Лариса Александровна Гусева
«Радость в движениях — ключик к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
Всё, что приносит радость, связано со здоровьем.
Оно является самым ценным из всех благ.
Поэтому необходимо его беречь и сохранять.
Конфуций.
Эта статья адресована воспитателям и инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных учреждений. В ней прослеживается влияние положительного эмоционального настроя и использование нетрадиционных средств физического воспитания на формирование у детей навыков укрепления и сохранения своего здоровья (health).
Публикация «„Радость в движениях — ключик к здоровью“» размещена в разделах
Наше общество всегда стремилось к тому, чтобы каждый ребёнок (child, начиная с самого раннего возраста, рос здоровым, крепким и всесторонне развитым. Это возможно при условии, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, в котором, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье и другие необходимые качества для гармонического развития личности.
Главная задача деятельности нашего дошкольного учреждения - вырастить здорового и образованного человека с осознанным отношением к укреплению и сохранению своего здоровья. В общей системе педагогического процесса физическое воспитание (physical education) детей дошкольного возраста занимает особое место, так как именно в детстве формируется здоровье и понимание его ценности в жизни каждого человека. По моему мнению, основным в оздоровлении является не само упражнение, а состояние в котором оно выполняется. Физкультурно-оздоровительная деятельность в нашем дошкольном учреждении проходит на фоне позитивного и эмоционального настроя, так как положительные эмоции избавляют детей от физического и психического напряжения, что стимулирует к повторному выполнению движений. И наоборот, угнетённое состояние тормозит двигательные процессы и подрывает иммунную систему, а это приводит к дефициту психического и физического здоровья, поэтому я предлагаю движения с яркой эмоциональной картинкой, которые вызывают у ребёнка радость, познавательный интерес, и желание повторить свои действия. Такие движения к тому же предполагают не только механическое выполнение, но и формируют осознанное отношение детей к здоровому образу жизни.
Одним их важнейших средств профилактики психоэмоционального напряжения являются средства физического воспитания. В своей практике я применяю традиционные и нетрадиционные методики физического воспитания. Они доступны, интересны для детей и благотворно сказываются на их здоровье. Для решения главной задачи я отдаю предпочтение следующим приё мам обучения:
• гимнастика мозга
• массаж БАТ
• дыхательная гимнастика
• пальчиковая гимнастика
• танцевально-ритмическая гимнастика
• подвижные игры с музыкальным сопровождением
Приведу пример влияния выше перечисленных средств. Известно, что на нормальное функционирование мозга зависит от обогащения его кислородом. Условия нашего региона не всегда позволяют проводить всю физкультурно-оздоровительную деятельность на воздухе, но этому есть альтернатива - выполнение специальных упражнений, которые способствуют обогащению крови кислородом. Например, упражнения «Перекрёстные шаги», «Тянем – потянем», «Зарядись энергией». Эти и другие упражнения помогают нашим детям управлять своей эмоциональной, умственной и физической жизнью.
Для повышения защитных свойств организма дошкольников необходимо обязательно выполнять массаж биологически активных точек. Под действием, которого организм вырабатывает свои собственные лекарства для профилактики и борьбы с болезнями. Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать с помощью таких игр как «Чебурашка», «Скульптор», «Неболейка». Эти упражнения дают детям возможность подойти творчески к процессу и ощутить внутреннюю радость от созданного образа.
Наряду с массажем БАТ для профилактики простудных заболеваний я использую упражнения на восстановления дыхания, которые используются после движений циклического характера. Такие упражнения как: «Часики», «Сова», «Заблудился» способствуют тренировке правильного носового дыхания, улучшают функции дыхания и укрепляют дыхательную мускулатуру, а проведение в игровой форме повышают интерес у детей к их выполнению.
Прекрасным средством для всестороннего развития ребёнка, служат пальчиковые игры. В своей практике я использую следующие игры: «Семья», «Улитка», «Игрушки», «Мебель» и многие другие, которые помимо решения своих специфических задач параллельно дополняют комплекс средств, формирующих в сознании ребёнка, мысль о том, что любое движение – это ключик к здоровью.
Танцевально-ритмическая гимнастика один из наиболее популярных приёмов, который используется нами при обучении детей движениям. Она основана на простых общеразвивающих упражнениях, выполняемых под музыкальное сопровождение, а входящие в неё элементы танца, сюжетные композиции отвечают возрастным особенностям дошкольников, дети с желанием вовлекаются в процесс обучения, становятся жизнерадостными и обогащают свой двигательный запас. Нашим детям очень нравится танцевально-ритмическая гимнастика «Богатырская сила», «Точка, точка, запятая», «Гномик», «Белый снег», и др. Для удобства работы все комплексы гимнастики оформлены мной в картотеку, которая постоянно пополняется и обновляется.
Использование музыки в упражнениях и играх легко осваиваются, быстро запоминаются детьми, что помогает им быстрее входить в образ и получать удовольствие от выполняемых движений. Все выше перечисленные средства воздействия на ребёнка создают интерес и радость к движениям, очень эффективно стимулируют его к самостоятельному использованию в повседневной жизни. Работа по физическому воспитанию не должна быть построена только на применении узкого спектра средств. Её необходимо проводить, используя принцип целостного подхода к ребёнку.
Ещё раз хотелось отметить значимость положительного эмоционального настроя при контакте с детьми со стороны педагога. Он должен на собственном примере показывать ребёнку, что здоровым быть хорошо. Когда ты здоров и весел у тебя много друзей, ты стремишься многое узнать и способен достичь высоких вершин в своём развитии.
Пристатейный библиографический список:
1. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления»- М. «Линка-Пресс».2000
2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие-М. : Генезис, 2002.
3. Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб. ; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
4. Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду». - 3-е изд., перераб. -М. : Просвещение,1986.