Папки-передвижки

Работа с одарёнными детьми в детском саду

Елена Смурыгина
Работа с одарёнными детьми в детском саду

«Работа с одарёнными детьми в детском саду»

В группе ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми : перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Публикация «Работа с одарёнными детьми в детском саду» размещена в разделах

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Детская одаренность может проявляться в разных видах деятельности. Так, ребенок может проявлять одаренность в спорте, музыке, изобразительном искусстве, танцах, может проявлять лидерские качества (коммуникативная одаренность, интеллектуальные способности и т. д. В некоторых случаях детская одаренность проявляется сразу в нескольких сферах.

Различаются виды одаренности :

1. Художественная одаренность (высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).

2. Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).

3. Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).

Выявление одаренности — задача родителей, а затем и воспитателей детского сада и школы. Ведь проявления одаренности могут со временем угасать, если соответствующим образом не развивать способности ребенка. Существуют специальные тесты для выявления одаренности детей – такие тесты обычно пользуются психологи. В домашних условиях выявить одаренность ребенка можно по ряду признаков.

Например, для одаренных детей характерен высокий уровень любопытства. Они активно познают окружающий мир, негативно реагируют на попытки ограничения их исследовательской деятельности. Детская одаренность проявляется также в способности ребенка на долгое время концентрировать свое внимание к определенному делу, ведь, как известно, большинство детей — большие непоседы.

У одаренных детей большой словарный запас. Одаренные дети в сравнении со сверстниками могут быть более развитыми интеллектуально, физически или эмоционально. Часто одаренность ребенка мешает ему дружить с другими детьми своего возраста, а потому он может «тянуться» ко взрослым или более старшим детям.

Одаренность детей может проявляться как в самом раннем возрасте, так и много позже, когда ребенок уже учится в школе. При этом если детская одаренность проявилась рано, то далеко не всегда она сохраняется и в дальнейшем: часто юные вундеркинды «выравниваются» и, становясь старше, перестают отличаться от сверстников.

Пытаясь выявить и развить одаренность у детей, следует помнить что судьба «выдающегося человека» понравится далеко не всем. Одаренный ребенок может страдать от попыток «сравнять» его с остальными или же, наоборот, от попыток любыми средствами развить его способности.

Обычно в детском саду выявляют одаренных детей воспитатели.

Детская одаренность выявляется в процессе наблюдения за детьми,

изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления с

помощью тестов, анкетирования.

Для проявления детской одаренности необходимо использовать следующие

формы работы :

- конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;

- музыкальные шоу;

- спортивные соревнования;

- поэтические и литературные гостиные;

- викторины;

- интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»);

- турниры по шашкам.

Как можно выявить одарённых детей в группе? Для выявления особенностей основных компонентов детской одарённости я использую следующие методики.

Методика «Последовательность картинок» применяется для оценки способностей ребёнка в области логического мышления.

Ребёнку для решения предлагаются три задачи (первая - вводная, в которой требуется выложить последовательность из 5 картинок с соблюдением причинно - следственных связей, изображённых на этих картинках.

Методика Елиса Пола Торренса методика «Дорисовывание фигур» направлена на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения.

Ребёнку предлагается последовательно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределённой формы. Ребёнок должен дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая- нибудь картина. Предлагаю вам пройти тест по этой методике.

Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики Е. Торренса) направлена на выявление познавательной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.

Для выявления одарённых детей в группе также существует множество различных упражнений, тестов. Хочу предложить несколько упражнений.

Упражнение «Арка»

Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы : ножницы, бумага.

Время: 10 минут

Процедура:

Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Упражнение

Композиция из предметов”

Цель: Развитие творческого воображения

Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.

На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят “в гости” к “художникам”, которые готовы представить свой творческий продукт.

Упражнение «Каракули Леонардо да Винчи»

Звучит музыка. Большинство людей уверенны в том, что они не умеют рисовать, но на самом деле это не так. Просто мы стараемся рисовать левым полушарием, а нужно позвать на помощь правое! Закрываем глаза и под музыку, используя технику Леонардо да Винчи, начинаем рисовать.

Представьте себя гениальным художником, который делает эскиз к картине. Не направляйте карандаш – пусть он просто ползет. А теперь посмотрите на созданное вами изображение. - Что вы создали? Обведите найденные образы.

На занятиях и вне занятий я использую нетрадиционные техники рисования, художественное слово, что позволяют наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребёнка.

Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Опыт работы показывает, что при создании в детском саду или в мини- центре и семье, где воспитывается одарённый ребёнок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства, ребёнок может пройти путь от первых появлений склонностей до яркого рассвета способностей и одарённостей.

Наблюдая за детьми, мне даёт возможность считать, что все дети одарённые. Главное не тормозить развитие, а помочь детям раскрыть их одарённость и развивать. При этом помнить три правила:

*Помоги, но не навреди

*Заинтересуй, но не настаивай

*Учитывай индивидуальность

Чтобы развивать креативность дошкольников, воспитатель сам должен быть творческим:

постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому воспитатель, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.

Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.

Следующим условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.

Если сравнивать мини – центр и детский сад, то детских садах имеются спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием, тренажерами; музыкальный зал с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов, богатой аудиотеки; нам в мини – центрах намного труднее способствовать развитию одарённости ребёнка.

Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей.

Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению.

1. Информационно-аналитическое

(реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей; узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).

2. Познавательное направление

(реализуется через консультации, тематические сообщения, открытые занятия, День открытых дверей, семинары-практикумы, семейные клубы).

Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста.

Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.

Результатами совместной деятельности воспитателей и родителей в нашем мини - центре являются такие мероприятия:

Спортивные праздники

Музыкальные театрализованные праздники

Совместные выставки рисунков.

Творческие мероприятия

Публикации по теме:

Логопедическая работа с детьми в детском саду Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование.

Фотоотчёт «Репетиции на сцене с одарёнными детьми»Фотоотчёт «Репетиции на сцене с одарёнными детьми» Фотоотчёт «Репетиции на сцене с одарёнными детьми» Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде.

Оздоровительная работа в детском садуОздоровительная работа в детском саду Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, свою работу я строю по нескольким направлениям: Создаю условия для физического.

Опыт работы с одарёнными детьми в школе Работа с «одаренными детьми» строится на принципах, заложенных в школьной программе «Одарённые дети»: максимальное разнообразие представляемых.

Работа вокального кружка в детском саду Работа вокального ансамбля «Улыбка» в детском саду Музыка начинается с пения… Курт Закс Пение – один из любимых детьми видов музыкальной.

Словарная работа в детском саду Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а.

Совместная работа с родителями и детьми. Выставка к 9 Мая в детском саду (фотоотчёт)Совместная работа с родителями и детьми. Выставка к 9 Мая в детском саду (фотоотчёт) День Победы Мы встречаем день Победы, Он идёт в цветах, знамёнах. Всех героев мы сегодня Называем поимённо. Знаем мы: совсем не просто.

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ Система работы с одарёнными детьми в ДОУ Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?.

Работа с родителями в детском саду РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет…» На мой взгляд, словами из известной басни можно определить.

Талант и гениальность. Одарённые дети, особенности работы с одарёнными детьми ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ. Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с одарёнными детьми в детском саду
Опубликовано: 28 сентября 2018 в 11:23
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД