МААМ-картинки

Работа с музыкально одаренными детьми

Наталья Белая
Работа с музыкально одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Вопрос работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял очень остро. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с такими детьми в системе дошкольного музыкального воспитания.

Публикация «Работа с музыкально одаренными детьми» размещена в разделах

Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начнется целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ограничивать возможности их развития.

В своей работе я убедилась, что правильное разучивание песен является самым важным дидактическим приемом в развитии музыкальности у дошкольников. Именно поэтому музыкально одаренные дети с наибольшим интересом занимаются на музыкальных занятиях, всегда принимают активное участие в проводимых в детском саду праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью, способны запоминать большие роли, которые они в дальнейшем очень артистично преподносят. Такие дети проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные.

Исходя из всего сказанного и опираясь на исследования ведущих педагогов и музыкантов, я пришла к мысли о необходимости более глубокой работы над развитием музыкальности старших дошкольников.

Так что же такое музыкальность и музыкальные способности? Музыкальность – это единое, неделимое свойство, данное ребенку от природы. Одаренные дети – те, кто наделен способностями от природы, с возможностью развивать эти способности без ограничения.

В музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка – есть эмоциональное познание. Поэтому основным принципом музыкальности Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание.

Меня, педагога, проработавшего 20 лет с дошкольниками и отвечающего за их музыкальное развитие, не могла оставить равнодушной проблема индивидуальности каждого ребенка, имеющего ростки музыкальной одаренности.

Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала: с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их вдохновляет сцена. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие стали одним из аспектов моей профессиональной деятельности. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроения, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний.

Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную» программу или, как я называю ее, «эмоциональную партитуру», разворачивающуюся во времени.

Научить ребенка подробно переживать музыку, чувствовать, как одна эмоция переходит в другую, и является моей главной задачей. Вторая задача, которую я ставлю перед собой, - научить детей петь чисто и выразительно. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего.

Музыкальное искусство – это интонационное искусство. Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, так же, как и музыкальная интонация.

Взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная, прерывается паузами, возгласами. Например, Моцарт «Реквием» («La crimoza»).

16 лет назад, создавая детский коллектив, группу одаренных детей «Звонкие колокольчики», я ставила перед собой следующие цели и задачи:

1. Развивать вокальные способности детей.

2. Формировать и развивать звуко-высотный слух детей; учить чисто интонировать, т. е. пропевать своим голосом «про себя» или вслух основную тему любой мелодии.

3. Научить детей не только пропевать или подпевать, но и сравнивать звучание голоса взрослого со звучанием инструмента, свое пение с пением других детей.

4. Создавать максимально благоприятные условия для фантазии и импровизации именно самих детей. Длительно наблюдать за каждым одаренным ребенком и развивать потенциал будущей личности.

5. Правильно дышать во время пения, принимать правильную певческую позу.

6. Познакомить детей с разными музыкальными инструментами; дать основы интонирования как соло, так и ансамблевого пения в унисон, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента, а капелла.

7. Развивать в детях артистическую свободу, умение держаться перед публикой.

8. Формировать в маленьких певцах осознание собственной значимости, талантливости, уникальности на сцене.

9. Рождать в душах детей чувство радости от общения с музыкой, с песней; чувство единения с другими детьми в процессе разучивания и исполнения песен, воспитывать желание воспринимать и исполнять именно хорошую музыку.

Я всегда планирую:

1. Годовую программу, состоящую из двух полугодий.

2. Программу на каждый месяц в отдельности.

3. План на каждую неделю.

4. Расписание одного дня и каждого занятия с ребенком.

Чтобы подготовить детей к таким серьезным конкурсам академического пения, как «Дебют», «Успех», «Сибириада», «Театральная весна» и фестиваль «Маленькая страна», мы репетируем ежедневно. С одаренными детьми занимаюсь в промежутках между групповыми занятиями.

Большое значение я уделяю подбору музыкального материала. Мы работаем над каждой фразой, ее смысловой наполненностью, характером героев и самого произведения, над правильным дыханием и фразировкой.

Я тесно сотрудничаю с логопедом, советуюсь с ней при выборе музыкальной программы. Иногда нам приходится адаптировать тексты, добавлять или убирать куплеты, придумывать новые песни, переделывать родовую принадлежность (м. р. на ж. р.). Логопед работает над дикцией детей, интонационной выразительностью, корректирует произношение.

План занятий ансамбля «Звонкие колокольчики»

на сентябрь

За этот месяц мы восстанавливаем 6 сочинений, которые еще не были представлены на крупных конкурсах:

1. Муз. Г. Портного, сл. А. Введенского «Мышка» из музыкального спектакля «Там где шиповник рос аленький», Маша, 6 лет.

2. Муз. и сл. Г Вихаревой. Песня «Листик желтый», Маша, 6 лет.

3. Муз. Л. Олифировой, сл. Г. Галиной. Песня «Тише, мыши», Таня, 6 лет.

4. Муз. и сл. М. Ногиновой. Песня «Зонтики», Таня, 6 лет.

5. Муз. и слова Л. Олифировой «Кукушка и лягушка». Дуэт. Исполняют Маша и Таня, 6 лет

6. Муз. и сл. Е. Гомоновой «Что такое семья». Дуэт. Исполняют Маша и Таня, 6 лет.

Кроме того мы разучиваем 6 новых сочинений в этом концертном сезоне 2014-2015гг.

Поскольку в этом году мы отмечаем 70-летие Победы в ВОВ, то к этому великому празднику мы готовим попурри на темы военных песен:

1. Муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского «Баллада о солдате».

2. Муз. С. Никитина, сл. С. Крылова. «Песня о маленьком трубаче».

3. Муз. и сл. А. Белоусова «День Победы».

4. Муз. и сл. Олифировой «С дедом на Парад».

5. Муз. В. Жубинской, сл. И. Михайловой «Дети одной планеты». Дуэт. Таня и Маша.

Дуэт: Муз. Р. Роджерса, сл. О. Хаммерстайна, русский текст Подберезского «Песенка о прекрасных вещах» из к/ф «Звуки музыки».

К концу обучения у детей вокального коллектива появляется устойчивый интерес к пению. Дети умеют петь в ансамбле и индивидуально, работать с микрофоном и петь под фонограмму; используют песню в самостоятельной деятельности, изъявляют желание участвовать в утренниках, концертах, конкурсах, фестивалях, свободно владеют аудиторией. Многие участники ансамбля настолько увлечены музыкой и пением, что в 4-5 лет поступают в музыкальные школы и учатся не только на вокальном, но и на фортепианном, струнном и др. отделениях.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса малыша. Однако процесс этот – долгий и кропотливый, требующий от нас, педагогов, терпения и бережного отношения к каждому ребенку.

Публикации по теме:

Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями. Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями Усова В. Б. МБДОУ «ДСКВ № 116» Проблема работы с одаренными детьми сейчас.

Одарённые и талантливые дети Выявление талантливых детей должно начинаться как можно раньше, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с музыкально одаренными детьми
Опубликовано: 29 января 2015 в 12:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с музыкально одаренными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Белая (УИ 304647) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД