МААМ-картинки

Конспект урока по русскому языку в 9 классе школы VIII вида «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным»

Елена Матвиенко
Конспект урока по русскому языку в 9 классе школы VIII вида «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным»

(конспект открытого урока по русскому языку в форме дидактической игры по теме «Имя числительное» в 9 классе коррекционной школы VIII вид

Работу выполнила

учитель русского языка

ГБС (К) ОУ школы интерната VIII вида ст. Полтавской

Публикация «Конспект урока по русскому языку в 9 классе школы VIII вида „Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным“» размещена в разделах

Краснодарского края

Матвиенко Елена Викторовна

2016 г.

Цели урока :

1. Закрепить знания учащихся об имени числительном, о его роли в речи.

2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение; коррекция речемыслительной деятельности учащихся.

3. Воспитание познавательного интереса учащихся к родному городу.

I. Организационный момент

Учитель: сегодня у нас необычный урок : нам предстоит совершить экскурсию. А вот куда – это необходимо определить вам.

Задание: выполните математическое действие – умножение. По результатам определить место нашего путешествия (слайд 1) :

0 3x3

Р 7x2

С 4x7

Д 9x9

К 4x4

Н 5x4

А 2x9

16 14 18 28 20 9 81 18 14

(Краснодар)

- вписывание букв под таблицей с числами по мере решения примеров, ответы учащихся.

Учитель: правильно. Нам предстоит совершить экскурсию по нашему родному городу, но не одним.

(Слайд 2) : чтение объявления учащимися:

Объявление

Во вторник, 15 апреля, состоится экскурсия по городу Краснодару. Автобус отходит в 11 часов 30 минут от школы –интерната.

? Как вы считаете, прочитав объявление, наличие (присутствие) какой части речи в данном тексте является основной? (числительное)

II. Введение в тему урока

Учитель: правильно, путешествовать мы будем в сопровождении имени числительного.

(слайд 3) на экран выводится тема урока «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным».

Учитель: наша экскурсия будет обучающей. Мы поговорим о прошлом нашего города, «пройдём» по современным улицам. И ещё раз убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.

III. Работа по теме урока

1. Словарная работа: экскурсия (слайд 4)

-учащимся выдаются «Маршрутные листы» (см. приложение 1, запись словарного слова в «Маршрутный лист».

- толкование слова (даёт учитель с выводом на экран слайда 5) : экскурсия – это посещение какого-либо достопримечательного места, поездка с целью ознакомления с чем-либо.

- звуко – буквенный анализ словарного слова;

- работа со словосочетаниями (они записаны в «Маршрутных листах») : увлекательная, … в музей, … по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база (вставить пропущенные слова и буквы);

2. Работа с именами числительными по «Маршрутным листам».

Учитель: давайте ещё раз посмотрим на наше объявление. С какой частью речи связано числительное? (с существительным)

- заполнение «Маршрутного листа» 2 задание: выписать числительные с существительными, к которым они относятся, из объявления и распределить их по группам.

3. Работа с текстом (учитель читает текст вслух «Маршрутным листам»)

Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв. км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.

Учитель: обратите внимание на большое количество числительных в тексте. Давайте распределим их по группам (работа по «Маршрутному листу»).

4. Закрепление навыка правописания числительных.

Учитель: поехали дальше! (читает текст). Сейчас мы с вами движемся медленно – 40-50 км/ч. Максимальная скорость в городе не должна превышать 60 км/ч. На трассе, за пределами города, автобус движется со скоростью 70 и даже 80 км/ч.

- Какие особенности правописания данных числительных мы с вами можем отметить? (правописание ь знака)

Задание по «Маршрутным листам» (задание 4) : вставить пропущенные буквы (ь знак) в числительных пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.

5. Образование родительного падежа имен существительных и числительных.

За последние годы в Краснодаре появилось много новых объектов – это целые микрорайоны жилых домов с магазинами, поликлиниками, детскими учреждениями.

Учитель: сейчас мы сделаем остановку и зайдём в один из популярных среди жителей универмагов города – ЦУМ (слайд 4, где мы должны приобрести некоторые товары, необходимые в быту и хозяйстве (слайды 5-9). Задание: поставить существительное в данном сочетании в Р. п. мн. ч., а числительное записать словами (6 вёсел, 7 мётел, 20 простыней, 8 пар валенок, 12 черешен)

Как правильно спросить продавца о каком-либо товаре? Ответы учащихся (не будете ли вы так любезны, будьте добры, подскажите, пожалуйста).

Какова характерная особенность правописания данной группы числительных? (ь знак на конце)

Физкультминутка

6. Остановка «Литературная».

Учитель: теперь мы с вами остановимся и зайдём в один из самых крупных магазинов, который является гордостью нашего города. По своим размерам он превосходил до недавнего времени магазины в ряде столиц европейских государств. Речь идёт о Доме книги (слайд 10).

Задание: по описанию вам нужно определить название произведения. Есть одно условие: в названии будет присутствовать число (отгадки появляются на слайдах) :

• Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? («Волк и семеро козлят»)

• Героиня этого произведения стала жертвой своей мачехи, съев отравленное ею яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

• Придя в жилище к семейству лесных хищников, героине удалось спастись благодаря своей ловкости («Три медведя»)

• Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку и называется … («Три поросёнка»)

• Герой этой восточной сказки узнал волшебные слова, которые были ключом к пещере с несметными богатствами («Али-Баба и 40 разбойников»)

7. Продолжение экскурсии.

Краснодар – город-сад. Старейший парк им. М. Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им. 40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул. Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.

Задание: выписать из текста предложения с числительными, записать их словами.

8. «А знаете ли вы, что…» (записать только числительные с ь знаком на конце)

• Пешеход проходит за час 5 км. ;

• Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;

• Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;

• Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.

9. Викторина (2 команды)

• Приготовление какого продукта никогда не удаётся с первой попытки? (первый блин комом)

• Какое вещество в земных условиях существует в трёх состояниях? (вода)

• Как зовут знаменитых трёх русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

• Назовите четырёх бременских музыкантов (осёл, пёс, кот, петух)

• Какой из четырёх океанов не оправдал своего названия? (Тихий)

• Сколько рублей в трёх пятирублёвых монетах? (15)

• Название какой птицы состоит из 40 букв? (сорока)

• Сколько яблок на берёзе, если на ней 8 сучков, а на каждом сучке по 5 яблок? (ни одного)

• Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря? (33 года)

• Сколько братьев у Царевны Лебеди? (33 богатыря)

IV. Итог урока.

(выставление оценок)

Учитель: вот и подошла к концу наша экскурсия по городу Краснодару; надеюсь, что вы для себя узнали много полезной информации. Спасибо, с вами было приятно путешествие

Приложение 1

Маршрутный лист

1. Словарь: ___

Увлекательная ___, ___ в музей, ___ по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база.

2. Количественные Порядковые

числительные числительные

___ ___

___ ___

___ ___

___ ___

___ ___

___ ___

___ ___

3. Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв. км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.

4. Вставить пропущенные буквы:

Пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.

5. 6 (весло) ___

7 (метла) ___

20 (простыня) ___

8 пар (валенки) ___

12 (черешня) ___

6. Найти лишнее слово:

Пять, пятёрка, пятерня, пятак (написать часть речи)

7. Краснодар – город-сад. Старейший парк им. М. Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им. 40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул. Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.

___

8. Пешеход проходит за час 5 км. ;

Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;

Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;

Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.

___

Список использованной литературы

Сухин И. Г. «Новые занимательные материалы», М. : «Вако», 2007г.

Публикации по теме:

«Экскурсия по Краснодару: памятники ВОВ». «Экскурсия по Краснодару: памятники ВОВ». Цель: Дать детям знания о Великой Отечественной войне, о защитниках города Краснодара в годы войны.

Игра-лото «Путешествие по городу»Игра-лото «Путешествие по городу» Знакомство с родным домом, улицей, городом, краем, страной начинается в дошкольном возрасте. Чтобы ребёнок заинтересовался историей города,.

Конспект занятия «Путешествие по городу Ангарску»Конспект занятия «Путешествие по городу Ангарску» Тема:«Путешествие по городу Ангарску»Автор-разработчик: Патароча Е. Н. Конспект итогового мероприятия Тема: «Путешествие по городу Ангарску».

Консультация для родителей и воспитателей «Готовимся к прогулкам и экскурсиям с детьми по городу Краснодару» Консультация для родителей и воспитателей. «Готовимся к прогулкам и экскурсиям с детьми по городу Краснодару». Подготовила воспитатель.

Конспект НОД по краеведению «Путешествие по городу Балашов» Цель: • Обобщение и систематизация знаний детей о родном городе; • Развитие речи: обогащение словаря, развитие грамматически правильной,.

Конспект НОД «Путешествие по городу» Ход НОД : 1. Организационный момент. Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Как гостеприимные хозяева, давайте поприветствуем.

Путешествие по городу Магнитогорску. ФоторепортажПутешествие по городу Магнитогорску. Фоторепортаж Магнитогорск – это небольшой, но очень уютный и красивый город в Челябинской области, часто его называемый на Урале «металлургической столицей.

Режиссерская игра «Путешествие по родному городу»Режиссерская игра «Путешествие по родному городу» Цель: Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников. Задачи: Познакомить детей с архитектурой.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Сюжетно-ролевая игра : "Путешествие по городу. " Игровые цели: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции,умение.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу» в старшей группе Сопутствующая сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия в краеведческий музей».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку в 9 классе школы VIII вида «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным»
Опубликовано: 1 мая 2016 в 22:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД