Лучший педагог года

Работа детского сада с семьей по речевому воспитанию детей

Ольга Алешкина
Работа детского сада с семьей по речевому воспитанию детей

Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения фонем, с овладением словарного запаса, правилами синтаксиса и смыслом речи. Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития. Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.

Публикация «Работа детского сада с семьей по речевому воспитанию детей» размещена в разделах

В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем дошкольной педагогики является создание условий для развития речи детей, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей оказывает отрицательное воздействие на развитие их речи и существенно влияет на речевое поведение.

Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи, речевого общения. Основная задача педагогического воздействия на детей дошкольного возраста – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически пра-вильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок. Данный раздел предусматривает коррекционно-развивающую работу с детьми, владеющими простой разговорной речью. Их словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-разговорной лексики; объем понимаемой речи приближается к возрастной норме. Дети могут рассказать о себе, о своих товарищах, об интересных эпизодах из собственного опыта.

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» выдвигает в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка

Дальнейшие направления сотрудничества с семьей по речевому развитию детей.

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача развития речи ребенка. И именно от родителей во многом зависит будет ли это скудная односложная речь, либо развитая и интересная для окружающих и самого ребенка. Именно дошкольное детство является периодом сензитивности к развитию речи. Заинтересовать, развить любовь к чтению, рассказыванию, пересказыванию, придумыванию - все это важные задачи по развитию речи дошкольников.

Одним из основных приемов развития речи является прием совместного рассказывания: взрослый начинает предложение, ребенок заканчивает. В совместном рассказывании взрослого и ребенка функцию планирования берет на себя родитель. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. На следующем этапе ведущим приемом обучения становится план, который дается в естественно-разговорной форме.

При чтении ребенку книг полезно знакомить ребенка с вариантами литературных произведений. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие произведения, учатся вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок, рассказов.

Читать и рассказывать литературные произведения надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы литературных персонажей, их взаимоотношения, поступки.

Полнота восприятия во многом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно родители донесут образы персонажей, передадут и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест, а затем учатся использовать их в собственной речи.

Пересказ и беседа по книге позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не надо пытаться сразу напрямую объяснять своими словами содержание или мораль прочитанного - это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребенка возможности почувствовать то, что он еще не может осмыслить.

Рассматривание иллюстраций учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.

Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать из по смыслу. Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Синонимическая работа с детьми переплетается с усвоением тематических групп слов. Работа над антонимами проводится с детьми при составлении словосочетания и предложений - дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Многозначность слова показывается дошкольником на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния и т. д.). Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий - составление словосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связном тексте.

В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. в конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.

Содержание работы с родителями мы предлагаем реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями: информационно – аналитические формы организации общения с родителями; досуговые формы организации общения с родителями; познавательные формы организации общения с родителями; наглядно- информационные формы организации общения.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях. Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями.

Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Формы работы : тематические развлечения; литературные вечера; фольклорные праздники; ярмарки; КВН; введение речевых традиций; вечер вопросов и ответов.

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.

Основная роль продолжает принадлежать коллективным формам общения как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше, но здесь изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные: общее родительские собрания; родительские собрания в группах; консультации; проблемно-теоретический семинар; работа семейных клубов; мастер – класс; организация педагогической библиотеки.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Наглядно – информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно – просветительские. Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Родители стали активным участником жизни детей при посещении группы. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и др.

Данная педагогическая разработка позволяет нам решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников. Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. В Законе РФ «Об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Дошкольным образовательным учреждениям отводится роль помощников в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений.

Постоянный рост речевых отклонений у детей выдвигает проблему обучения и воспитания их в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Пути решения этой проблемы мы видим в следующем:

• создание диагностического центра для раннего выявления, своевре-менного предупреждения и преодоления недостатков в речевом развитии дошкольников и оказание социально-психологической помощи семье;

• создание логопедических групп для оказания необходимой коррекции у детей и развития их индивидуальных способностей;

• организация разных форм сотрудничества логопеда и родителей.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний, необходимых для подготовки к школе и последующей учебной деятельности.

По словам Н. В. Микляевой, «активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи - один из важнейших факторов эффективности работы с детьми с недоразвитием речи».

Только совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом. Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи их детей, мы используем следующее: экспресс-выступления на родительских собраниях; индивидуальное консультирование родителей; занятия-практикумы; совместное выполнение взрослыми и детьми домашних логопедических заданий.

Основа взаимоотношений педагогов с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании обозначаем цели и задачи нашей совместной работы, рассказываем о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные индивидуальные, а также групповые и фронтальные, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросу. Акцентируем внимание на важности участия семьи в логопедической работе и значимости помощи в этом деле. Доводим до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца.

Объясняем, что недостатки речи индивидуальны: кто-то «картавит», то-то «шепелявит», кто-то просто заменяет «трудные» звуки на те, которые уже научился выговаривать. Часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако подобные дефекты речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую нужна помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.

В заключение первой встречи родители заполняют специальные анкеты, включающие вопросы речевой карты, которые характеризуют раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка. Перед собранием подбираем книги, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме. Аналогичные собрания проводятся три раза в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. На каждом последующем подводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своими малышами. В мае родителям даются реко-мендации на летний период,

В процессе работы с родителями широко используем вспомогательные средства. Организуем специальные «логопедические уголки», информационные стенды, тематические выставки книг.

В холле перед входом в группы размешаем полезную информацию, которую пришедшие за малышами родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются. Эту информацию стараемся оформить интересно, необычно (например, в виде веселого паровозика с прозрачными окошками для статей и советов или в виде логопедической полянки для родителей).

В качестве информационного материала размещаем статьи специалистов, взятые из разных журналов, книг и газет, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей, где материалы обновляются каждые две недели. В этом же холле имеется стенд «Артикуляционная гимнастика» с рекомендациями По развитию артикуляционной моторики (например, в виде человечка-язычка, выглядывающего из своего домика-рта). Демонстрируем иллюстрации и описания упражнений для языка, материал о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции, какими сказками можно воспользоваться для выполнений иных упражнений. А главное - информация о том, как и зачем нужно заниматься. Ведь, по мнению родителей, гимнастика для рук и ног - дело привычное и знакомое. Понятно же, для чего мы тренируем мышцы – для того, чтобы они стали ловкими, сильными и подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Объясняем, что язык - главная мышца органов речи. И для него для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Чтобы избежать появления недостатков произношения (либо смягчить характер и облегчить формирование правильного произношения, стоит начать, заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Потому что недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему, как уже было сказано выше, развиваться и общаться со сверстниками

Рекомендации о том, как нужно заниматься с детьми (во время занятий стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиями и т. д., мы помещаем на стендах «Советы логопеда», которые оформляем в оригинальной форме.

Проведенное исследование влияния семейного воспитания на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы:

- дети, чьи родители в максимальной степени заинтересованы в речевом развитии детей, обладают наиболее высокими показателями развития связной речи,

- чем выше уровень заинтересованности родителей в речевом развитии дошкольников, тем больше лексический массив, при помощи которого ребенок высказывает свои мысли,

- если родители не заинтересованы в речевом развитии детей или эта заинтересованность проявляется на среднем уровне, данный показатель не влияет на развитие лексического массива, элементы которого более или менее точно понимаются воспринимающим их ребенков; если же уровень родительской заинтересованности проявляется в высокой степени, то чем более родители заинтересованы в развитии речи детей, тем более развит пассивный словарь ребенка,

- этом если родители не заинтересованы в развитии речи детей, то развития показателя способности к использованию в своей речи усвоенной лексики не происходит, с ростом же показателя заинтересованности родителей в развитии речи детей, происходит заметный рост данного показателя,

- чем более родители заинтересованы в речевом развитии детей, тем более у ребенка проявляется смысловое единство речи на всем протяжении текста или на отдельных его фрагментах, тем более он употребляет относительно законченные в содержательном отношении фразы, использует формально-сочинительной, цепной, лучевой типы связи, использует в изложении другие средства связи, отсутствующие в литературном образце, использует разнообразных типов синтаксических конструкций; создает собственные предложения; способен делить сложные конструкции авторского текста или объединять несколько предложений, сходных по смыслу, в одно, а также использовать эмоциональную окраску и звуковое разнообразие в речи,

- чем более бережно, уважительно относятся в семье к книгам, чем чаще родители обсуждают с детьми прочитанное, чем активнее работают с иллюстрациями, тем более развиты у ребенка такие показатели как связная монологическая речь и активный словарь (в большей степени) и словарная мобильность и пассивный словарь (в несколько меньшей степени).

Список использованных источников

1. Аверин, В. А. Психология развития детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Аверин. - Спб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 64 с. - ІЅBN 5-8016-0203-8.

2. Бодалев А. А. Популярная психология для родителей] /

3. Давыдов, В. В. Виды общения в обучении [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Педагогическое общество России, 2008.

4. Майданкина, Н. Ю. Малыш: обеспечение педагогической поддержки раннего семейного воспитания в условиях ДОУ общеразвивающего вида [Текст] : учебно-методическое пособие

5. Тутушкина, М. К. Практическая психология для педагогов и родителей

6. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989. - 239 с. - ІЅBN 5-09-000901-5.

7. Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка

Публикации по теме:

«Работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников» Работа детского сада по физическому воспитанию дошкольников напрямую связана с укреплением и сохранением здоровья детей, т. к. именно здоровье.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада «Что такое доброта?»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада «Что такое доброта?» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада, тема: «Что такое доброта?» Цели: Приобщить.

Конспект по патриотическому воспитанию в старшей группе детского садаКонспект по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада Уважаемые коллеги! У нас в группе проводится годовой проект «Идем дорогами добра» по патриотическому воспитанию. В рамках этого проекта.

Конспект занятия по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшей — подготовительной группы детского сада Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшей – подготовительной группы детского сада ТЕМА : “ Поселок.

Консультация «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию у детей любви к книге» Детский сад и школа являются звеньями единой системы народного образования. Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить детей.

Оздоровление детей в условиях взаимодействия детского сада с семьей На протяжении последних лет всех нас поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения.

Педагогическая деятельность воспитателей семейного детского сада по воспитанию детей раннего возраста (часть 3)Педагогическая деятельность воспитателей семейного детского сада по воспитанию детей раннего возраста (часть 3) Развитие предметных действий и умственное развитие ребенка в раннем детстве в условиях семейного детского сада По утверждению Д. Б. Эльконина.

Работа по ЗОЖ в младшей группе детского сада Работа по ЗОЖ в младшей группе детского сада. Сегодня основная цель работы нашего образовательного учреждения – предоставить ребенку наиболее.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС. Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа детского сада с семьей по речевому воспитанию детей
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 13:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД