Ирина Перфильева
Пути обеспечения преемственности детского сада и школы посредством применения технологии эффективной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Пути обеспечения преемственности детского сада и школы, посредством применения технологии эффективной социализации»
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В. А. Сухомлинский
Публикация «Пути обеспечения преемственности детского сада и школы посредством применения технологии эффективной социализации» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. С 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО,разработанный на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Реализация новых стандартов дошкольного и общего образования предъявляет требования к содержанию, условиям и результатам педагогической деятельности. Главная задача, которую ставит государство и общество перед образовательными учреждениями - сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, мешающие выполнить данный социальный заказ. Одной из актуальных проблем является дефицит технологий, направленных на социализацию, воспитание личности ребенка, преемственности между дошкольным образованием и начальной школой, не готовность дошкольников к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. N 1155г.) в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (п. 2.3.).
При этом преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребёнка, перехода от детского сада к школе. Непрерывность образования понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов и средств организации воспитания и обучения детей).
На современном этапе (в связи с введением ФГОС дошкольного образования) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика).
Дошкольная ступень – сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные социально - личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».
Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.
С переходом ДОУ на ФГОС мы поняли необходимость по-новому взглянуть на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы. Преемственность в нашей деятельности мы сразу же стали рассматривать не только как согласованность учебно-воспитательных программ. Она должна была охватывать также методы, средства, формы организации не только обучения (подготовка к школе, но и воспитания.
Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что младший школьный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. Ребенок этого возраста начинает сознательно, произвольно усваивать ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития ребенка. Среди важных моментов, определяющих своеобразие современной социальной ситуации можно выделить: чрезвычайную занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодежной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) вызывает необходимость социализации детей. Несмотря на острую потребность, в системе образования наблюдается дефицит технологий, направленных на социализацию, воспитание личности ребенка.
В основе социализации лежит развитие саморегуляции поведения. В настоящее время важным этапом в процессе развития социализирующейся растущей личности является начальная школа. Именно на этапе начального образования формируются основы мировоззрения ребенка, его отношения к миру, складывается и присваивается система ценностей, формируется отношение к себе, другим людям, к Человеку как высшей ценности. Важно, чтобы с самого начала у ребенка складывалась позитивная система отношений, позитивное восприятие мира, умение сосредотачивать свое внимание и усилия на позитивных сторонах жизни, при этом, философски оценивать трудности, проблемы или негативные проявления действительности.
Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом самого ребенка, с другой стороны. Для обеспечения успешной социализации важно изучение взаимосвязи разных сторон этого процесса. Таким образом, задачей социализации дошкольника является овладение нормами социальной жизни, подготовки его к обучению в начальной школе. «Современная технология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе» - общая тема, объединяющая педагогические технологии : «Клубный час», «Ситуации месяца», «Дети – волонтеры», «Социальные акции», «Волшебный телефон», «Проблемные педагогические ситуации», «Развивающее общение», «Круги рефлексии», «Коллективный проект», направленные на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, социализации дошкольников, а также младших школьников. Соблюдение психолого-педагогических и социальных условий (компетентность педагогических работников и родителей, наличие адекватной социокультурной ценностной развивающей среды, преемственность в работе с ДОО) обеспечат успешность социального воспитания. Комплексное использование этих технологий в условиях образовательного учреждения, будет способствовать эффективной социализации дошкольников и младших школьников, достижению целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО и ФГОС НОО.
В период с 2015 по 2017 год нами были апробированы такие технологии как :
1. Дети – волонтеры. Внутри детского сада эта технология используется достаточно широко. Также ученики школы №13 2 раза в год приходят к нам в детский сад. (Выступление агит – бригад к 9 мая, «Азбука дорожного движения»)
2. Совместно со школой №13 проведена экологическая акция «Наша планета в наших руках».
В связи с вышесказанным, мы пришли к выводу, что необходимо не разовое «внедрение» современных развивающих технологий в практику деятельности образовательных учреждений, а их поэтапная проектная интеграция в образовательный процесс. На основе использования «Современных технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации» автор Гришаева Н. П. необходимо реализовать единую линию развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. В процессе реализации инновационного проекта в образовательный процесс будут внедрены педагогические технологии социализации дошкольников, что послужит более эффективному решению задач социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО и ФГОС НОО. Реализация проекта «Обеспечение взаимодействия между ДОУ и СОШ, путем применения технологии эффективной социализации» будет иметь позитивный воспитательный результат, способствовать включению детей в общественную жизнь, повысит уровень готовности к успешному обучению в школе.
Цель проекта Внедрить инновационную модель организации образовательного процесса, обеспечивающую преемственность дошкольного и школьного уровней образования через использование технологии эффективной социализации детей.
Сроки и этапы реализации
1 этап – подготовительный (апрель – май 2017 г.)
2 этап – внедренческий (2017 – 2018 уч. г.);
3 этап - аналитический (июнь 2018 г.).
Участники проекта Дети старшего дошкольного возраста, педагогический коллектив ДОУ и СОШ, родители.
Ожидаемый конечный результат реализации проекта
• Разработана система (модель) взаимодействия образовательных учреждений в условиях реализации технологии эффективной социализации детей.
• Повышена профессиональная компетентность педагогов, владеющих современными образовательными технологиями и обладающими профессиональными компетентностями в условиях изменений в системе образования.
• Повышены показателей социального развития и комфортности детей в образовательном пространстве ДОУ и СОШ.
Совместные мероприятия по преемственности
Классные клубные часы в школе и ДОУ Социальные акции
Сентябрь.
1.«Дорога от дома до детского сада и школы» (мероприятие по безопасности)
2. Проект «Читающая школа»
3. «Мой дом – моя школа» :
-конкурс рисунков и плакатов «Школа Будущего»;
-Открытка ко Дню Учителя;
- Конкурс рассказов «Сказка на новый лад». «Озелени свой двор» (посадка саженцев деревьев)
4. Концерт ко Дню Учителя, Дню дошкольного работника.
Октябрь
1. Экскурсии…
2. Безопасность в городе. Я потерялся в … (торговом комплексе, супермаркете).
3. Классная Стенгазета-Плакат:
Я хотел бы …
Я сделал…».
4. ФОТО-Выставка: Мой ребенок на фоне достопримечательностей Читы и Забайкальского края 1. Посещение уч-ся нач. шк. с учителем воспитанников дет. сада, знакомство и помощь в проведении занятия, игр.
2. КЧ Осенний марафон
Экологическая акция:
- «Сделаем свой город чище»,
- Кормушка своими руками.
Ноябрь
1. Посещение воспитанниками ДОУ школы – «Я будущий ученик».
2. Спортивные соревнования «Самые смелые, ловкие, умелые»
3. Праздничный концерт, посвященный Дню Матери.
Декабрь
1. В гости приходят школьники и показывают мастер-класс поделок из бросового материала (бумаги). – новогодние игрушки
2. Ярмарка Добрых дел.
3. Ящик с пожеланиями Деду Морозу и Снегурочке
4. Собираем подарки для детей из детского дома.
Январь-февраль
1. Международный день Спасибо (мини сочинения и рисунки).
2.«Азбука безопасности» проект
3. Посещение воспитанниками дет. садов школы «Экскурсия по школе».
4. Акция «Покормим птиц»
Март
1. Праздник: Масленица - встреча Весны.
2. Открытка для мамы. «Тебе, родная…»
Апрель
1.«Межпланетное путешествие» - веселые старты
1. КЧ «Космическая академия».
Май
1. Совместная большая игра Зарница.
2. Изготавливаем открытки к 9 мая.
Закончить свой доклад хотелось бы словами В. А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"