Ольга Василенко
Половая идентификация ребёнка дошкольного возраста. Как относиться и чего опасаться.
▼ Скачать + Заказать документы
Безусловно, тема сексуального развития дошкольников является неординарной и требует деликатного подхода.
Интерес к своим физиологическим особенностям не является патологией на определённом возрастном этапе (3,5-5лет, так ребёнок осознаёт свою половую принадлежность и проявляет интерес к строению своего организма. Но слишком повышенный интерес и манипуляции со своим телом - это сигнал.
Ребенок проявляет половые различия уже в первые дни после рождения. А осознание ребенком своей половой принадлежности начинается с того, что он учится различать пол других людей.
Публикация «Половая идентификация ребёнка дошкольного возраста, Как относиться и чего опасаться,» размещена в разделах
В 2 – 4 года у ребенка особенно активно проявляется «половое любопытство», т. е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. И это естественный процесс – без него не сформируется половое сознание личности.
В возрасте с 4 до 7 лет ребенок обнаруживает, что раздражение гениталий дает также ощущение удовольствия, и он может делать это намеренно, что взрослые и называют детским онанизмом. И ничего трагичного в этом осознании нет.
НО! Необходимо разобраться, насколько «игра» с половыми органами эпизодична или регулярна у ребёнка, навязчива или произвольна. Если ребёнок зациклен, делает это часто, то значит имеют место проблемы психологического характера, а иногда и физиологического.
Возможные причины:
1. Эмоциональная холодность родителей
2. Длительное эмоциональное напряжение (тревожность, страхи, агрессия)
3. Насильственное кормление!
4. Категоричные запреты
5. Физические наказания
6. Психологическое заражение (распущенность родителей)
7. Патология беременности с последующими неврологическими проблемами
8. Пример других детей
9. Пренебрежение или, наоборот, слишком тщательное соблюдение гигиенических норм
10. Тесная одежда
11. Кожная сыпь, глисты
Что нужно делать воспитателю:
1. Постарайтесь понять, что именно вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие (излишняя строгость родителей, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение необходимой активности, запреты, физические наказания, проблемы со здоровьем или др.)
2. Проявите свои профессиональные качества став для воспитанника отзывчивой, поддерживающей фигурой – побольше внимания, ласки, добрых слов.
3. Учите ребёнка более приятным и интересным занятиям, расширив круг его интересов и общение со сверстниками. Ребёнок должен научиться получать истинное удовольствие занимаясь другой деятельностью, например творческой или спортивной (ситуация успеха).
4. Нагружайте активной физической деятельностью: больше прыгать, больше бегать, играть в мяч, и т. п.
5. Во-время тихого часа пока ребёнок не заснет, не выпускать его из виду, посидеть с ним рядышком, слегка погладить по спинке, сказать спокойные, приятные для ребёнка фразы способствующие засыпанию. И лучше, если все воспитанники группы будут класть руки под щёку, поверх одеяла, а не держать их под ним.
6. И конечно же ОСНОВНОЕ, что нужно сделать для решения проблемы - в адекватной форме, деликатно побеседовать с родителями.
Что делать нельзя категорически:
1. Ребенка за онанизм не в коем случае нельзя наказывать или запугивать всяческими карами и угрозами. Нельзя вслух озвучивать его действия. Вообще нельзя на этом акцентировать внимание. Отвлекать – ДА, но ненавязчиво.
2. Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Если ребёнок плохо ест, то можно попробовать его убедить, что еда очень вкусная, полезная, привести в пример других детей, включить соревновательный момент.
В заключение отмечу, что чем больше стремление убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы - будь то сосание пальца, грызение ногтей или онанизм, тем меньше шансов устранить причину появления привычки.
В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребёнку, как дома, так и в дошкольном учреждении, удовлетворение потребности ребёнка в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.
Надеюсь, что у вас, уважаемые педагоги, хватит воли и терпения относиться к патологическим привычкам с должным вниманием. Только тогда ситуация проблемного ребёнка изменится в желаемую сторону.