Получи документы

Интегрированное занятие «Путешествие по крестьянской избе»

Татьяна Баркина
Интегрированное занятие «Путешествие по крестьянской избе»

Интегрированное занятие «Путешествие по крестьянской избе»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

Публикация «Интегрированное занятие „Путешествие по крестьянской избе“» размещена в разделах

1. Образовательная: приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей («Красный угол», «Бабий кут», рубель);расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре русского народа ( изба: её внутреннее убранство; особые места в русской избе).

2. Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять несложные танцевальные упражнения под музыкальное сопровождение, исполнять знакомые песни.

3. Воспитательная: воспитание любви и уважения к истокам русской народной культуры, гордости за свой народ, Отечество; доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.

Интеграция областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тип занятия : занятие - формирование и совершенствование знаний.

Форма занятия : виртуальная экскурсия

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей и в мини-музей «Русская изба», исследовательская работа по изучению народного костюма, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки, небылицы).

Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.

Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе»

Раздаточный материал: мнемокарточки по теме «Печь», солёное тесто, декоративные украшения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Хозяйка: Здравствуйте, гости званые, гости желанные!

Дорогих гостей встречаем

Пышным, круглым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

(Дети отламывают маленький кусочек хлеба, макают в соль и кушают).

Хозяйка:

Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Торопись скорей,

Собирайся в хоровод.

(Звучит музыка, на её фоне воспитатель читает стих о Родине).

Воспитатель:

На широком просторе,

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края.

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Хозяйка: Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Дети: О Родине.

Хозяйка: Как называется наша Родина?

Дети: Россия!

Хозяйка: У каждого человека на земле есть малая Родина. А как вы понимаете, что такое «малая Родина»?

Игра «Передай флажок».

Хозяйка: Я предлагаю передавать флажок и сказать, как вы думаете, что такое малая Родина.

• 1 реб. М. Р. - это место где мы родились и живём.

• 2 реб. М. Р. - это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.

• 3 реб. М. Р. - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы.

• 4 реб. М. Р. - это место, где стоит наш детский сад.

• 5 реб. М. Р. -это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

• 6 реб. М. Р. - это наш город Павловск.

II. Актуализация знаний:

Хозяйка: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Я предлагаю немного рассказать о своей малой родине. Я буду начинать, а вы закончите….

Днем ли, ночью, утром рано,

Если что-то загорится,

То надёжная команда

На подмогу быстро мчится.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить НЕЛЬЗЯ! (Пожарная часть)

Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Утварь всю мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь лежит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в. (музей).

Этот дом - не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола. (Церковь)

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа).

Много игрушек,

А так же ребят,

Теремок этот,

Зовётся … (Детский сад).

(Дети присаживаются на стульчики перед доской).

III. Сообщение темы, цели и задач:

Хозяйка: Но не всегда так жили люди. Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

«Сядем рядком, да поговорим ладком».

(Дети присаживаются на стульчики перед экраном).

Слайд 1. Мы совершим путешествие по русской избе, «Горницей» её называли. А теперь, милости прошу в нашу избу.

IV. Введение нового материала

Слайд 2.

Хозяйка: Главный в «Горенке»«Красный угол». Как вы думаете, почему «красный»? (ответы детей)

Хозяйка: Красный угол в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь расположены иконы. Тут же в углу стоял длинный дубовый стол, за которым усаживали дорогого гостя. Встречали не с лестью, а с честью. Потчевали гостя самыми лучшими явствами, которые только были у хозяев, приговаривая: «Пироги, да каша – пища наша».

Загадка: Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (Печь). Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

Слайд 3

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь (ответы детей). Правильно, человек, который умел класть печь, – печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, была многофункциональной. Как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь, вам помогут эти картинки (ответы детей).

Русский народ всегда славился своим гостеприимством, а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

• Что есть в печи – всё на стол мечи.

• Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей).

Слайд 4. (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д.)

Слайд 5

Хозяйка: А вот коромысло на гвоздике повисло, а домовёнок, Кузька, наклоняется и с ним забавляется. В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой (показ домового)— его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В самом темном углу за стеной под трубой

Жил да был добрячок и шалун домовой.

Он исправно следил за порядком вокруг,

Дом, от зла охранял как преданный друг.

И царили в том доме уют и тепло.

Всем кто в нём обитал, неизменно везло.

(Слышится плач ребёнка).

Хозяйка: Ой, кто же там плачет? (Ответы детей)

Слайд 6.

Малыш лежит в кроватке — люлькой называется. Вешали её на крюке, забитом в потолке. Как же его успокоить? (спеть колыбельную). Какие колыбельные пели вам ваши мамы (Ответы детей). Давайте споём «Баю-баюшки- баю!».

Слайд 7-8.

Уложила мамка своё дитятко, а сама печь да варить, прясть да шить на всю большую семью. И место для этого у неё было между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» или куток – это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Были у неё инструменты-помощники, которые прячет домовой за печкой.

Слайд 9

Загадки:

Из русской печи

Кашу тащит, калачи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил (ухват).

Хозяйка: Рядом с печкой стоит сват – злой да рогатый ухват! Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Ой, что это за свалка? Да это же наша… (прялка! Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки. Днём спит, отдыхает, а как только вечер настанет – при лучине прядёт, бабам работы придаёт.

Хозяйка:

Гладит платья и рубашки,

Отужит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него. (утюг).

А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.

Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок.

Слайд 10

Хозяйка: Жилые помещения традиционно освещались лучиной. Как вы думаете, из чего она? (Ответы детей). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы.

Слайд 11

Хозяйка: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор.

Слайд 12

Хозяйка: Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. Я показала вам то, что было в нашей «Русской горнице». А теперь давайте вместе пройдём и расскажем, что же мы там увидели?

V. Физминутка

Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. (идём, руки на поясе)

Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)

Упираемся о пол (наклон)

Прямо дверь (поклон)

Над ней подкова (на носочки, руки вверх)

Чтоб семья была здорова.

А наш домовой теперь хочет спросить, встречаются ли в наше время предметы старины, а может они изменились, а суть то осталась прежней?

VI. Дидактическая игра «Найди пару»

Хозяйка: Наш домовой уже многому нас научил, но он не один оберегал избу, кроме него были и другие обереги, которые охраняли жилище человека. Может быть вам известно, что вешали над входной дверью? (Ответы детей)

VII. Практическая работа.

Хозяйка: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. Я предлагаю, вам, гости дорогие, смастерить подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме!

Слайд 13

Хозяйка: Лепка из солёного теста и украшение подковы.

Хозяйка: «Делу – время, а потехе – час». Ведь на Руси умели не только работать, но и отдыхать – песни петь, да танцы плясать.

IX. Подведение итогов.

Хозяйка:

1. Куда мы с вами сегодня совершили экскурсию? (ответы детей)

2. С какими предметами старины познакомились? (ответы детей)

3. Кто защищал дом? (ответы детей)

4. А что ещё является оберегом для дома? (ответы детей)

Хозяйка: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста «Путешествие в волшебный мир театра»Интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста «Путешествие в волшебный мир театра» Цель: познакомить с историей театра. Задачи: • Вызвать у детей интерес к театральной деятельности. • Дать детям представление о театре,.

Интегрированное занятие «Морское путешествие» Интегрированное занятие «Морское путешествие» Цель: Развитие логического мышления, творческого воображения, памяти. Задачи: Упражнять в.

Интегрированное занятие по экологии «Путешествие капельки» (подготовительная группа) Цель: Ознакомление детей с представлением о воде, её свойствах. Задачи: Образовательная: Пробуждение интереса к природе, её явления. Развивающая.

Интегрированное занятие «Путешествие с Колобком» для средней-старшей группыИнтегрированное занятие «Путешествие с Колобком» для средней-старшей группы Интегрированное занятие для средней-старшей группы «Путешествие с Колобком» Цель: Развивать активность и любознательность детей среднего.

Интегрированное занятие «Путешествие в сказку» Программное содержание: 1. Систематизировать знания детей о весне, весенних признаках; 2. Закрепить счет в пределах 5, цвет, умение сравнивать.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие на корабле на остров Знаний» Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Цели: 1. Образовательные:.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе» Интегрированное занятие в подготовительной группе. «Путешествие по крестьянской избе»Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса.

Интегрированное занятие кружка «Светофор» — «Путешествие в Страну «Светофория».Интегрированное занятие кружка «Светофор» — «Путешествие в Страну «Светофория». ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «СВЕТОФОРИЯ» ЦЕЛЬ: Выяснить готовность ребенка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице. ЗАДАЧИ:.

Открытое интегрированное занятие «Путешествие по любимому городу» Задачи: 1. Формировать понятие «малая Родина», вызывать интерес к истории родного города. 2. Уточнить и систематизировать знания детей о.

Самоанализ занятия «Путешествие по крестьянской избе» (подготовительная группа)Самоанализ занятия «Путешествие по крестьянской избе» (подготовительная группа) 1. Общие сведения о занятии. Подготовительная группа состоит из 10 воспитанников (5 мальчиков и 5 девочек) 6-7 лет. Дети обучаются и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Путешествие по крестьянской избе»
Опубликовано: 25 февраля 2021 в 19:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД