МААМ-картинки

«Путешествие по свету». Конспект занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста

Валентина Камышова
«Путешествие по свету». Конспект занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Закрепить представление детей о том, что планета Земля – это огромный шар.

Задачи: Обобщить знания детей о пустыне (холодной и жаркой) : особенностях климата, растительного и животного мира. Способствовать пониманию зависимости внешнего вида, особенностях существования растений, животных от условий внешней среды.

Развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь: верблюжья колючка, саксаул, барханы, варан, скорпион.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, к природе разных климатических зон.

Публикация «„Путешествие по свету“, Конспект занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Материалы: глобус, иллюстрации, макеты, фигурки животных, аудиозаписи, стаканы, трубочки, магниты дротики, емкости для воды.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание глобуса, иллюстраций книг, хрестоматий, атласов, контурных карт разных природных областей, беседы.

Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто где живет?», «Что за зверь?», «Узнай животное», «Золото», «Экологические знаки».

Ожидаемый результат: дети имеют представление о пустыне, понимают зависимость внешнего вида, особенностей существования растений, животных от условий внешней среды.

Ход НОД

В группу входит Незнайка с глобусом.

Незнайка: Привет, друзья! Я принес Вам мяч. В какую игру будем играть?

Воспитатель : Дети, что Незнайка принес? Разве это мяч?

Дети: Нет. Это глобус.

Воспитатель : На столе передо мной

Закружился шар земной

Арктика, Экватор, Полюс,

Уместил всю землю глобус!

Незнайка: Глобус, глобус! А что такое глобус?

Дети: Глобус – это модель Земли.

Незнайка: Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!

Воспитатель : Но знают все и млад и стар, что Земля – огромный шар.

Незнайка: Земля значит круглая! А как же мы не падаем с нее!

Воспитатель : Ребята, расскажите Незнайке, почему мы не падаем.

Дети: Потому что у нашей планеты есть земное притяжение.

Воспитатель : Представь себе, Незнайка, что Земля как магнит притягивает к себе все, что есть на земле (и дома, и людей, и растения, и животных).

Опыт с магнитом.

Незнайка: Теперь понятно, почему мы не падаем. Земля нас примагничивает… А почему наш глобус раскрашен разными цветами и что они обозначают?

Дети: Белый – означает снег, лед. Здесь северный полюс. Зеленый – это лес, желтый – песок, пустыня. Коричневый – горы. Голубой значит вода (океаны, моря, реки, озера). Здесь много голубого цвета. Значит на нашей планете много воды.

Воспитатель : Давайте путешествовать по глобусу.

Незнайка: У меня есть ковер-самолет (его Самоделкин сделал, а я у него прихватил на всякий случай). Сейчас я раскручу глобус и покажу, куда мы полетим.

Глобус, глобус повернись, всем ребятам покажись!

(Вращает глобус и показывает на Арктику).

Воспитатель : Это значит, куда мы полетим?

Дети: На Северный полюс.

Незнайка: Садитесь на ковер-самолет (дети садятся и летят, двигаются под музыку «Где-то на белом свете…» и приближаются к макету «Арктика»).

Незнайка: Приземляемся. Ой, как здесь бело. А холодно-то как!

Дети: Это Арктика. Здесь вечная мерзлота, мороз, ветры сильные. Солнце почти не греет. Здесь, даже летом холодно. Можно увидеть полярное сияние.

Незнайка: А что такое полярное сияние?

Дети: Это разноцветные переливы на небе. Очень красиво, как в сказке

Незнайка: Здесь, наверное, никто не живет?

Дети: Здесь живут белые медведи, моржи, тюлени, много птицы (чайки, гагары, кайры, полярная сова).

Незнайка: А что же они едят?

Дети: Рыбу, рачков, моллюсков, водоросли. Медведь охотится на тюленей и моржей. Птицы едят рыбу.

Незнайка: А у меня возник вопрос: Почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на сильный мороз?

Воспитатель : Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт. (В емкость с водой опустите руку и сразу же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь Вытрите руки. А ты Незнайка смажь их жиром (маслом). Опусти руку в воду и вынь ее. Что вы, ребята, заметили?

Дети: Вода собралась капельками, и если руку встряхнуть эти капельки с руки слетят. На руке воды не будет. Значит в мороз нечему будет замерзнуть.

Незнайка: Понятно! Вот почему животные и птицы не замерзают в такой мороз. А есть ли здесь растения?

Дети: Есть мхи, лишайники, полярные маки. Но здесь их мало.

Воспитатель : Вот, Незнайка, теперь ты знаешь, что такое Северный полюс.

Незнайка: Было очень интересно. Но очень холодно. Я продрог. Давайте еще куда-нибудь слетаем.

«Глобус, глобус повернись всем ребятам покажись».

Незнайка: Что за желтые поляны нам на глобусе видны?

Воспитатель : То пустыни и барханы, и горячие пески.

Незнайка: Значит, погреемся. Полетели! (Звучит музыка, дети передвигаются к макету «Пустыня»)

Незнайка: Как здесь жарко. Хочу пить! Здесь есть вода?

Дети: Пустыня – это царство жаркого солнца и песка. Лето в пустыне жаркое, Земля сильно прогревается. В пустыне сухо, солнечно, небо безоблачное. Песок такой раскаленный, что нельзя ходить босиком по нему, иногда он такой горячий, что в нем можно сварить яйцо. Летом все ручьи и озера без воды, они высыхают. Ветер такой же горячий, как песок.

Незнайка: Что же может здесь расти и жару перенести?

Дети: Весной и осенью можно увидеть в пустыне зеленую траву, некоторые цветы (маки, ирисы, тюльпаны). Есть в пустыне и деревья, например саксаул.

Незнайка: Что такое саксаул?

Дети: Это дерево с извилистым стволом, без листьев, его корни глубоко уходят в почву и там находят влагу. Оно не дает тени, поэтому под деревом не спрячешься от палящего солнца. Здесь растет верблюжья колючка. У нее очень длинный корень, потому что он ищет воду под землей. А еще здесь растут кактусы. В них много воды.

Незнайка: А что это за горы песка?

Дети: Это барханы.

Незнайка: Что такое барханы?

Дети: Это песчаные холмы, только большие. Их создает ветер.

Воспитатель : Дети, давайте покажем Незнайке, как образуются барханы. Возьмите стаканчик с песком, трубочки. Это будет ваша личная пустыня (дети дуют в трубочку, песок перемещается из одного места в другое). Вот, так с помощью ветра, песок путешествует по пустыне и образует горы-барханы.

Незнайка: Вот здорово! Теперь мне понятно. А животных здесь, наверное, нет.

Воспитатель : Расскажите, дети, есть ли в пустыне животные и как они живут в пустыне.

Дети: В пустыне есть птицы, звери, ящерицы, жуки, змеи. Там есть большие ящерицы – вараны. Они быстро бегают на полусогнутых ногах, не касаясь хвостом земли. По пути нападает на птиц, ящериц, черепах, ест яйца птиц. Пищу не жуют, а как змеи заглатывают целиком. Днем животные прячутся в норах или зарываются в песок, а ночью ищут пищу. Животные пустыни долго могут обходиться без воды, некоторые совсем не пьют, им хватает влаги, которая находится в растениях.

Незнайка: Я слышал: люди говорят «корабли пустыни». А разве в пустыне есть море?

Дети: Это верблюды. Они очень выносливые. Могут долго обходится без воды и еды. Целую неделю перевозят грузы, людей, поэтому их называют «корабли пустыни».

Незнайка: А какие еще животные живут в пустыне?

Дети: Черепахи, скорпионы, пауки, грифы.

Незнайка: Я запарился. Жарко очень. Садитесь скорее на ковер-самолет. Полетели! (Звучит музыка, дети возвращаются в детский сад).

Незнайка: Как много я узнал о пустынях! Ребята, а я схитрил, набрал животных пустынь.

Воспитатель : Незнайка, что ты наделал. Разве ты не знаешь, что эти животные не смогут жить в нашем климате.

Незнайка: Я пошутил, они же игрушечные. Я хочу поиграть с ребятами в игру: «Рассели животных» (дети достают из рюкзака животного, называют его и кладут на природные зоны, в которых они проживают)

Практическая игра «Холод и жара»

Дети раскладывают животных в два обруча: в белый – животных северных, в желтый – пустынных.

Воспитатель : Молодцы, ребята!

Незнайка: Я сегодня очень много узнал!

Воспитатель : Что же ты узнал, Незнайка?

Незнайка: Пусть дети расскажут.

Дети: Что наша Земля – это шар. На ней есть леса, горы реки, моря, океаны, пустыни. Что пустыни бывают холодные и жаркие, но все равно там есть растения и животные, которые приспосабливаются к условиям, в которых проживают, почему животные не замерзают. Узнали, что такое барханы.

Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу. В следующий раз мы будем путешествовать в других климатических зонах.

Незнайка: До свидания ребята.

Публикации по теме:

Черепашка в нашей группе Учить узнавать и называть представителей класса пресмыкающихся- черепаха. Знать некоторые особенности их внешнего вида, передвижение. У.

Конкурс «Прилетайте в гости к нам»Конкурс «Прилетайте в гости к нам» В конкурсе принимали участие воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель конкурса: Расширить и уточнить представления детей об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие по свету». Конспект занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 17:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие по свету». Конспект занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Камышова (УИ 273712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД