Надежда Суворова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми старшей группы «Путешествие по родной сторонушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида»
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми старшей группы
Тема: «Путешествие по родной сторонушке»
Суворова Н. Е.
Воспитатель
г. Ефремов
2015г.
Цель: Заложить основы формирования гражданских и патриотических чувств
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми старшей группы „Путешествие по родной сторонушке“» размещена в разделах
Образовательные: уточнять и расширять знания о Родине, родном крае и родном городе; создать предпосылки для развития способности творчески мыслить и ориентироваться в ближайшем окружении.
Развивающие : способствовать развитию эмоционально - ценностного отношения к семье, дому, городу;
развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к Родине, родному краю, городу;
воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к жизни людей, живущих в родном городе, чувство гордости за своих земляков.
Словарная работа: граждане, Отечество, россияне, единственная, необъятная, бескрайняя, могучая.
Материалы и оборудование: аудиозапись «Мы едем, едем, едем…» Муз. Н. Стародумского, сл. С. Михалкова, карта мира, иллюстрации с изображением природы нашей Родины, «Сердечко», государственная символика: флаг, герб, фонограмма «Гимн России», филимоновские игрушки, самовары, гармошки, тульские пряники, иллюстрации с изображением старинного оружия, «солнышко с лучиками».
Психотренинг.
Воспитатель: Главное чудо света - это человек. Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова «Здравствуй человек!»
Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.
Дети: Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, великодушный, интересный, великолепный, забавный, изобретательный и тд.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Предлагаю вам совершить удивительное путешествие. А куда, вы мне сами скажите, отгадав загадку.
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь – скучаешь.
Как зовут это место. знаешь?
Дети: Родина!
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы совершили путешествие по нашей Родине. Прошу вас занять места в автобусе. Вспоминаем правила поведения в общественном транспорте.
Дети: Пропускать девочек вперед. Не отвлекать водителя. Не кричать, не толкаться, не ходить во время езды по салону автобуса.
Воспитатель: Внимание! Наш автобус отправляется. Звучит музыка, дети поют песню «Мы едем, едем, едем…» Муз. Н. Стародумского, сл. С. Михалкова.
Воспитатель: Вот и первая остановка. Интересно, как она называется?
(Читает название «Страна моя родная, страна, в которой мы живем)
Дети: Наша страна называется – Россия.
Воспитатель: Кем мы являемся в нашей стране?
Дети: Мы являемся гражданами России – россиянами.
Воспитатель: А знаете, почему у нашей страны такое красивое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя, по – славянски зовем мы Россия!
Ты людям явилась в первые
В названии реченьки – Рось
Потом обернуться Россией
Росинке лесной довелось.
Наша Родина – это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире. (Дети показывают на карте территорию России).
Тринадцать морей и два океана омывают Россию.
Дети, какие могучие реки протекают по нашей Родине?
Дети: По нашей Родине протекают реки Волга, Обь, Енисей, Дон и др.
Воспитатель: Их воды впадают в моря и океаны.
Воспитатель: В России свыше тысячи городов, сел, деревень. Как называется столица нашей Родины?
Дети: Столица нашей Родины – город Москва (показ на карте)
Воспитатель: Как велика моя земля!
Как широки просторы.
Озера, реки, поля
Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга
Когда в одном краю весна
В другом снега и вьюга!
Посмотрите иллюстрации на нашей выставке. Все что вы видите: бескрайние горы, леса, березовые рощи, реки, озера – это наша бескрайняя страна Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Дети как вы думаете что такое Родина?
Ребенок 1. Родина – значит родная, как мать.
Ребенок 2. Родина – это страна в которой мы живем.
Ребенок 3. Родина – это леса, реки, горы, моря, степи, города, села, деревни.
Ребенок 4. (Читает стих В. Степанов «Что мы Родиной зовем?»
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомним некоторые из них.
Дети: 1) Нет земли краше, чем Родина наша!
2) Для Родины своей ни сил, ни жизни ни жалей.
3) Одна у человека мать – одна и Родина!
4) Берегите землю любимую, как мать родимую!
5) Кто за Родину горой – тот истинный герой.
6) Человек без Родины, как соловей без песни.
Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, желание защищать ее от врагов.
А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Передай сердечко и скажи словечко».
(Подобрать прилагательные к слову Родина).
Дети: Родина: единственная, родная, необъятная, бескрайняя, могучая и тд.
Воспитатель: Много стран на Земле и у каждой есть отличительные знаки - государственные символы: флаг, герб, гимн. Есть они и у России. Посмотрите на флаг России (показывает пособие). Наш российских флаг состоит из трех горизонтальных полос.
Назовите, какого цвета полосы на нашем флаге?
Дети: Полосы на нашем флаге: белого, синего, красного цвета.
Воспитатель: Что вам напоминает белый цвет?
Дети: Белый цвет напоминает нам березку, ромашку, сны, облака.
Воспитатель: Белый цвет – это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. А что вам напоминает синий цвет?
Дети: Синий цвет нам напоминает : небо, реки, озера, моря.
Воспитатель: Синий цвет – это вера и честь. Народ любит свою страну, защищает ее и верен ей. А что вам напоминает красный цвет?
Дети: Красный цвет напоминает нам: солнце, огонь, тепло.
Воспитатель: Красный цвет – цвет силы и мужества. Это кровь, пролитая за Родину.
А сейчас мы с вами поиграем Игра «Найти недостающую полоску и восстановить Флаг России».
Ребенок: читает стих Степановой В. «Флаг России»
Воспитатель: Какой второй символ нашего государства?
Дети: Второй символ нашего государства это герб. Герб является символом единства народов, живущих в России.
Воспитатель: Что изображено на гербе России?
Дети: На гербе России изображен на красном щите двуглавый орел. Что вы знаете об Орле?
Воспитатель: Какая это птица?
Дети: Орел птица гордая, красивая, сильная.
Воспитатель: Что еще изображено на гербе?
Дети: Еще мы видим на белом коне всадника. Это Георгий Победоносец. Он своим копьем поражает змея.
Воспитатель: Это означает, что добро побеждает зло.
Ребенок: (читает стих В. Степанов «Герб России»)
(Звучит фонограмма гимна (отрывок)
Воспитатель: Гимн России – самая главная торжественная песня страны. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, ученым, писателям и др. вручают награды. Молодые воины принимают присягу, т. е. дают Родине клятву в верности, обещание защищать ее от врагов. Дети, как надо слушать государственный гимн?
Дети: Государственный гимн нужно слушать стоя, молча.
Воспитатель: Правильно, молча и стоя, проявляя уважение к своей стране. А сейчас мы продолжим наше путешествие. Полетим над необъятной нашей Родиной на самолете.
Физкультминутка «Самолет»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
(Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот в лево).
Ребенок читает стих В. Степанов «Наша Родина»
Воспитатель: Вторая остановка «Мой край родной».
Дети: Как называется наш родной край?
Дети: Наш родной край называется Тульский.
Воспитатель: Мы живем с вами на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.
Пройдемте, дети, на Тульскую ярмарку. (У двери встречает первый торговец).
Эй, честные господа, вы пожалуйте сюда.
А у нас ли тары бары всяки разные товары.
Ужо в Туле так идет, что талантливый народ.
Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит
Чашей полной дом тот станет.
Добро пожаловать гости дорогие.
Воспитатель: Скажите вы нам без утайки,
Где вы ездили, бывали, что вы видели, узнали?
Чем же славится родной,
Тульский край наш дорогой?
Торговец: В разных мы местах бывали,
Чудеса мы там видали,
Все покажем и расскажем,
И споем и даже спляшем.
Удивительное чудо – говорят о нем повсюду. Погляди, как хороша – игрушка филимоновская.
Воспитатель: Ребята, в какой деревне изготавливают игрушки?
Дети: Эти игрушки изготовляют в деревне Филимоново.
Воспитатель: Какого цвета использовали мастера, расписывая свои игрушки?
Дети: Мастера использовали яркие цвета, малиновый, голубой, желтый.
Воспитатель: Разводили краски сырым яйцом и наносили рисунок куриным пером. Игрушки получались красивые, яркие. Эти игрушки – свистульки известны по всему миру.
2 – ой торговец:
Сладким чаем, сладким чаем угощаем вас с тульскими пряниками.
Чай горячий – наша сила.
Украшение стола.
С чая лихо не бывает! – так в народе говорят
Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд!
(Дети отправляются к витринам с самоварами и пряниками).
Воспитатель: Тула гордится своими самоварами. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра, причем самой разнообразной формы: чаша, ваза, рюмка и тд. Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник – визитная карточка г. Тула. Пряники отличаются разнообразием: лепные, печатные, силуэтные, обрядовые. Пряники излюбленное лакомство детей.
3 – й торговец: Эй, честные господа, вы пожалуйте сюда!
Тула веками оружия ковала,
И от врагов Москву защищала.
(Звучит отрывок из песни «Тула веками оружия ковала…»)
Воспитатель: Да, действительно. Тула славилась своими оружейными мастерами. История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготовлялось в Москве, а доставить его было делом долгим и хлопотливым. По указу царя Федора было решено в Заречье построить деревянный оружейный двор и изготовлять оружие.
Ребята, скажите, а какой мастер кузнечных дел прославил г. Тулу?
Дети: Это Левша.
Воспитатель: Чем же он прославил?
Дети: Он подковал блоху.
4 – й торговец:
До чего же хороша Тульская гармошка
Ноги сами в пляс идут, попляши немножко.
(играет на гармошке).
Воспитатель: Тульский народ умеет не только хорошо трудиться, но и хорошо отдыхать, а помогает ему тульская гармошка.
Ребенок: Много танцев есть на свете
Мы их любим танцевать,
И на этой ярмарке предлагаем вам сплясать.
(Небольшая танцевальная композиция, дети танцуют и поют частушки).
Воспитатель: Вот мы с вами и побывали на Тульской ярмарке.
Как же мы с вами можем назвать свою любимую Тулы?
Дети: Тула: самоварная, оружейная, Родина филимоновской игрушки, Родина тульского пряника и тульской гармошки.
Воспитатель: А сейчас мы на поезде отправимся в родной наш город
Вот поезд наш едет,
Вагоны стучат.
А в поезде нашем ребята сидят
Чух – чух – чух … Остановка!
Пора выходить!
Остановка. Город мой родной. Дети как называется наш родной город?
Дети: наш родной город называется Ефремов
Воспитатель: Место, где родился человек: город, село, деревня – называют Малой Родиной.
Куда бы не занесла вас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны вы не жили, всегда с теплым чувством будете вспоминать свою Малую Родину – город Ефремов, где вы родились, где детство пройдет. многие из вас навсегда останутся в родном городе, получат образование, будут работать, чтобы наш город становился с каждым днем все краше.
Ребенок читает стих.
Мой Ефремов, Родины глоток,
На твоей ладони спят века.
Я на ней, как маленький цветок,
Как живая капля родника.
Воспитатель: Вы все хорошо знаете свой родной город Ефремов. Не раз гуляли с родителями по улицам любимого города. Совершали мы с вами экскурсии, а где были сейчас вспомним. Игра «Угадай что это?»
(Видеопоказ).
Воспитатель: Предложу поиграть в игры «Что вы знаете о своем родном городе?»
1. На какой реке расположен наш город?
2. Как называется улица на которой ты живешь?
3. Назови адрес нашего д/сада
4. Какая школа находится рядом с д/садом?
5. На какой улице находится администрация города?
6. Какие есть музеи в нашем городе?
7. Что изображено на гербе г. Ефремов?
Воспитатель: Вы своими ответами показами, что вы знаете и любите свой родной город. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете.
Игра «Мечтатели».
Представьте, что в центре города построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Можно начинать словами: «Когда я вырасту. ?» (Ответы детей)
Воспитатель: Я думаю что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. Дети, вот и подошло наше удивительное путешествие к концу.
Назовите, на каких остановках мы с вами побывали?
Дети: Мы побывали на остановках: «Страна моя родная», «Край мой родной», «Город мой родной»
Воспитатель: Мы с вами слышали везде одно и то же слово «родной», «родная». Это означает как самые родные нам люди : Родная мама, родной папа, родной дедушка, бабушка, сестра, брат.