Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника

Елена Владимировна Колган
Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника

МКДОУ «Детский сад №12» с. Татарино Каменского муниципального района Воронежской области

«Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника»

Выполнила

воспитатель

Колган Е. В.

Речь – это яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.

В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей, единственный кто способен привлечь внимание детей это педагог – его речь. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых (так как игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности). Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается будем учиться или будет занятие, а воспитатель предлагает поиграть (давайте поиграем) ; посмотрим на картинку, послушаем сказку. В процессе игры дети долгое время могут быть внимательными. Структура занятий очень проста. От детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя дети отвечают хором (хоровые ответы, либо кто захочет).

Образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий: с предметными и сюжетными картинками; с дидактическими игрушками; небольшие игры инсценировки по произведениям устного народного творчества, игры-забавы, хороводные игры на развитие общения, слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок, игры на развитие мелкой моторики рук, дидактические игры и упражнения, бытовые и игровые ситуации, элементарное экспериментирование, а также провокация или искусственное непонимание речи.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Все наши бытовые моменты в детском саду сопровождаются стихотворно (при умывании, одевании, кормлении и т. д.)

Например: "Водичка, водичка. "

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

При одевании на прогулку используем потешку Н. Соконской «Где мой пальчик?»

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

Очень широко используются в работе пальчиковые игры.

Пальчиковые игры не только развивают речь, но и активизируют работу внутренних органов.

Большой – отвечает за голову

Указательный – желудок

Средний – печень

Безымянный – почки

Мизинец – сердце

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.

Немаловажную роль играет артикуляционная гимнастика. Она используется на уровне общего развития в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно будет в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

Детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

Также в работе используем загадки. С их помощью проверяется и оценивается знания, воспитывается пытливость ума. Хоть в раннем возрасте еще детям тяжело разгадывать загадки самостоятельно, воспитатель задает наводящие вопросы подталкивающие на ответ. Например: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Мяу, Мяу? А потом спрашиваем «Кто это?»

Необходимые условия для речевой практики детей: книжный уголок, где размещены книги, достаточное количество предметных и сюжетных картинок, настольный театр, с помощью которого дети инсценируют знакомые произведения.

Получить положительные результаты в речевом развитии своих воспитанников можно только при активном взаимодействии с родителями. На родительских собраниях обязательно нужно говорить о речевом развитии детей (что должен знать и уметь ребенок в своей возрастной категории). Это поможет родителям сориентироваться в подборе детской литературы, игр для занятий с детьми дома. В родительских уголках оформлять папки-передвижки например по таким темам: «Почему ребенок не говорит», «Как занять ребенка», «Развитие речи детей» и т. д.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни наблюдается положительная тенденция.

Публикации по теме:

Формирование эмоционально-речевой деятельности детей младшего возраста Врачи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца, сосудов, гипертонией и т. д. Специалисты.

Игры и упражнения для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста Автор:воспитатель Хабарова Галина Николаевна, МБОУ «Корниловская СОШ», д/с «Ёлочка», П. Двинской. Основная деятельность детей в раннем возрасте,.

Конспект организованной образовательной деятельности в форме познавательной игры воспитателя с детьми младшего возраста Конспект организованной образовательной деятельности в форме познавательной игры воспитателя с детьми младшего возраста на расширение знаний.

Консультация для родителей «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше.

Консультация для родителей «Ты или Вы? О речевом этикете дошкольника» «ТЫ» ИЛИ «ВЫ»? (О речевой этике дошкольника) Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребёнком родной речью. За.

Консультация на тему «Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника»Консультация на тему «Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника» Консультация на тему «Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника»Речь – это яркий показатель развития ребенка.

Материал для перспективного плана воспитателя. Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшей группы с ОНР Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, звукопроизношению и развитию фонематического восприятия (старшая.

Открытое занятие «Путешествие в сказку» по развитию познавательно-речевой деятельности Цель: активизация и обогащение словарного запаса ребенка, через познавательно-речевую деятельность Задачи: -способствовать включению каждого.

Открытый познавательно-речевой досуг «Лето в деревне» для детей младшего возрастаОткрытый познавательно-речевой досуг «Лето в деревне» для детей младшего возраста Тема: Лето в деревне Программное содержание: 1. Развивать речевое дыхание. 2. Уметь узнавать и называть домашних птиц и птенцов, домашних.

Взаимодействие воспитателя с родителями по подготовке руки дошкольника к письму (из опыта работы) Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника
Опубликовано: 29 октября 2015 в 00:19
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Фотозарисовки большого авиационного праздника
В минувшую субботу, 19 октября, на аэродроме Чкаловска состоялось празднование юбилея образования 689 гвардейского Сандомирского ордена Александра...
Фотоотчет о проведении осеннего мероприятия для детей младшего возраста
«Между елок, между сосен, Осторожно бродит Осень. Королева Осень – рыжая лиса- Красит в рыжий цвет Зелёные леса! » В. Степанов Сегодня сама...