Приложение МААМ

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью ФЭМП

Юлия
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы

Интеллект, в целом, представляет собой структуру способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия - интеллект и мышление - рассматриваются как синонимы. А интеллектуальное развитие зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью ФЭМП» размещена в разделах

Задачи умственного воспитания детей не сводятся только к расширению объема приобретаемых детьми знаний. Они предполагают развитие любознательности и умственных способностей, формирование простейших способов умственной деятельности, а также волевой организации своего поведения. В процессе умственного воспитания необходимо добиваться систематизации приобретаемых ребенком элементарных знаний о явлениях общественной жизни и природы, что создает формирование целого материалистического понимания окружающей действительности.

Старший дошкольный возраст – это период осознанных открытий и познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение. Ребёнок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Также он осваивает способы получения знаний, у ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их самостоятельно, экспериментировать с действительностью.

В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться такие характеристики интеллекта, как гибкость, креативность, быстрота и самостоятельность мыслительных процессов. В частности, к старшему дошкольному возрасту дети начинают пользоваться установленной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, происходит овладение новыми рациональными средствами обследования внешних свойств и содержания предметов. Это позволяет ребенку дифференцированно воспринимать и проводить анализ сложных свойств предметов. У дошкольников начинает формироваться ориентировка в пространстве, в этом возрасте происходит усвоение временных параметров: «вчера», «сегодня», «завтра». Следует заметить, что у ребенка данного возраста появляется склонность к более планомерному и последовательному обследованию и описанию изучаемого предмета.

Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок, изучая новый предмет, переворачивает его в руках, ощупывает, тем самым выявляет и обращает внимание на более значительные свойства. Согласно выше сказанному нужно отметить, что наблюдение у дошкольников приобретает своеобразный характер деятельности, направленный в основном на разрешение интеллектуальной задачи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования закрепляет формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, одним из которых является познавательное развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений. Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте : логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления- что делает ее наиболее эффективным средством для развития интеллекта детей.

Именно математика была взята за основу при написании данной работы. Проведя исследование и руководствуясь результатами диагностики я сделала вывод о том, что использование занимательного математического материала на занятиях по ФЭМП и вне их, приносит хороший результат.

Предложенная мной методика интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью формирования элементарных математических представлений основывается на применении занимательного математического материала. Это связанно с тем, что смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывания палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развивается конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и метаматематические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

Любая метаматематическая задача на смекалку для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. и реализуется средствами игры и в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Предложенный материал можно использовать как на занятиях, так и вне их. Загадки и задачи- шутки очень нравятся детям, поднимают им настроение, и их можно применять, когда дети немного загрустили или снизилась их игровая активность.

Многие игры можно изготовить самостоятельно. Это не составляет особого труда, тем более, что в методическом пособии уже представлен готовый материал.

Некоторые дидактические пособия, используемые в данной методике для развития интеллектуальных способностей детей, были взяты из программы «STEM- образование детей дошкольного возраста» модуль «Математическое развитие дошкольников».

Для того, чтобы детям было интересно играть самостоятельно и для удобства воспитателя, рекомендую все настольно-печатные игры, лото, домино, головоломки и др. разместить в занимательном математическом уголке. Для того, чтобы он привлекал детей, необходимо сделать его ярким и интересным. Можно использовать детских героев из мультфильмов и сказок (Незнайка, Пин или Лосяш из Смешариков и др.). Для удобства в уголке занимательной математики можно поставит стол и стулья, чтобы дети могли играть за ним.

Загадки

1. Два конца, два кольца, посередине гвоздик (Ножницы);

2. Четыре братца под одной крышей живут (Стол);

3. Четыре ноги, а ходить не может (Стол);

4. Пять братцев в одном домике живут (Варежка);

5. Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят (Варежка);

6. Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда и глянет (Подсолнух);

7. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (Часы);

8. Сидит дет во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук);

9. В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи (Арбуз);

10. Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные (Дни недели);

11. В году у дедушки четыре имени. Кто это (Весна, лето, осень, зима);

12. 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят (Месяцы);

13. Кто в году четыре раза переодевается (Земля);

14. Много рук, а нога одна (Дерево);

15. Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики (Перчатка);

16. Один выход, три входа (Рубашка);

17. Два бочонка - днём полны, а ночью пусты (Сапоги);

18. Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он молчит (Гриб);

19. Твои помощники - взгляни -

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы);

20. Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора (Глаза);

21. Я вам скажу заранее,

Она известна всем.

Не делится в названии,

Но делится на семь (Неделя);

22. Что за птицы пролетают?

По семёрке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад (Неделя, дни недели) ;

23. Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, ты выходит (Нос);

24. Пять мальчиков, пять амбарчиков. У каждого мальчика свой амбарчик (Пальцы, перчатка) ;

25. Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк,

Покупайте, мухи, шелк! (Паук);

26. Есть спина, а не лежит; четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит и всем сидеть велит (Стул);

27. Десять дружных братиков,

Славных математиков,

Сосчитают всё на свете.

Вы знакомы с ними, дети? (Цифры, числа) ;

28. Идут, идут, да всё тут, да тут (Часы);

29. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу,

И сиделка на носу? (Очки);

30. Круглое, румяное с дерева достану я (Яблоко);

Задачи-шутки

1. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего (Двое);

2. Как с помощью только одной палочки образовать треугольник? (Положить ее на угол стола);

3. Сколько концов у палки? (Два);

4. Как с помощью двух палочек образовать квадрат? (Положить их на край стола);

5. Если курица стоит на одной ноге, то она весит два килограмма. Сколь будет весит курица, если будет стоять на двух ногах? (2);

6. Надо разделить 5 яблок между 5-ю девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине (Одно яблоко нужно взять вместе с корзиной);

7. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких ветки. На каждой маленькой ветке растет по 4 яблока. Сколько всего яблок? (На березах яблоки не растут);

8. У какой фигуры нет начала и нет конца (Кольцо, круг);

9. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело? (Рыбы не летают);

10. Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее долетит? (Крокодилы не летают);

11. Собачка Жучка сказала, что видела на горке Сашу, Петю, Катю. Сколько детей видела собачка? (Собаки не разговаривают);

12. Один банан падает с елки каждую минуту. Сколько их упадет за пять минут? (Ни сколько. Бананы не растут на елках);

13. Сколько меда соберут две бабочки, если у них по одному ведру? (Ни сколько. Бабочки не собирают мед);

14. Сколько орехов в пустом стакане? (В пустом стакане нет орехов потому, что он пустой);

15. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела яблоня, а потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не цветут);

16. На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе? (Ни сколько. Яблоки и груши это фрукты);

Занимательные задачи

«Какая фигура лишняя и почему»

Цель игры: закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, умение их сравнивать, находить лишнюю фигуру и объяснять по какому признаку или признакам она лишняя (цвет, величина, форма).

Задачи:

Развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.

Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать логические связи.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать монологическую и диалогическую речь.

На каждой картинке изображение четырех геометрических фигур, одна из них лишняя. Ребенок или дети рассматривают их, называют лишнюю, объясняют по какому признаку она лишняя.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и, вместе с тем, требует определенного напряжения нервной системы. Выполнение задания вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

«Найди два одинаковых предмета»

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Детям предлагается найти и показать, а затем объяснить в чем схожесть двух предметов.

«Найди спрятанные фигуры»

Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, научить находить предметы определенной формы.

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображена фигура, в которой спрятаны геометрические фигуры. Задания могут быть разнообразные: Присмотрись внимательно. Сколько в этой фигуре квадратов? Посчитай

А сколько здесь треугольников?

Найди спрятанные квадраты и треугольники

Какие фигуры спрятались?

«Чего не хватает»

Цель: развивать логическое мышление и зрительное внимание, зрительное восприятие, умение концентрировать и распределять внимание, мышление.

Задачи:

Формировать целостное восприятие предмета;

Развивать наблюдательность;

Активизация речевой деятельности

На игровом поле расположены различные предметы- подсказки и одно пустое поле, которое необходимо заполнить. В зависимости от уровня сложности пустых полей может быть несколько. Ребенку необходимо заполнить пустое поле соответствующей картинкой.

Первоначально необходимо брать карточки с полем 3х3, на которой будут изображены предметы-подсказки. В зависимости от усвоения данного упражнения, можно усложнять задачу и предлагать ребенку карточку, где полей будет больше и предметов будет больше.

«Найти ошибку»

Цель: Систематизировать знания старших дошкольников о числах первого десятка и цифрах их обозначающих.

Детям раздаются или вывешиваются на доску картинки с изображением предметов и цифр. Разыгрывается ситуация: Незнайке дали карточки с нарисованными предметами и попросили написать подходящие цифры. Нужно проверить- все ли правильно выполнил Незнайка. Дети рассматривают картинки, находят ошибки и объясняют свой выбор.

Дидактические игры

«Монгольская игра»

Описание и изготовление: квадрат размером 10Х10 см разрезается, как показано на рисунке. В результате получается 11 частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой).

Правила: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую.

Изготовить игру можно из одинаково окрашенного с 2 сторон картона, пластика и других материалов. Все части игры - геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.

На рисунке представлены наиболее сложные геометрические фигуры, составленные из частей монгольской игры: квадрат, прямоугольник и четырехугольник - из 4 треугольников; прямоугольник - из квадрата, 4 прямоугольников и 4 треугольников.

Усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой - необходимый и начальный этап освоения игры. Дети должны уметь практически составлять новые геометрические фигуры из имеющихся и представлять, какая фигура получится в результате присоединения, трансфигурации. После этого дети составляют фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и контурным, по замыслу.

На рисунке даны несколько образцов разного характера. Дети могут копировать их, несколько видоизменять, комбинировать. Основное требование - расположить все части так, чтобы составляемая фигура-силуэт имела как можно больше сходства с реальным предметом.

«Колумбово яйцо»

Описание и изготовление: Овал размером 15X12 см разрезают, как показано на рисунке 76. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

Правила игры те же, что и в монгольской игре: создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.

На начальном этапе освоения игры (рассматривания и называния частей, определения их формы и размера, комбинирования) детям предлагают найти сходство по форме частей игры и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате беседы выясняют, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение формы частей игры с предметами развивает у детей умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять строение составляющих частей.

Детям предлагают подумать, что можно составить из набора фигур к игре "Колумбово яйцо". Они называют птиц в полете, пингвинов, людей. Воспитатель показывает образцы (с указанием частей и без них, предлагает составить фигуру-силуэт по образцу или воссоздать задуманное изображение. На рисунке даны образцы фигур, предложенных в инструкции к игре. Это в основном фигуры птиц: пеликан, лебедь, петух. Но дети не ограничиваются выполнением рекомендаций инструкции. Они самостоятельно придумывают и составляют фигуры.

Назначение. Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздания ее из частей на основе восприятия и сформированного представления. У детей формируется привычка к умственному труду.

Руководство. В ходе приобщения детей к играм "Колумбово яйцо", "Монгольская игра" необходимо соблюдать последовательность в усложнении, сообразуя ее с индивидуальными возможностями детей.

Приемы руководства направлены на воспитание у детей интереса к играм и обучение их практическим умениям воссоздания фигур. В случае затруднения воспитатель предлагает образец, выполненный в том же масштабе, что и части игры, с указанием места расположения 1-й и 2-й частей. В этом случае, подбирая фигуры, дети накладывают их на образец. В ходе всей работы воспитатель указывает на необходимость мысленно представить составляемую фигуру, расчленить ее форму и строение на составляющие части, затем воссоздавать.

«Пятнашки»

Цель игры состоит в восстановлении картинки передвижением частей, используя пустую клетку.

Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать их в руки и перекладывать. Кроме восстановления образа изображения, можно предложить детям расположить числовые фигуры по порядку, геометрические фигуры в порядке увеличения размеров. В этих играх расположение частей упорядочивается по горизонтали.

Назначение. Развитие образного и логического мышления, комбинаторных способностей, смекалки и находчивости, умения планировать ход поисков.

Руководство. Показать ребенку картинку-образец и предложить составить такую же из частей, меняя их местами. Включиться в игру, совместно с играющими выбирать возможные варианты передвижения. Предложить ребенку игровое поле с правильно расположенными первыми 2-3 квадратами (частями). Он должен продолжить упорядочивание или составление картинки.

«Разноцветные цепочки»

Цель: учить детей размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.

Материал: Флажки разных цветов- 4 красных, 4 синих и 2 желтых.

Таблички на которых нарисованы в различном порядке круги, треугольники или квадраты разных цветов: 2 красных, 2 синих 1 желтый. Таких табличек может быть 5-7.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Разноцветные цепочки». Для этого выбирают 10 детей и делят их на 2 команды по 5 человек. Раздаем детям разноцветные флажки: каждая команда получает по 2 синих, 2 зеленых и 1 желтому флажкам. Дети встают лицом к воспитателю. Объясняются правила игры- каждая команда должна быстро построится так, как нарисовано на картинке. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, то есть точность построения в соответствии с фигурами на табличке. Выигрывает та команда, которая построилась первой. Далее показываем следующую картинку и т. д. Например:

«Геометрическое лото»

Цель: Освоение умение выделять основные признаки предмета: форму, цвет, величину, находить предмет с заданными свойствами.

Задачи:

-развитие внимания, быстроту реакции, умения сравнивать, точно определять и подбирать предмет по образцу геометрической фигуры;

-развивать мелкую моторику рук;

- учиться играть сообща в команде.

Ход игры: Показывать по очереди образец геометрической фигуры. Ребёнок, на карточке которого имеется показанная фигура, берёт и накладывает её на свою карточку так, чтобы она совпадала с нарисованной.

«Домино»

Цель: учить сравнивать числа между собой.

Задачи:

- развивать умение понимать значение сравнения;

- закрепление слов «больше», «меньше», «равно»;

- развитие логического мышления, зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики;

- закрепление счета в пределах 10;

- воспитывать умение играть, придерживаясь правил игры.

Ход игры: В игре участвуют 2-6 человек, карточки домино перемешиваются, и кладутся лицом вниз.

Тот, кто начинает игру, выкладывает какую-либо карточку на середину стола. Следующий участник игры присоединяет к первой карточке такую, которая подходит по какому-либо признаку (различные числа, больше, меньше, равно). Для этого, конечно же нужно правильно определить правильную половинку и подставить ее рядом.

Игрока, который начинает игру первым можно определить с помощью считалочки :

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы решили поиграть,

Но не знаем, как нам быть,

Не хотел никто водить!

На тебя укажем мы:

Это верно будешь ты!

«В гости к лесным зверям»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве от заданной точки, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Материал: маски лесных животных: белка, заяц, лиса, корзина с гостинцами.

Ход игры: Игра проводится в групповой комнате. В начале игры выбрать- кто будет белкой, зайцем или лисой. Выбрать игрока и объяснить правила: «Сегодня мы с вами отправимся в гости к лесным зверям. Они живут далеко, в густом лесу и дорога в этот лес очень непростая. Добраться туда будет очень нелегко. Я буду указывать дорогу, а ты слушай внимательно». Ребенок- «лесной зверек» встает в любую точку игровой комнаты. Воспитатель указывает игроку точку, от которой начнется передвижение (заданная точка). Употребляя пространственную терминологию, указываем игроку направление до лесного зверька, например: сделай вперед 2 шага, поверни налево и сделай 3 шага назад и т. д. После того, как игрок добрался до места, он рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, что встречалось ему на пути, а лесной зверек угощает его гостинцами (игрушечные шишки, овощи или фрукты)

В дальнейшем можно предложить детям быть ведущим и указывать направление игроку.

Математический планшет «Школа интересных наук»

Задачи:

- активизировать внимание, наблюдательность, память, познавательную деятельность, словарный запас.

- развивать элементарную алгоритмическую культуру мышления, пространственную ориентировку, зрительное восприятие и образное мышление, память, логику, связную речь.

Пособие состоит:

- пластмассовый планшет с 25-ю штырьками;

- набор резинок;

- набор цветных фигур;

Математический планшет - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психомоторному, когнитивному (познавательному) развитию, а также развитию творческих способностей. А это означает развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, усвоения обобщенных знаний и способов действия.

Математический планшет содержит целый ряд развивающих заданий.

и упражнений с резиночками и фигурами: выкладывать рисунки по уже имеющимся схемам и «читать их», уметь зарисовать схему придуманного образа и т. д. Дети могут нарисовать резиночками свои собственные сказки.

Список использованной литературы:

1. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. -М., 1985.

2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М., 1989.

3. Маркова В. А. Математическое развитие дошкольников. -М., 2018.

Публикации по теме:

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Проект по В. В. Воскобовичу «Развитие игровых способностей у детей второй младшей группы с помощью развивающих игр» Проект игры В. В. Воскобовича. Тема:Развитие творческих и игровых способностей у детей во 2мл. группе с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью ФЭМП
Опубликовано: 4 мая 2020 в 18:44
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью ФЭМП» (включая файлы) размещена пользователем Юлия (УИ 1807589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД