Лариса Панфиленко
«Путешествие в осень». Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность. Образовательная область «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в осень
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область - познание (развитие речи, изодеятельность)
Конкурс: «Лучший конспект занятия для ДОУ»
Номинация «Лучший конспект занятия (НОД)»
Виды детской деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально- художественная, продуктивная.
Программное содержание:
Публикация «„Путешествие в осень“, Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, Образовательная область „Познание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
1. Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять услышанное и наблюдаемое в речи, используя определения и эпитеты.
2. Обогащать эмоционально - чувственную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы.
3. Развивать умение детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач об осени; способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.
5. Совершенствовать умения детей в нетрадиционной технике печатания трафаретом (как макать в гуашь трафарет и наносить на дерево, навыки коллективной деятельности при передачи своего отношения к увиденному.
Словарь: Золотой, багряный, рыжий, лиловый, красно- коричневый, желтовато-зеленый.
Предварительная работа: Наблюдения за осенними проявлениями в природе на прогулках, экскурсиях в парк. Сбор осенних листьев с разных деревьев. Чтение различных произведений, разучивание стихов, отгадывание загадок, выполнение этюдов, пальчиковых игр, слушание музыки в грамзаписи, пение песен об осени, игры с листочками. Рассматривание картин.
Используемые материалы:
репродукции картин:
- Ранняя осень;
- Жизнь растений осенью;
- Жизнь животных осенью;
- Жизнь птиц осенью;
- Труд в селе осенью;
- Осенние явления природы;
- силуэты разных деревьев, засушенные листья осенних деревьев, а также разноцветные силуэты листьев осины, берёзы, рябины, клёна;
- грамзапись музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского;
- дерево, нарисованное на ватмане, гуашь, влажные салфетки.
Литература:
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от Лесовика. Хотите с ним познакомиться?
Письмо Лесовика
Прочтите моё письмо после того, как отгадаете загадку.
Пришла без красок и без кисти,
А разукрасила все листья. (Осень)
В лесу мокром золотом
Ходит осень под зонтом
Ребята расскажите мне о природе - чудеснице в это время года. Что вы почувствовали, услышали и ощутили.
Я посылаю вам свои загадки и загадочные объявления, а вы пришлите мне ваши рассказы про осень. Жду ваших ответов.
Воспитатель:
Загадки и загадочные объявления, присланные Лесовиком
- «Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…»
- А вы хотели бы прогуляться по осеннему лесу?
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Звучит музыка.
Представьте себе, что вы идёте по лесной тропинке.
- Что вы видите? (деревья, пеньки, кусты, грибы, птиц)
Как осень перекрасила всё вокруг? Какие цвета преобладают? (тёмные, жёлтые, оранжевые, красные, коричневые, тёмно- зелёные.
Каким стал лес? (золотым, багряным, красно- коричневым, рыжим, желтовато- зелёным.
Расскажите стихи об осени.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клёны
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень - не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
Основная часть. Рассматривание картин.
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора (1 картина). Что вы знаете о жизни растений осенью? (меняют свой наряд)
Посмотрите, как красиво художник нарисовал осенние деревья : золотые узоры листьев клёнов, берёз. На дубах созрели жёлуди, на орешнике - орехи. По-осеннему красиво смотрятся шиповник, боярышник и другие кустарники.
Какие деревья вы видите на картине? Опишите их. Какого цвета листочки?
Разучивание загадок о деревьях
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзы)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Красные кораллы. (Рябина)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Пальчиковая гимнастика «Осинка»
Воспитатель: Рябина осенью похожа на настоящую лесную сказку: села, на высокую траву жар- птица и распустила свой огненный хвост. А Золушка - осина осенью превращается в ослепительную красавицу. Ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок.
- Чем пахнет в лесу осенью?
Ответы детей: грибами, ягодами, сухой травой, прелыми листьями, сыростью.
А теперь вслушайтесь в звуки осени. Какие они? А поможет вам услышать их вот это стихотворение.
Прочитать и обыграть по ролям диалог Шопота и Шороха:
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит
Шопот по лесу шуршит:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу- шу- шу да ши- ши- ши…
(В. Суслов)
Музыкальные шумы (грамзапись).
Воспитатель: Давайте представим себе, какие лёгкие лесные шорохи можно услышать осенью? (шелест листочков, шорох опавшей листвы).
А какие звуки можно услышать в осеннем лесу?
- Листья опадают на землю и шепчутся, прощаясь друг с другом;
- слышен шум текущей воды;
- капли дождя тихонько стучат по земле,
- слышен шорох листьев (шелест бумаги).
Этюд - имитация «Лес шумит», «Дует ветер».
Поднимите руки, как веточки у деревьев, и пошумите, как деревья, когда на них дует ветерок: «ш- ш- ш…»
Координация слова с движением
Дует ветер нам в лицо, (движения руками к лицу)
Закачалось деревцо, (движения рук в стороны)
Ветер тише, тише, тише, (плавные движения рук)
Деревцо всё ниже, ниже, (опускают руки)
Листья осенние тихо кружатся, (плавно кружатся.)
Прямо нам под ноги листья ложатся, (приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (водят руками по полу.)
Будто опять закружиться хотят. (Плавно кружатся.)
Осень отличается самой переменчивой погодой: только что стояла солнечная, прекрасная пора, названная «золотая осень» и вдруг, на небе появились серые тучи, сделавшие всё вокруг мрачным и неприглядным.
Осенью семь погод на дворе - сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу мете. (2 картина)
Почему так говорят?
Сеет - мелкий дождь, первый снег;
веет - ветер;
мутит - вода в водоёмах;
рвёт - сильный ветер;
кружит - осенний листочек;
сверху льёт - ливень;
снизу метёт - листья.
Посмотрите на эту картину. Какой ещё бывает осень? (Хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая)
Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эту картину? Каким бывает дождь? (мелким, моросящим, сильным, ливнем.
- «Унылая пора! Очей очарованье! - так об этом сказал поэт А. С. Пушкин.
Отгадайте загадку.
Рукавом махнул, дерево нагнул. (Ветер.)
Осенью часто ветреная погода. Каким бывает ветер осенью? (слабый, сильный, веющий, заунывный).
Вспомните стихотворение про ветер.
Ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на листочки пёстрые
Подул, подул, подул.
Какими значками мы можем обозначить изменения в жизни растений осенью? (подбирают значки)
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Мы животных очень любим, их не будем обижать! (3 картина)
Воспитатель. Как меняется жизнь лесных обитателей осенью? Расскажите, как готовятся звери к зиме? Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Бобры укрепляют плотины и ремонтируют свои хатки.
Отгадайте загадки.
За окошком, на виду
Гонит осень в небе тучки
Пляшут листья на дворе
Гриб, надетый на колючки
Я тащу к своей норе
Кому нужны грибы приходите ко мне! (Ёж.)
Друзья! Прошу разбудить весной
Приходите лучше с мёдом. (Медведь.)
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка.)
Через поле напрямик скачет белый воротник. (Заяц.)
Кто осенью спать ложится, а весной встаёт? (Медведь.)
Маленький шарик в норе шарит. (Мышь.)
Кто в лесу голодный рыщет, под кустом зайчишку ищет? (Волк.)
Кого нарисовал художник? Чем они заняты? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы отгадали все загадки.
Какими значками мы можем обозначить изменения в жизни животных осенью? (подбирают значки)
Печатание листочков в нетрадиционной технике
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам напечатать листочки разного цвета, располагая их на дереве, в воздухе, на земле. Выберите любые краски осени и приступайте к работе.
Уточнить технику работы (как макать в гуашь печатки-листочки и наносить их на дерево, навыки коллективной деятельности при передачи своего отношения к увиденному.
Продуктивная деятельность детей - печатание листочков. Индивидуальная помощь.
Рассматривание листочков, отметить яркость, красоту. Уточнить, что детям понравилось, что удалось.
Воспитатель: Ребята! Мы оправим наши значки - рассказы про осень и осеннее дерево Лесовику письмом и пригласим его к нам в гости. Согласны?
Список используемой литературы:
Серия «Беседы по картинкам» Осень. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. - Х. : Издательство «Ранок», 2007.
Книги «От трёх до семи», «Воспитание сказкой, «Год до школы» Л. Б. Фесюкова