Папки-передвижки

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (10 фото)

Ирина Каткова
Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Каткова Ирина

"Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности".

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мы обратили внимание на замечательное средство художественно-эстетического развития дошкольников — детское экспериментирование. Всем известно, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Публикация «Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому мы ведем в группе целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: "Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, умениями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает. Все это оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его эстетических, социальных чувств.

Деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и организованной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Свою практическую работу по художественно-эстетическому развитию мы в своей группе начали с организации предметно-развивающей среды, которую строили по принципу доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Эстетически -развивающая среда в группе включает: внутренний интерьер группы; световой фон; центры детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации; интерьерные цветы. Для развития творческого самовыражения каждого ребенка мы создали художественно-творческий комплекс, включающий в себя различные мини-центры, в которых детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т. д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка. Присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

В мини-центр “ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ” каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, используя различные материалы, смешивая разные приемы и техники. Здесь они всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, поролоновые и резиновые губки, щёточки, и т. д.

В мини-центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т. п. В работе я использую большие контейнеры, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, растворяемость.

Мини-центр «Островок природы». Здесь дети наблюдают, рассматривают комнатные растения, ухаживают за ними.

Мини-центр «Театр детского творчества». Здесь есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. На импровизированной сцене, каждый ребенок может прочитать любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения.

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности
Фото №1 Каткова Ирина Развитие художественно эстетических способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

В мини-центре “Я – дизайнер”, который оснащен разнообразным бросовым материалом. Наши ребята делают свои первые успехи, приобретая личный опыт в дизайн - деятельности. Такая художественно-творческая деятельность удовлетворяет желание ребенка что-то изменить, дополнить, сделать своими руками.

Мини-центр "Галерея творчества", здесь дети могут выставить, показать свои работы, достижения.

Фото №2 Изучая новинки методической литературы наблюдая за детьми мы обратили внимание на замечательное средство художественно эстетического

В работе, направленной на развитие опытно-экспериментальной деятельности, стараемся выполнить следующие цели и задачи:

- формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира;

- развитие собственного познавательного опыта детей;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;

- использование познавательно-исследовательской деятельности в сочетании с другими видами деятельности;

- обеспечение освоения детьми причинно-следственных, пространственных и временных отношений;

- расширение кругозора детей;

-воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности;

- развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;

- обогащать и развивать речь детей.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в нашей группе «Солнышко» используются следующие формы работы:- непосредственная образовательная деятельность;

- беседы познавательно-эвристического характера;

- изобразительные средства;

-просматривание фильмов, мультфильмов;

-прослушивание аудиозаписей;

- дидактические и развивающие игры, упражнения;

- сюжетно-ролевые игры;

-эксперименты и опыты;

-проекты;

-рассматривание картин;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголке природы;

-конкурсы;

- праздники, развлечения, вечера досуга;

- театрализованная деятельность;

- Дни открытых дверей, детско-родительские мероприятия.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: на зарядке (ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения, прием пищи, игру, НОД, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Мы часто сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с нами замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе, какао. «Клубничка», «Сластена», «Лесная ягодка», "Нэсквик" — такие замечательные названия придумали ребята этим напиткам.

Фото №3 Развитие ребенка

Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми навыков опытно-экспериментальной деятельности осуществляется легче, если в процессе познания включаются элементы сюжетно-ролевой игры, дидактические и развивающие игры, упражнения. Нами была собрана картотека игр, в которой имеется раздел "Игры-эксперименты".

На прогулке детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним - чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой, юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его занести в группу? Как освободить бусинки из ледяного плена? и т. п. - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.

Экспериментирование чаще проводим с подгруппой детей. Работа в таком небольшом коллективе способствует большей заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его речевые умения и мышление, активизирует творческую активности.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Их проводим как на непосредственно организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. Проводили опыты: "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд", "Нарисуй на песке" и др. В процессе проведения опытов задействуем каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное -ребята всё проделывают сами.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей много внимания уделяем наблюдению. С его помощью дети познают не только внешние особенности объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями). Особенно интересно детям наблюдать за предметами живой природы. Так мы в своей группе проводили проект " Я здоровье берегу - сам себе я помогу". В практической работе каждый ребенок нашей группы посадил себе друга (комнатное растение, а затем наблюдал за ним и ухаживал. Многие ребята дали прозвища своему другу и с удовольствием забрали его домой.

Фото №4 Материалы для педагогов развития дошкольников детское экспериментирование Фото №5 Всем известно что усваивается все прочно и надолго когда ребенок слышит видит и делает сам

В нашей группе каждую зиму высаживается с детьми лук. Дети с удовольствием ухаживают за ним, наблюдают и пробуют на вкус, когда он вырастает.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д. Большие возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Наряду с традиционными способами нами применяются способы и материалы нетрадиционного рисования. Мы считаем, что усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Нетрадиционные материалы и средства изображения: ватные палочки, диски, цветные салфетки, спички, трубочки для коктейля и т. п. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В своей работе мы с детьми рисовали мимозу ватными палочками, оформляли ладошками плакат на соревнования по пожарной безопасности, рисовали лес отпечатками листьев, использовали в лепке цветную бумагу (изготавливали кактусы).

Фото №6 На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений Фото №7 Исследовательская и экспериментальная деятельность Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей

В работе с детьми мы свои педагогические усилия направляем на поддержание в ребенке веры в свои творческие силы и способности, чтобы он не терялся и искренне радовался, оставшись один на один с чистым листом бумаги, акварелью, восковыми мелками, кусочком пластики и т. д.

Эффективность работы по экспериментальной деятельности во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, педагога изо-деятельности, педагога-психолога, социального педагога, старшего воспитателя и других специалистов. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для творческой деятельности.

Фото №8 Конспекты занятий НОД Развитие ребенка

В своей группе мы проводим большую работу с родителями. Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашаются на открытые НОД с элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий. С родителями проводятся анкетирования, индивидуальные беседы, а затем планируются: темы консультаций, родительских собраний. Нами оформляются ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются в нашей Галерее творчества, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей. За творческие умения дети и родители неоднократно награждались почётными грамотами, призами. Мы на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, учим родителей адекватно оценивать развитие своего ребёнка, видеть его способности, не игнорировать возрастные особенности, осваивать методы систематической помощи ребёнку в развитии. Родители участвуют в совместных досуговых мероприятиях, являются помощниками в любом деле. Это способствует совершенствованию воспитания ребёнка в семье, его нравственно-эстетического развития. В работе с родителями мы используем различные виды наглядной агитации (ширмы, консультации, буклеты). Оформлены консультации: «Эксперименты дома», «Памятка для родителей по развитию любознательности», «Возрастные особенности ребенка», «Десять шагов на пути к творчеству", «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».

Фото №9 Все это оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка развития его эстетических социальных чувств

Подводя итог, выше сказанному, можно сделать вывод, что опытная и экспериментальная деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать.

Публикации по теме:

Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. Детская креативность – это воображение ребёнка плюс творческий порыв взрослого Наша.

Методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ Аппликация.

Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста процессе ручного труда» Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через ручной труд» Автор-составитель: Беляева Юлия.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисованияРазвитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования "Путешествие по реке Здоровья» Цель: учить детей рисовать нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией; подвести детей ктому,.

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники - прирожденные исследователи. Подтверждение тому их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В этом возрасте.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе КОП по знакомству с техникой «квиллинг» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» -Детский сад № 252 г. Перми. Развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками Одно из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения – художественно-эстетическое развитие детей в разных видах деятельности,.

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности. Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые.

Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Слайд 1 «Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,.

Взаимодействие с социальными партнерами. Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста Развитие художественно-эстетических способностей дошкольного возраста через взаимодействия с социумом. Наше дошкольное образовательное учреждение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности
Опубликовано: 5 июля 2016 в 10:33
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД