МААМ-картинки

Работа педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС

Светлана Серебрякова
Работа педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование ИКТ в работе с родителями воспитанников» (из опыта работы)».

«Человек образованный тот,

кто знает, где найти то, чего он не знает».

Георг Зиммель

Введение.

Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующей тенденцией цивилизации ХХI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности человека.

Публикация «Работа педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Детский сад–это часть общества и в нём, как в капле воды отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования.

Информатизация сегодня рассматривается, как один из основных путей модернизации системы образования позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между всеми участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности и предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности:

• Владеть ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

Актуальность.

Работа по воспитанию и образованию детей держится на трех основных составляющих: педагог, родители, ребенок, где взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса - необходимое условие полноценного развития дошкольников.

Семья является одним из важнейших социальных институтов воспитания. Но, к сожалению, многие семьи отстранены от педагогического процесса в ДОУ. Причины, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний родителей. Поэтому основным направлением считаю сближение интересов педагогов, детей и их родителей, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника.

Очевидно, что в наше время современных технологий, инноваций, старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности:

• Ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;

• Отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.

Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Применение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в образовательном процессе является одним из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее повысить качество обучения и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса.

А средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Цели и задачи

Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями воспитанников, является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса : администрация, педагоги, дети и их родители.

Задачи:

• Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе;

• Вовлечение семей в непосредственно – образовательную деятельность посредством ИКТ;

• Создавать условия для родителей по использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде.

• Установить постоянный контакт с родителями воспитанников.

• Повышать профессиональное мастерство через применение ИКТ;

• Популяризировать деятельность ДОУ среди населения, города, области, страны.

Информационно-коммуникативные технологии

Существует множество расшифровок аббревиатуры ИКТ: информационно-коммуникационные технологии, информационные и телекоммуникационные технологии, информационно-компьютерные технологии.

Фактически, ИКТ включает в себя три элемента, которые образуют аббревиатуру :

• информацию (содержание, контент);

• коммуникацию (общение, связь);

• технологии (способы связи и механизмы передачи контента).

В зависимости от того, какой из элементов является главным в конкретном случае, меняются и определения.

Специалисты дают следующие определения:

Информационно – коммуникационные технологии - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте (И. Т. Захарова).

Информационные и телекоммуникационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации, а также средства её сбора, хранения и передачи. (Специалисты ГНИУ «Информатика»).

Информационно-коммуникационные технологии - структурные элементы сетевого мира, включающие такие телекоммуникационные технологии, как телефония, кабельные, спутниковые и радиотехнологии, а также такие цифровые технологии, как компьютеры, информационные сети и программное обеспечение. (Специалисты Гарвардского университета).

Информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием; их практические предложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. (Определение, принятое «ЮНЕСКО»)

ИКТ-это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, взаимодействие объектов коммуникации.

Телекоммуникация-это способ передачи и приема любого вида информации, которым может быть звук, текст, изображение на любое расстояние.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании - это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации.

Подразумевается использование следующих средств информационно-коммуникационных технологий:

- компьютер (интернет подключение и программное обеспечение);

- телефон (сотовая связь, смартфон);

- аудио, видео и мультимедиа оборудования;

- DVD и CD плейеры;

- проектор;

- телевизор,

- принтер и ксерокс;

- электронная (интерактивная) доска.

То есть всё то, что открывает для нас широкие возможности для коммуникации:

• Использование мировых информационных ресурсов;

Представление информации в различной форме: текст, видео, графика;

• Незамедлительная обратная связь между пользователями и средствами ИКТ (каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот);

• Архивирование, хранение больших объёмов информации с возможностью большего доступа к ней, её передачи, тиражирования.

Основные формы организации и работы с родителями с использованием ИКТ:

Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в ДОУ и за его пределами, делает работу ДОУ более успешной.

Существует целая система, позволяющая вовлекать родителей воспитанников в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Применяются различные формы:

1. Родительские собрания, коммуникации (индивидуальные и групповые, детско-родительские мероприятия (дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории)

2. Электронная почта с целью сбора и обмена информацией, сотовая (с Интернет подключением) и стационарная телефонная связь

3. Наглядная агитация

Диапазон применения ИКТ нашими педагогами во взаимодействии с родителями широк : это

- дистанционное общение с родителями через сеть Интернет;

- использование компьютера и проектора, интерактивного оборудования (планшетный компьютер, интерактивная доска, при проведении родительских собраний;

- доступ к книгам в интернете, которые по разным причинам недоступны в конкретном детском саду;

- использование интернет, как информационный канал;

- подготовка наглядного материала для стендов, папок-передвижек и проведения родительских собраний;

- создание медиатек (фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьями

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

• Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации и оперативное получение информации

• Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• Оптимальное сочетание индивидуальной работы и групповой;

• Рост объёма информации;

• Обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• Расширение информационных потоков;

• Использование ИКТ при проведении родительских собраний.

Использование ИКТ в работе с родителями воспитанников (Из опыта собственной педагогической деятельности).

Реализация компьютерных технологий в работе с родителями была проведена мною в три этапа:

I этап - Подготовительный:

• Изучение литературы по теме;

• Посещение педсоветов и семинаров;

• Участие в работе мастер-классов по освоению информационных технологий.

II этап - Практический:

Разработка нетрадиционных форм работы с родителями в условиях детского сада;

Работа с родителями на различных сайтах.

III этап - Заключительный:

• Анализ проведённой работы с родителями

С помощью Интернет ресурсов были поведены следующие мероприятия:

- Поиск информации и иллюстративного материала;

- Изготовление буклетов, памяток, пособий и рекомендаций;

- Разработка презентаций (информационных, мультимедийных) для использования в проведении родительских собраний, консультаций, бесед, лекций и совместно детско-взрослых мероприятий;

- Оформление групповой документации (сведения о родителях, протоколы собраний, отчёты, анализы);

- Разработка занятий и упражнений и их распространение на информационных носителях;

- Изучение и отбор компьютерных обучающих игр, пособий, мультфильмов и т. п.

Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ-это оформление документации: список детей, сведения о родителях, план работы с родителями и т. п. Старые способы оформления документации подручными средствами стали уже неэстетичными и выглядят несерьёзно. На помощь мне пришли компьютер и Программы PowerPoint и Paint, сканер и принтер, которые позволили обработать материал и представить документацию в лучшем виде.

В работе с родителями я использую наглядно-информационную форму взаимодействия, которая условно разделена на две подгруппы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские. Данная форма общения помогает решить задачи ознакомления родителями с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить мою деятельность как педагога, а родителям пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, оказывают им помощь в решении возникающих проблем.

Выделю пять преимуществ использования визуальных средств:

1. Привлекают и удерживают внимание

2. Иллюстрируют и усиливают устную речь

3. Сводят к минимуму непонимание

4. Усиливают запоминание: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю" (Конфуций,

5. Повышают профессиональную компетентность педагога.

Большая работа с родителями ведётся в «Уголке для родителей», где я размещаю: стенгазеты, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, буклеты и памятки для ознакомления родителей с насыщенной и интересной жизнью детей в группе. Но современные родители в спешке не всегда обращают внимание на данную информацию. А использование компьютера с программой Microsoft Office Power Point даёт возможность подобранный материал сделать красочным и эстетичным. Это привлекает внимание даже самых пассивных родителей воспитанников и помогает им облегчить восприятие нужной информации.

В ДОУ имеется видеотехническая аппаратура, которая позволяет снимать радиопередачи, праздники, развлечения, интересные моменты из повседневной жизни детей. Музыкальный зал, где мы обычно проводим мероприятия с родителями, оснащён мультимедийным оборудованием, что позволяет знакомить их с жизнью детей в детском саду.

В наше время родительское собрание нельзя себе представить без использования различных презентаций с помощью Программы Power Point : слайд-шоу, фото-презентации, презентации совместных детско-взрослых проектов, где родители отслеживают жизнь и творчество своих детей.

Презентации могут включать в себя разнообразные материалы : схемы, таблицы, диаграммы, графики, тексты, картинки, фотографии, видео и аудио фрагменты и элементы анимации. Материал можно найти уже в готовом виде в интернете, а можно сделать самим, что гораздо более эффективно. Такой способ проведения родительских собраний позволяет наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями и сокращает время подготовки и проведения родительских собраний. Эта форма работы стала достойной альтернативой ворохам плакатов, устным докладам, письменным отчётам на собраниях, значительно повышает активность и компетентность у родителей.

Чтобы детский сад стал источником информации о ребёнке, я создали медиатеку. «Медиа»-это не только аппаратные устройства (смартфон, компьютер, фотоаппарат и т. п, но и отдельные от них носители информации: CD, DVD-диски, аудио и видеокассеты, карта памяти. Моя электронная библиотека включает в себя: разработки занятий, упражнений и компьютерных игр; презентации на разные темы, физкультминутки, дидактические игры, картинки, картотеки различных игр, наблюдений и прогулок, образцы раскрасок, лабиринты.

Некоторые файлы я надёжно храню на серверах Яндекса, это позволяет более рационально использовать свободное место на жёстком диске.

В работе с родителями использую смартфон в целях самообразования. Встроенная цифровая камера позволяет снимать детей на фото и видео во время прогулок, занятий и т. д. Использование выгодной беспроводной сети Wi-Fi и мобильных приложений, таких как Viber и WhatsApp (выбор приложений велик) позволяет звонить, писать сообщения и обмениваться файлами с родителями столько, сколько нужно.

Каждый современный человек имеет свою электронную почту. Наличие электронной почты позволило мне перенимать опыт коллег, а в работе с родителями я использую её чаще с целью рассылки (объявления) и сбора информации (анкетирование). Электронная почта удобна тем, что предусматривает рассылку не только фото и видео материалов, а также документов. Такой вид общения стал для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Несмотря на свою занятость, наши родители всегда находят время проверить электронную почту.

У многих родителей нет достаточного времени для общения с педагогами или узкими специалистами. Подключение Интернет сети позволило организовать работу с родителями на различных сайтах, которые несут в себе информационно-познавательную функцию. Такой режим информационного воздействия благоприятствует получению индивидуальной или конфиденциальной информации, даёт возможность обсудить с педагогами и между собой вопросы, касающиеся жизни группы. А также позволяет родителям узнать увидеть фотографии различной деятельности детей, получить виртуальную консультацию по интересующему вопросу, повторить с детьми знакомые песни, просмотреть фрагменты режимных процессов, обменяться мнениями и поделиться опытом.

Создание собственных сайтов детских садов - явление массовое. Сайт нашего ДОУ - это методическая площадка и механизм взаимодействия между педагогическим коллективом и родителями. Наличие сайта представляет родителям наших воспитанников возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписания занятий, проводимых мероприятий, праздниках, развлечениях и т. п. Кроме того, сайт является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребёнка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Сайт позволяет лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада, быть в курсе происходящих событий, подчеркнуть для себя много нового и интересного.

Современные родители находятся в социальных сетях ежедневно. Возникла идея создания группы на популярном сайте «ВКонтакте». Родители поддержали идею и в группу включились даже бабушки и дедушки. В этой группе я выкладываю информацию о проведённых с детьми мероприятиях с фото и видео материалами, размещаю консультации по разным вопросам воспитания и образования дошкольников. Родители имеют возможность задать мне вопрос конфиденциально, в сообщении по любой, волнующей их теме. Особенно важен такой вид общения с родителями детей, находящихся дома по причине болезни или отпуска. Они имеют возможность получать консультации, узнавать новости группы.

Некоторые родители по разным причинам не имеют своей странички на сайте «ВКонтакте», для них удобнее и практичнее сайт «Одноклассники». И на этом сайте я создала свою страничку, где выкладываю видео и фотографии. Есть возможность рассылки фото и видео лично в сообщении. Родители очень активны, ежедневно задают вопросы, обращаются за советом в любое для них удобное время.

На сайтах, в группах, мне удобно общаться с коллегами из разных регионов РФ. Здесь мы делимся опытом работы и просто общаемся.

Главным источником информации и отличным помощником в моей работе в целом является официальный сайт Маам. ru. Здесь я делюсь своим опытом работы и перенимаю опыт коллег: консультации для родителей, конспекты родительских собраний, методические разработки, сценарии совместных с родителями мероприятий, образцы детских поделок, советы по оформлению уголков и многое другое, интересное, порой, новое.

В ходе работы были выявлены проблемы:

Трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств;

• Проблема профессиональной компетенции педагогов и родителей воспитанников : необходимо в полной мере владеть современной техникой, быть грамотным пользователем сети Интернет;

• При большом объеме информации по данному направлению нет четких методик и систем по использованию ИКТ в образовательном учреждении.

Наметила дальнейшие перспективы своей работы :

• Активное участие в веб. семинарах и Интернет конференциях.

• Повышение собственной ИКТ компетентности и компетенции родителей.

• Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса и пополнения и расширения электронной библиотеки

Были получены выводы, что использование ИКТ в работе с родителями позволило получить следующие результаты:

• Повышение моего личностно-профессионального уровня (поиск новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями, проявление творческих способностей);

• Создание системы поддержки семейного воспитания, пространство для обмена информации и дискуссий;

• Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, информированности, участие в жизни группы и интерес к событиям в детском саду.

Таким образом, на основании полученных выводов можно констатировать, что цель по использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями достигнута, а задачи решены. Это доказывает эффективность использования ИКТ в работе с родителями в дошкольном образовании.

Заключение

В заключении хочется отметить, что успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра. Джон Дьюи (американский педагог, социолог).

Призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения ещё больших результатов работы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Коммуникативная культура педагога дошкольной образовательной организации Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 3 1.3. Формы и методы экологического воспитания младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей В современных исследованиях.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 4 Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей. 2.1.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 5 2.2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей и анализ.

Формирование информационной культуры ребёнка в условиях сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи С одной стороны, чуть ли не на каждом шагу принято говорить: «Мы живём в информационном обществе» и «Найти всё что угодно в эпоху существования.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образовательного учреждения В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Технология управленческой деятельности старшего воспитателя в условиях модернизации дошкольной образовательной организации Главная черта современного мира — стремительные перемены. Дошкольное образование активно включилось в процессы модернизации. Управленческая.

Управление развитием дошкольной образовательной организации в условиях государственного задания ВВЕДЕНИЕ В последнее время система образования находиться в процессе модернизации,как по направлениям, формирующим содержание,так и по.

Внедрение ФГОС в практику дошкольной образовательной организации С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 29 марта 2017 в 21:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Серебрякова (УИ 248426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД