Конспект занятия «Путешествие в страну Старых Слов»

Боровик Инна Николаевна
Конспект занятия «Путешествие в страну Старых Слов»

Конспект занятия «Путешествие в Страну Старых Слов»

Цель занятия: закрепить знания детей о сказках, ознакомить детей с устаревшими словами, расширить словарный запас с помощью устаревших слов.

Задачи.

Образовательные: закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова; вызвать интерес к незнакомым словам, обогащать словарь детей за счет историзмов и архаизмов.

Развивающие: продолжать развивать связную речь детей; расширять словарный запас; развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества и доброжелательные отношения в детском коллективе, а также любознательность и активность.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, участие в литературной викторине, голосовая и эмоциональная модуляция.

Здоровьесберегающие технологии: постоянная смена деятельности; физминутка.

Оформление и оборудование: сюжетные картинки для наглядности; магнитная доска; шнур или веревка длиной 2–3 м с привязанным на конце мешочком с песком, карандаши, листки с теневым изображением ендовы по количеству детей.

Реализация ФГОС: интеграция полученных умений и навыков ребенка через об-разовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», использование игровой ситуации.

Предварительная работа: воспитатель читает детям сказки, по которым намечено проведение викторины, рассматривает вместе с детьми иллюстрации к ним, предлагает родителям прочитать эти книги дома с детьми, дети рисуют иллюстрации к сказкам для украшения группы (по желанию).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

(Ответы детей)

Воспитатель: наверное, вы знаете много разных сказок? Давайте с вами поиграем: я буду читать вам короткие отрывки, а вы попробуете угадать, из какой сказки этот отрывок. Ну что, готовы? Тогда слушаем внимательно:

(На выделенных словах воспитатель интонационно акцентирует внимание детей).

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела,

«Ай!» - тут же окривела:

Все кричат: лови, лови,

Да дави ее, дави!

Вот ужо! Постой немножко,

Погоди! А князь в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

(ответы детей)

В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них – нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, а вставши с постели – за дело прини-малась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот вам еще задание:

- Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К зав-трашнему дню мне велено пять пудов холстов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать». А коровушка-матушка ей в ответ: «Красна девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано». Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровуш-ке в одно ушко – вылезет из другого – все готово: и наткано, и побелено, и в трубы пока-тано.

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

(Ответы детей)

Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки шелковые; почали они отца целовать, миловать и разными именами ласковыми называть, и две старшие сестры лебезят пуще меньшой сестры.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

(Ответы детей)

Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,

Кочерга за кушаком –

Все вертится и кружится,

И несется кувырком.

К. И. Чуковский «Мойдодыр»

(Ответы детей)

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

(Ответы детей)

Два же брата между тем деньги царски получили,

В опояски их зашили, постучали ендовой

И отправились домой.

Дома дружно поделились,

Оба враз они женились,

Стали жить да поживать

Да Ивана поминать.

П. П. Ершов «Конек-горбунок»

(Ответы детей)

Долго у моря ждал он ответа;

Не дождался, к старухе воротился –

Глядь: опять перед ним землянка,

На пороге сидит его старуха,

А перед нею – разбитое корыто.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, этот отрывок из сказки о рыбаке и рыбке. Ребята, вы молодцы, отлично справились с заданием! А теперь становитесь все в круг, давайте с вами вместе поиграем в игру «Ловись, рыбка»!

(Дети встают со своих мест, проводится физминутка).

Воспитатель: Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Все дети-«рыбки» становятся в круг. Воспитатель-«рыбак» становится в центр кру-га и начинает вращать веревку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под но-гами детей. «Рыбки», внимательно наблюдая за движением мешочка, следят, чтобы он не задел их и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или веревку, становится в середину и начинает вращать веревку.

После физминутки воспитатель приглашает детей занять свои места.

Воспитатель: ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями викторины, угада-ли все отрывки из сказок! А скажите мне, пожалуйста, все ли слова из отрывков были вам знакомы и понятны?

(Дети отвечают «да», кто-то из ребят говорит «нет, не все»)

Воспитатель: Ребята, вы правы: в отрывках сказок действительно есть непонятные слова. Я предлагаю вам сейчас совершить путешествие в Страну Старых Слов. Это такая страна, где живут особые слова, и маленьким деткам там делать нечего, а вы уже взрослые и вам можно совершить такое путешествие! Наш русский язык – очень богат, в нем есть такие слова, которые называются устаревшими. Эти слова обозначают те предметы, которых в нашей современной жизни уже нет, либо они есть, но называем мы их по-другому.

(Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, что означает то или иное вы-деленное слово, слушает ответы детей. Правильные или близкие к правильным ответы фиксирует. Если дети дают правильный или близкий к правильному ответ, то воспитатель дополняет и предъявляет картинку с изображением этого предмета. В случае, когда дети затрудняются объяснить непонятное им слово, воспитатель сразу предъявляет картинку и только потом дополняет ее объяснением. Все картинки прикрепляются к магнитной доске, и по ходу беседы воспитатель задает вопросы:

– как вы думаете, ребята, каким словом можно заменить «ширинка», «кушак», «ко-рыто»?

– а что значит «в свой удел»?

«журят» – как это слово объяснить?

Целесообразно вспомнить пословицы, загадки, в которых встречаются изучаемые устаревшие слова. Например: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты», «Черный конь скачет в огонь» (кочерга).

Воспитатель: ну вот и закончилось наше маленькое путешествие в Страну Старых Слов. С какими устаревшими словами мы сегодня познакомились?

(дети перечисляют слова, с опорой на картинки).

Воспитатель: а теперь давайте пройдем к столикам и я раздам каждому по картин-ке для разукрашивания. А вот какими цветами разукрашивать – выбирайте сами. Посмотрите, ребята, на картинке – …

(дети дополняют: ендова)

Воспитатель: молодцы, ребята!

Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что именно вам понравилось? Что вы узнали нового? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в страну Фантазию» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 51 «Росток» Тема: «Путешествие в страну.

Конспект занятия «Путешествие в волшебную страну» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,.

Конспект НОД «Путешествие в страну вежливых слов и доброты»Конспект НОД «Путешествие в страну вежливых слов и доброты» ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ № Организационно-методическая информация Содержание Примечание 1. Тема образовательной деятельности.

Конспект ООД в первой младшей группе «Путешествие в страну вежливых слов и хороших поступков» Цели: систематизировать знания детей на развития познавательных интересов, интеллектуального развития, через расширение кругозора детей.

Конспект ОУД в средней группе «Путешествие в страну вежливых слов» Технологическая карта организованной учебной деятельности в средней группе. [/b] Воспитатель: Онищенко Татьяна Анатольевна. Тема: «Путешествие.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности с элементами театрализации «Путешествие в страну вежливых слов» Задачи: - учить детей использовать вежливые слова как средство взаимодействия со сверстниками и взрослыми - формировать умение вести диалог.

Конспект занятия «Путешествие в Страну Знаний» . Елина Н. М., воспитатель МАДОУ№77 «Зоренька» г. Северодвинск Конспект занятия «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной группе.

Родительское собрание в подготовительной группе «Новогоднее путешествие в страну «маленьких слов»Родительское собрание в подготовительной группе «Новогоднее путешествие в страну «маленьких слов» Цель. Закрепление знаний детей и родителей о предлогах («маленьких словах»). Задачи: Повышение  родительской  компетентности  в вопросах.

Семейная речевая викторина «Путешествие в страну Волшебных слов» .

Конспект занятия «Путешествие в страну сказок» Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением. Предполагаемый результат: формирование у детей предпосылок.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в страну Старых Слов»
Опубликовано: 19 мая 2018 в 16:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Конспект занятия кружка «Эколята» на тему «Как человек охраняет природу»
Цель. Формировать бережное отношение к родной природе. Задачи. Дать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, рассказать о...
Вязаная шапочка Волка для театральной деятельности детей
Считалки Шел волчище через мост, Четыре лапы, пятый хвост Если мост провалится, То волчище свалится! Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел...
Фотоотчёт о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени» в старшей группе
Фотоотчет о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сейчас во всех дошкольных учреждениях...