Получи документы

Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста посредством тематического макета экологической направленности (7 фото)

Смирнова Лидия Ивановна
Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста посредством тематического макета экологической направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. ФГОС дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм развития ребенка, посредством которого реализуется содержание пяти образовательных областей и формирование социально-нормативных возрастных характеристик, таких как инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать и договариваться, способность учитывать интересы и чувства других, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

Публикация «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста посредством тематического макета экологической направленности» размещена в разделах

Большинство психологов утверждают, что игра ребенка ассоциативна, т. е. зависит от тех игрушек, которые попадают в его поле зрения. Поэтому и пе-дагогическое влияние взрослого на ее ход, прежде всего, состоит в предоставлении детям необходимого игрового материала. Особое место в обеспечении и поддержке игры отводится использованию макета.

Короткова Н. А. пишет: «Наблюдая за игрой детей с мелкими игрушками, можно заметить, что они всегда организуют с помощью предметного материала пространство действий персонажей в виде «возможного мира» — детально или лаконично в зависимости от личных предпочтений»

Что же такое «возможный мир»? Это не что иное, как макет, т. е. уменьшенный предметный образец пространства и объектов мира (реалистического или фантастического). Макеты условно делятся на два типа:

Макеты-карты - большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий. Территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).

• Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река, которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь).

Требования к макету :

Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры;

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления;

Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках, настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах;

Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках (корзинках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

•повышение интереса к образовательной и игровой деятельности;

•закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;

•учить детей обыгрывать сюжет, выполняя определенную роль в игре, взаимодействовать друг с другом;

•учить детей имитировать характерные действия персонажей и передавать их эмоциональное состояние;

•способствовать активизации словаря, развитию игрового диалога;

развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;

развитие коммуникативных навыков;

развитие общей и мелкой моторики рук.

Этапы работы по созданию макета :

1. Предварительная работа:

- обогащение личного опыта детей (беседы, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной литературы, прогулки, экскурсии);

- подборка и сбор материала для создания макета.

2. Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.

Работа педагогов с детьми на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, лепку и т. д.). НОД целесообразно сопровождать музыкой, художественным словом. Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Неоценимую помощь в создании макетов оказывают родители воспитанников группы.

3 этап: Использование макетов в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе самостоятельной игровой деятельности детей.

Варианты игр с данными пособиями:

Речевые игры:

«Составь рассказ». Цель: учить составлять рассказ о природной зоне, используя распространенные предложения.

«Что лишнее?». Цель: развивать логическое мышление. Уметь обосновывать свой ответ.

«Закончи предложение». Цель: Учить заканчивать предложения, подбирая слова противоположного значения.

«Назови ласково». Цель: Учить подбирать слова, обозначающие названия животных, предметов в уменьшительно – ласкательной форме.

«Узнай по описанию». Цель: Учить ориентироваться на окончание слов при согласовании имен прилагательных и существительных в роде.

«Задумай слово». Цель: Конкретизировать представление детей о том или ином животном, учить называть его качества и действия.

«Кого не стало». Цель: Учить правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числах.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры — режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. В этом виде игр дети переходят к развернутому планированию игровых событий. В речь дошкольников включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Оно основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций. Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию. Режиссерские игры: «Деревенский дворик», «Подводное царство», «На лесной опушке», «На лугу», «На Северном полюсе», «Африканское приключение» и т. д. Цель: Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Формировать умения договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

Вывод: ФГОС дошкольного образования определяет ключевые компетентности, которые должны быть сформированы у дошкольников. Следует отметить, что работа с макетами способствует в полной мере формированию у дошкольников таких компетенций, как:

Деятельностная компетентность : Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре;

Социальная компетентность: ребенок владеет формами и видами игры, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Коммуникативная компетентность: Различает условную и реальную ситуации, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру.

Здоровьесберегающая компетентность: У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, может контролировать свои движения и управлять ими; может соблюдать правила безопасного поведения.

Информационная компетентность: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, обладает начальными знаниями - из области живой и неживой природы.

Таким образом, игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия у детей. Дошкольники совместно строят и творчески развивают сюжеты игр, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, прогнозируют ответное ролевое поведение, комментируют зоны действия. В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссера, декоратора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников.

Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста посредством тематического макета экологической направленности
Игра ведущий вид деятельности дошкольного периода главное содержание детской жизни ФГОС дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм Развитие ребенка Играя ребенок познает окружающий мир приобретает новые знания умения и навыки учится осуществлять поиск мыслить и творить Публикация Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста посредством тематического макета экологической направленности размещена в разделах Макеты Изготовление наглядных пособий для детей Развитие ребенка
Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев отмечают, что творческое воображение является центральным психологическим «завоеванием» дошкольного.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста посредством тематического макета экологической направленности
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 18:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста посредством тематического макета экологической направленности» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Лидия Ивановна (УИ 2098074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД