Николай Естишин
Развитие чувства равновесия у детей дошкольного возраста посредством использования игрового оборудования Walkedge
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие чувства равновесия у детей дошкольного возраста
посредством использования игрового оборудования Walkedge»
Естишин Николай Александрович,
инструктор по физичской культуре
МБДОУ «ДС № 335 г. Челябинска»
Что позволяет человеку свободно передвигаться, ходить, бегать, прыгать? Какая
способность помогает поддерживать контролируемое положение тела, оставаться
сбалансированным в движении (например, при беге или езде на велосипеде?
- равновесие.
Публикация «Развитие чувства равновесия у детей дошкольного возраста посредством использования игрового оборудования Walkedge» размещена в разделах
Другой важный навык, позволяющий совершать точные целенаправленные движения –
это координация.
Вопросам развития равновесия и координации уделяется большое внимание в системе
подготовки дошкольников по физической культуре, в том числе и в нашем детском саду.
Равновесие является основой для овладения двигательными умениями. Умение сохранять
равновесие необходимо в любой деятельности ребенка, в игре, бытовых процессах,
разнообразных перемещениях в пространстве. Помимо этого, развитая координация
поможет в будущем снизить риск бытовых ушибов и травм.
Помимо детей с нормой развития, в нашем детском саду есть дети с ОВЗ – дети с
тяжелыми нарушениями речи и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Упражнения на развитие координации и равновесия улучшают осанку и помогают укрепить
опорно-двигательный аппарат, что немаловажно, так как мы работаем с такой категорией
детей.
На коррекционных занятиях, которые проводят логопеды, дефектолог и педагогпсихолог в детском саду, активно применяется метод мозжечковой стимуляции -
современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном
развитии. Данный метод позволяет через упражнения на баланс и координацию,
активизировать отделы мозга, участвующие в психическом развитии ребенка,
совершенствует работу мозжечка, формируя большое количество новых нейронных связей.
В целях взаимодействия со специалистами детского сада в вопросах оказания психологопедагогической помощи ребенку с ОВЗ, исполнения индивидуального образовательного
маршрута, на занятиях по физкультуре, при проведении утренней гимнастики, в совместной
деятельности с детьми использую различные игры и упражнения на развитие равновесия и
координации.
Так, для развития динамического равновесия активно использую различные виды
ходьбы и бега. Ходьба – по кругу, по прямой, змейкой, на носках и тд.
Бег – по кругу, челночный бег, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с
подъемом прямых ног вперед, в разных направлениях, врассыпную.
Для формирования равновесия использую различный спортивный инвентарь –
гимнастическая скамейка:
- пройти (пробежать, проскакать) по скамейке и сойти (спрыгнуть) с нее;
- пройти по скамейке, перешагивая через предметы;
- пройти по скамейке с предметом в руках; с мешочком на голове и т. д.
Выполняя упражнения на балансире ребенок должен удерживать положение своего
тела и выполнять определенные задания.
Хождение по неустойчивым поверхностям (например, по подушкам, кресламмешкам или мягким модулям на полу) заставляет туловище работать над тем, чтобы
сохранять вертикальное положение.
Интересным и полезным стало использование игрового оборудования Walkedge
как средство развития равновесия и координации у детей.
Walkedge — уолкедж [бордюр для прогулок] — это совмещение занятий на
гимнастическом бревне и хождения по бордюрам.
Данной игровое оборудование представляет собой разноцветные фигуры
(прямоугольники, круги, квадраты и другие элементы, которые соединяются пазловым
способом. Суммарная длина увеличивается в зависимости от возраста (2-3 года – 15 м, 3-4
года – 20 м, 4-5 лет – 25 м, 5-7 лет – 30 м).
Бордюр можно использовать в качестве тактильной дорожки - поверхность
элементов шершавая, что обеспечит сенсорную стимуляцию у ребенка.
Основным способом использования оборудования является строительство, что
доставляет детям такую же радость, как настоящий конструктор, из которого можно
построить самые извилистые дорожки как в физкультурном зале, так и в игровой группы, и
непосредственно, ходьба по дорожкам. В процессе выполнения упражнений помимо
развития равновесия и координации, формируется наглядно-образное мышление,
происходит закрепление знаний о цветах, развиваются мышцы кистей и рук. Все задания,
связанные с проявлением равновесия, требуют от детей сосредоточенности, внимания,
волевых усилий, четкого выполнения правил.
Упражнения с использованием Walkedge для детей будет различаться в
зависимости от возраста.
до 4 лет – ходьба по прямой «дорожке», по извилистой «дорожке» с поддержкой,
перешагивание через детали. Дети этого возраста должны находиться под контролем
взрослых, чтобы те при необходимости подстраховали или подсказали, как надо. Руки при
движении свободно балансируют.
4-5 лет - к упражнениям выше подключаются более сложные: ребенок уже лучше
контролирует собственное тело:
- ходьба по «дорожкам», проложенным прямо, по кругу, зигзагообразно,
- ходьба по «дорожкам» с мешочком на голове (вес 400г, размер 12 на 18).
5-7 лет:
- ходьба по «дорожкам» с мешочком на ладони,
- ходить по «дорожкам», приставляя пятку одной ноги к носку другой,
-стоять на одной ноге, вторая согнута и поднята коленом вперед, руки на поясе.
Первоначально дорожки можно строить произвольно. Затем усложняю задачу -
соединить элементы так, чтобы дорожка прошла между препятствиями (например, между
конусами). Детям необходимо подобрать прямые и дугообразные детали так, чтобы
дорожка была завершена и обошла все препятствия. Можно предложить чередование цвета.
Затем, дети один за другим идут по построенной дорожке, при необходимости
помогаю, поддерживая за руку. Необходимо следить за правильной осанкой ребенка.
Дети с большим удовольствием занимаются строительством дорожек. В
зависимости от игровой ситуации это может быть путь к замку принцессы или путешествие
по волшебному лесу. Выполняя упражнения, ребята превращаются в «мишек»,
собирающих малину, в маминых помощников (игра «Донеси-не урони», шагают как аисты
через кочки, соревнуются, кто долше простоит на одной ноге и т. д.
Также применяю Walkedge при проведении игр на преодоление препятствий.
Полоса препятствий – одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы
препятствий развивает ребенка физически:
- тренирует мышцы
- ловкость
- координацию движений
- позволяет ему изучить возможности своего тела
- учит его сообразительности и самостоятельности.
Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать
задачи, искать выход в трудных ситуациях.
Давайте посмотрим, как можно самим организовать полосу препятствий для
ребенка с использованием Walkedge.
Что для этого понадобится?
Для создания полосы препятствий необходимы:
- свободное место;
-детали данного игрового оборудования (пройти по ним, перешагнуть, перепрыгнуть,
обойти);
-и конечно, фантазия.
Придумывая полосу препятствий, нужно соблюдать несколько правил: Количество
препятствий для:
- малышей до 3 лет – 3-4
- 4-5 лет - 5-6
- 5-7 лет - 7-9
Придумываю игровой сюжет:
- помочь мышке добраться до домика,
- помочь зайчику убежать от волка,
- спасти принцессу и так далее.
Сначала показываю, как пройти полосу препятствий. В первый раз можно пройти
полосу препятствий вместе с ребенком. Потом разрешаем ему пройти полосу препятствий
самостоятельно, если нужно – приходим на помощь.
Не оставляем ребенка без присмотра!
Что можно тренировать:
- перешагивать через препятствия;
- перепрыгивать через препятствия;
- обходить препятствия;
- идти по линии — прямой или извилистой;
- идти по линии боком или спиной вперед;
- идти след в след;
- прыгать на месте;
- прыгать вперед, назад, влево и вправо;
-- прыгать вдоль линии;
- прыгать на двух ногах, на одной ноге;
- забираться;
- карабкаться;
- спускаться;
- спрыгивать с препятствия (с невысоких – 10-15 см и обязательно с поддержкой)
- останавливаться у препятствия во время бега;
- ползать;
- наклоняться и др.
Таким образом, овладение навыками сохранения равновесия происходит в
результате многократных повторений, используя разнообразные методы и приемы. Это
очень важно, так как приобретенный детьми двигательный опыт будет способствовать их
дальнейшей адаптации и в будущем.