических возможностях ритмизированного движения свидетельствуют исследования И. М. Сеченова, автора термина «психомоторика», которая рассматривается как связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми)

Важными понятиями при рассмотрении содержания логопедической ритмики являются двигательное умение, двигательные навыки, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры. Являясь различными, данные понятия взаимосвязаны. Они имеют разную историю возникновения, но методы использования их уточняются по мере развития различных гуманитарных и естественных наук.

Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие ритм имеет широкое распространение и применяется по отношению к стихотворению, прозе, сердцу, дыханию, природе и т. д.

Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях. ПРИМЕРЫ: стук сердца, дыхание, музыка (М. И. Глинка «Марш Черномора», тяга детей к рифмовке и ритмизации

Слушание отрывка «Марш Черномора» М. И. Глинка

Почувствуйте этот ритм остался жить в нашем теле, невольно мы его воспроизводим внутри себя. Или всеми любимые игры с хлопками: например «Улица Пушкина, дом Калатушкина», в которые дети играют с удовольствием. Всё это даёт нам огромный потенциал для коррекционной работы и, несомненно, даст положительный результат.

Слайд 6: Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития. У детей с ОНР речевое развитие протекает замедленно и неравномерно, своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными.

Двигательная сфера старших дошкольников с ОНР характеризуется своеобразием развития, проявляющимся в диспропорции всех компонентов моторики и различных параметров каждого из компонентов. В психическом облике детей с ОНР видны отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Выводы:

Слайд 7: 1. Анализ научно-методических исследований выявил многофункциональные возможности использования логопедической ритмики в качестве профилактического, развивающего и коррекционного средства воздействия на психофизиологию, а также целесообразность активизации музыкально - ритмического развития в старшем дошкольном возрасте.

Слайд 8: 2. Психофизиологическая база речи рассматривается как функциональная система, в которую входит взаимодействие большинства анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного, и которая опирается на согласованную работу различных областей коры головного мозга. Следовательно, нарушение в развитии психофизиологической базы речи делает невозможным опознание и порождение речевых сигналов, что, в свою очередь, препятствует нормальному развитию внимания, памяти и мышления ребенка.

Слайд 9: 3. Сложная структура дефекта при общем недоразвитии речи, разнообразие его клинических проявлений и многообразие причин возникновения общего недоразвития речи обусловливают необходимость комплексного подхода, реализацию метода воздействия, направленного на развитие личности в целом. Многоаспектность воздействия логопедической ритмики делает ее включение в комплексную коррекционно-развивающую работу одним из приоритетных условий успешного обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Между тем, в отечественной специальной литературе практически не разработаны методические и организационные основы логоритмического воспитания дошкольников, отсутствуют достоверные методы оценки эффективности логоритмического воздействия. Создание модели сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией, с целью коррекции психофизиологической базы речи обусловлено учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.

( Примеры: 1 - «Как тебя зовут» И. Галянт, 2 – игры с палочками «Маленькие ушки»)

Слайд 9,10

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Дидактические игры с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня по лексическим темам. Лексическая тема «Осень» Дидактические игры с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня по лексическим темам Тема: «Осень» «Осень» Если ждем мы ее уже целый год,.

Дидактические игры по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в работе логопеда Использование дидактических игр в работе логопеда по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Дошкольным.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Психолого -педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Коршикова Елена Григорьевна г. Санкт.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 10:38
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД