Получи документы

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров

Надежда Николаевна Нетронина
Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров

Актуальность

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.

Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и со сверстниками.

Публикация «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» размещена в разделах

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.

Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи и развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз).

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.

Ранний возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. По мнению Ивановой Г., Курашовой В., малые формы фольклора максимально приближены к уровню когнитивно -речевого развития ребенка раннего возраста.

Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы.

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- Воспитание звуковой культуры речи.

Например потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

- Обогащение словаря.

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Действия детей сопровождаются потешками, прибаутками со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.

- Формирование грамматического строя речи.

- Развитие монологической и диалогической речи.

- Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, Н. В. Новоторцевой, О. С. Ушаковой и др.

По мнению этих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм : колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства.

В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении задачи по развитию активной речи и ознакомлением с художественной литературой во II группе раннего возраста поставлены следующим образом:

Развитие активной речи.

1. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав — собака и т. п.).

2. Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух—трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.

3. Продолжать расширять активный словарь : учить называть предметы, их назначение, состояние людей; использовать существительные, прилагательные, глаголы; правильно пользоваться местоимениями (я, ты, мне и др., наречиями {там, туда, предлогами (в, на, за).

4. Формировать умение называть предметы ближайшего окружения в ес-тественной среде, на картинках; узнавать и называть на картинках людей различного пола и возраста.

5. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.

6. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (по-проси, поблагодари, предложи, посмотри, кто пришел, и нам скажи и т. д.).

Художественная литература

1. Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).

2. Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек, дей-ствий. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.

3. Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.

Возрастные особенности развития речи детей 1,6- 2 лет

В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции его поведения и деятельности со стороны взрослого.

Но несмотря на то, что этот возраст является сензитивным к развитию речи, мы очень часто наблюдаем, что вновь пришедшие дети в группу отличаются слабой речевой активностью. А для проявления речевой активности важным является не только понимание речи, но и собственно речевое развитие, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.

Проанализировав ситуацию, мы поставили перед собой цель и задачи:

Цель работы: Развитие активной речи детей второй группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм.

Задачи работы:

1. Отбор художественного материала для педагогической работы с детьми

II группы раннего возраста.

2. Знакомство детей раннего возраста с малыми формами фольклора.

3. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий с помощью фольклорных произведений.

4. Развитие словарного запаса, связной речи, коммуникативных умений и навыков.

Ожидаемые результаты:

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями, произойдет качественный скачок пассивной речи в активную речь.

3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

7. Малые фольклорные жанры помогут сгладить процесс адаптации к детскому саду.

Предполагаемые этапы работы:

I. Констатирующий этап

Цель констатирующего этапа - Выявление уровня речевого развития детей 2-го года жизни.

Задачи:

1. Отбор диагностического инструментария для определения уровня речевого развития детей 2 года жизни.

2. Определение условий успешного развития активной речи средствами малых фольклорных жанров

В основу констатирующего эксперимента положены критерии карты нервно- психического развития детей диагностика развития общения и речи, разработанная коллективом лаборатории психологического развития дошкольников Психологического института РАО (Смирнова Е. О, Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю.).

Возраст 2 лет является периодом интенсивного речевого развития. Особенно быстро в это время развивается активная речь ребенка. Вместе с тем, количество произносимых речевых звуков и слов не является главным и единственным показателем нормального речевого развития.

При диагностике развития речи были выделены следующие параметры:

степень развития активной речи - любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребенка;

степень развития пассивной речи - понимание значения слов, предложений, различных частей речи;

Диаграмма №1 Констатирующий этап

Таким образом, данные констатирующего этапа, позволяют судить о том, что наиболее высокие показатели отражаются в критерии понимание речи взрослого, т. е. развитие пассивного словаря детей находится на более высоком уровне нежели развитие активного словаря, и очень низкие показатели такого критерия как способность выполнять речевые инструкции взрослого.

т. е. дети обладают разными степенями освоения лексики: часть детей умеют слушать, понимать речь.

Наиболее эффективны следующие условия использования малых фольклорных жанров при развитии активной речи детей раннего возраста :

Каждодневное звучание малых фольклорных жанров в разных педагогических ситуациях;

Сопровождение занимательной деятельности небольшими произведениями фольклора;

В своей работе применяю такие методы и приемы обучения:

Динамический акцент на фрагментах текста;

Действенное соучастие;

Наглядный метод (демонстрация иллюстраций);

Словесный метод (чтение);

Игровой метод (игры- инсценировки, дидактические, настольно печатные);

Практический (упражнение в проговаривании, повторение в режимных моментах, играх).

II. Формирующий этап.

Цели формирующего этапа: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи

Освоение разговорной речи;

Расширение словарного запаса;

Формировать умение повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении;

Формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

Установление двустороннего контакта с малышом в адаптационный период;

Обогащение новыми эмоциональными впечатлениями.

Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.

Для достижения положительных результатов по развитию речи детей и ознакомлению их с устным народным творчеством, постаралась создать в группе спокойную, доброжелательную обстановку

В своей работе мы выделили два направления:

1) Использование фольклора в играх – занятиях по развитию речи мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.

2) Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

Постепенное поэтапное развитие активной речи, а так же усвоение малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

На данном этапе мы учим слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова. Игры – занятия строим на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываем усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Например, при чтении потешки «К нам пришла собачка» детей стимулируем у звукоподражанию. Спрашиваем, как лает собачка?

К нам пришла собачка

Умная собачка,

Хвостиком виляет,

Громко, громко лает:

ав-ав-ав!

Передавая смысловое содержание текста, пытаемся заразить малыша своим настроением. Предлагаем малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.).

Дети очень полюбили потешки игрового характера: «Ладушки, ладушки…», «Огуречик, огуречик…», активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий. Знакомя детей с некоторыми потешками «Наши уточки…» мы побуждали их к подражанию крику птиц, животных.

При чтении произведений используем все средства выразительности речи : мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

Знакомство с малыми фольклорными жанрами вначале организуется нами через наглядность - показ движений, действий, привлечение для показа игрушек, воспроизводить движения в соответствии с текстом, запоминать небольшие интересные тексты. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала.

Сначала дети прислушиваются, а потом охотно подговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия. При частом повторении у детей развивается речь, чисто произносятся звуки, развивается память, активизируется словарь. Очень легко запоминаются детям совместные игры, сопровождаемые потешками и движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это игры с пальцами «Пальчики в лесу», «Ладушки-ладушки». В игре «Ладушки» стараюсь использовать имена всех детей : «. маслом поливала, детям давала: Тане два, Вале два, Даше два». И при этом своей рукой касаясь ладошек каждого ребёнка, в этом заключается прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Разрабатывая занятия по развитию речи с использованием потешек, сказок, я прилагаю все усилия к тому, чтобы каждый малыш участвовал в нём не только голосом, но и движениями. Например, читаю потешку «Котя, котенька, коток», затем предлагаю накормить котика молочком. Дети делают из ладошек «тарелочку» и угощают котика. На следующем занятии они уже сами находят котика среди кукол и зовут его, чтобы угостить.

Ещё один приём используемый на занятиях - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке - «масляна головушка», приводим в движение именно часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано в стаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.

При организации игр- занятий использую прием инсценирования произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли Бабушки-Забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку, которую я держу в руках. С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой- забавушкой, рассказывать ей о козе.

3. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.

Напеваем колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

Нами разработано перспективное планирование по использованию произведений фольклора.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, мы решили прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Ане личико»». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараемся, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».

В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.

Создание предметно-развивающей среды

Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. В группе выбрано достаточно освещенное место для книжного уголка. Пополнили уголок новыми красочными книгами с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам.

В группу приобретены дидактические игры для развития речи детей : «Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку» и др., которые активно используем на занятиях и свободной речевой деятельности. В группе создан театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный.

Яркая привлекательная среда привлекает внимание детей и они с удовольствием находят занятия по интересам.

Взаимодействие с родителями

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому мы рассказывали родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Составили перспективный план по работе с родителями. Провели консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместили в папку-передвижку.

Для родителей оформила папки-передвижки: «Потешки при одевании и раздевании», «Для плачущего ребенка», «Потешки при укладывании спать», «Потешки при умывании», «Потешки во время еды». Также оформила и провела консультацию в родительский «Пальчиковые игры в развитии речи детей». Провела анкетирование с родителями.

III Контрольный этап

По окончании формирующего этапа было проведено контрольное обследование. Оно проходило по аналогии с констатирующим.

После формирующего этапа, по данным диагностики, мы можем судить о том, что у детей развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, договаривать новые слова, фразы; знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен формирует у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества.

Количество понимаемых слов значительно возрастает интенсивно развивается активная речь детей, дети пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наметилась положительная динамика в развитии активной речи детей 2-го года жизни.

Результаты обследования приведены в диаграмме № 2

Данные контрольного этапа подтверди эффективность работы, наметилась положительная динамика в развитии речи детей. Средствами малых фольклорных жанров вовлекали детей в диалог, обогащали активный словарь детей, развивали навыки фразовой речи, что благоприятно повлияло на развитие детей, а также на результат формирующего этапа. Так же необходимо отметить, что положительные результаты в воспитании и обучении детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу членов семей воспитанников.

Вывод: В нашей работе проведена теоретическая и практическая разработка проблемы использования малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т. е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых фольклорных форм привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию активной речи, обогащает ее прилагательными, глаголами, наречиями. Использование на играх -занятиях малых форм фольклора, делает их эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.

Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умение пользоваться ими в своей речи позволяют в дальнейшем овладеть связной речью. Малые фольклорные жанры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Немаловажным остается тот факт, что детский фольклор помог облегчить степень адаптации детей к условиям детского сада.

Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Перспективы на будущее:

1. Продолжать работать над темой развития речи детей в интеграции ознакомления с окружающим миром детей 3 –его года жизни.

2 Разработать тему «Использование малых фольклорных жанров в формировании словаря детей 3-его года жизни»

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Номер слайда Речь 1 Добрый.

Развитие интереса к чтению художественной литературы у детей 4-го года жизни средствами малых фольклорных форм «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров «Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров» Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница.

Фольклор в работе логопеда. Использование малых фольклорных жанров Фольклор в работе логопеда. Использование малых фольклорных жанров. Речь как высшая психическая функция является не только условием развития.

Конспект ООД во второй группе раннего возраста «Ладушки-ладушки» с использованием малых фольклорных жанров МДОУ Кебанъёльский детский сад «Сказка» Конспект ООД по развитию речи во 2 группе раннего возраста «Ладушки-ладушки» с использованием.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Через родную.

Методические формы работы по развитию речи дошкольников с использованием малых фольклорных жанров С помощью малых фольклорных жанров «можно решать практически все задачи методики развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого.

Проект на тему «Развитие связной речи дошкольников с помощью малых фольклорных форм» Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование.

Проект «Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных форм» для среднего дошкольного возраста МБДОУ №6 «Светлячок» П Р О Е К Т «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ». «Едва ли можно найти материал более близкий,.

Роль малых фольклорных жанров в формировании речи дошкольников Слово "фольклор" в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров
Опубликовано: 11 октября 2018 в 11:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД