Наталия Павленко
«Работа по формированию дружеских взаимоотношений между детьми».
▼ Скачать + Заказать документы
Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.
Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.
Публикация «„Работа по формированию дружеских взаимоотношений между детьми“,» размещена в разделах
Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность – игра, занятия, труд, развлечения – наполняются для него особым содержанием при условии, что у него есть партнер, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях – отнять или попросить, поделиться или единолично владеть «сокровищем», пожаловаться на товарища или попытаться договориться… А постоянно меняющиеся ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной и оперативной согласованности.
…Ребенок пришел в детский сад. В детском саду он получает много преимуществ, отвечающих его естественному стремлению быть большим, самостоятельным. Если дома он был лишен общества сверстников, то здесь находится среди таких же, как он сам. Из самого младшего члена семейного коллектива он становится одним из равных его членов.
Дети по-разному проявляют себя, переступая порог детского сада. Одни контактны и общительны, чувствуют себя среди сверстников спокойно и естественно, другие с трудом расстаются с близкими, отказываются от игр с детьми, третьи отличаются неорганизованностью, четвертые бойки и шустры, в общении со сверстниками раскованны, но одновременно проявляют агрессивность, стремление отнимать, повелевать…
В уже сформированную группу приходит новенький ребенок, круг его общения ограничивался взрослыми членами семьи. Моя задача – быть к ребенку предельно чутким и в этой связи хорошо знать его привычки, запросы, особенности общения с близкими, чтобы сделать по возможности безболезненным переход его в новые условия – в детский сад. Важно, чтобы и дети встретили новенького дружелюбно, не обижали его, были внимательны к нему. Я соответственно стараюсь настроить ребят, заранее рассказываю им, как зовут новенького, что он умеет, что ему покажут, какие игрушки предложат, во что поиграют с ним. Мы договариваемся с детьми, что встретим его приветливо: пусть почувствует, что здесь его ждали, что он не чужой.
Когда группа комплектовалась, старалась подмечать, есть ли у детей какие-либо, пусть незначительные, проявления общительности. Это проблема первостепенной важности в воспитании у детей элементарной потребности к общению, к объединению в играх.
…Проходят дни, недели, и я уже много знаю о детях. Да и дети привыкли ко мне, друг другу. Теперь моей задачей стало объединить детей в дружный коллектив, привить им элементарную культуру поведения и общения, которая поможет им устанавливать контакты со сверстниками, регулировать свои желания. Так использую упражнения, направленные на сближение детей "Скажи ласково", "Пульс", "Большое животное". Есть в моем арсенале такие игры: "Коридор приветствий","Поздоровайся по- другому".
Не секрет, что отдельные дети «приносят» из дома заряд негативных установок, например, проявляют недоброжелательность, чувство зависти к успехам товарищей. В этих случаях требуется формирование у ребенка коллективистских черт, создание общих интересов. Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе. С этой целью провожу упражнение " Мне нравится в тебе. ",
обсуждаем проблемные ситуации "Что бы ты сделал?","Какие слова сказал".
Важно, чтобы дети приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности. Всегда стараюсь побуждать детей проявлять приветливость, внимание, вежливость, при необходимости делиться, уступать, помогать друг другу.
Ребят стараюсь объединить в интересной игре, вокруг забавной игрушки, увлекательной книжки. Все это радует их, создает общие переживания. И театр игрушек, и песня, спетая на прогулке, и собранный по цветочку букет, которым ребята украсят группу, содействуют объединению, заставляют тянуться к сверстникам.
На общих делах побуждаю детей к сопереживанию. Это и ожидание экскурсии или праздника, совместная уборка групповой комнаты или участка, увлекательная игра или интересное занятие. Все это становится стимулом для дружеских взаимоотношений.
… Каждый день, отмечая отсутствующих детей в табеле, спрашиваю: «Кого у нас нет? Все ли сегодня пришли? Кто знает, почему нет Вари? Как жаль, что все еще не пришел Олег: сегодня строим песочный замок, а ваш друг будет лишен этого удовольствия». Всего несколько фраз, обращенных к ребятам, но они заставляют их думать о том, кого сегодня нет в этой дружной семье, что его ждут, ему надо посочувствовать. Так я стараюсь учить ребят беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему. Обычно в таких случаях завязывается обсуждение: чем его порадовать? Может быть отослать ему лучший рисунок, который сегодня рисовали: пусть знает, что ребята не забыли о нем. А еще лучше, если сами ребята решают, что сделать для друга.
После долгого отсутствия ребенок вернулся в детский сад. Теперь время порадоваться его приходу, тепло встретить, расспросить о самочувствии, рассказать о новостях. Стараюсь находить много добрых слов для него: «Как ты вырос, тебя трудно узнать!», «Ребята соскучились по тебе», «новые игрушки заждались: «Когда же Саша придет в детский сад?». И ребята, вторя мне, наперебой рассказывают о событиях. Всегда подчеркиваю: как хорошо, когда все ребята вместе!
В своей работе намеренно использую любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, и этим самым упражняю детей в положительных формах общения : сначала ты помоги своему другу, потом он тебе; принес из дома интересную книгу – покажи ее и дай рассмотреть картинки в ней, а потом ее почитаем все вместе; сегодня дежурные потрудились для тебя, а завтра – ты для них; он вежлив с тобой, будь и ты вежлив с ним; он просит поделиться – откликнись на его просьбу…
Детям прививаю элементарную культуру общения, регулирующую их отношения и помогающую им жить в коллективе: умение без крика и ссор договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться тем, с чем играешь и занимаешься; спокойно разговаривать; не нарушать игры неуместным вторжением.
Кроме того, активно привлекаю родителей к жизни группы. В совместной детско-родительской деятельности в ходе реализации творческих, образовательных проектов родители совместно со своими детьми решают образовательных задачи, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания в домашних условиях.
Проекты, которые были реализованы совместно с родителями : "Экскурсия для родителей,проводимая детьми", коллективный коллаж "Как я провел лето". Такое сотрудничество сближает детей с воспитателем и семьей. Развивая творческие способности и дружественные взаимоотношения детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра.