Лучший педагог года

Развитие интеллектуальных способностей детей в различных формах организации математической деятельности (из опыта работы)

Ольга Вострикова
Развитие интеллектуальных способностей детей в различных формах организации математической деятельности (из опыта работы)

«Развитие интеллектуальных способностей

детей старшего дошкольного возраста в

различных формах организациях

математической деятельности».

Воспитатель: Вострикова О. Р.

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей в различных формах организации математической деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах

В умственном развитии ребёнка немаловажную роль играет формирование интеллектуальных способностей. Что же такое «интеллектуальные способности»? Это такие способности, которые предполагают наличие у ребёнка определённого кругозора и запаса конкретных знаний. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника происходит так же, как и способность к обучению. Интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребёнок испытывает эмоциональный подъём, что в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Математический материал можно классифицировать на три основные группы:

- развлечения;

- математические игры и задачи;

- развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения – головоломки, ребусы, лабиринты – интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Математические игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.

Решение занимательных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию развития общих умственных способностей, интереса к изучению математики у детей в дальнейшем, смекалки, сообразительности.

В своей работе я использую методы, активизирующие познавательную деятельность :

- игровые проблемно-практические ситуации;

- игровые упражнения;

- дидактические игры;

- игры – эксперименты;

- игры – головоломки;

- логические загадки;

- моделирование – конструирование;

- метод специально созданных ошибок.

Использую следующие формы организации детей :

- индивидуально – творческая деятельность;

- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- учебно - игровая деятельность;

- игровой тренинг;

Всё это опирается на развивающую среду, которую я строю следующим образом:

1. Математические развлечения :

- игры на плоскостное моделирования (Танграм);

- игры-головоломки;

- задачи-шутки;

- ребусы;

2. Дидактические игры:

- сенсорные;

- моделирующего характера;

3. Развивающие игры – это игры, способствующие развитию умственных способностей и интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Провожу работу с детьми с учётом того, что каждому ребёнку необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Он стремится высказать свои суждения, идеи, я одобряю его стремления понять что-то и поддерживаю. В данном случае я не стремлюсь немедленно дать ребёнку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы, а создаю условия для того, чтобы он сам начал размышлять.

Для этого:

- использую иллюстрации к книгам;

- рассказываю детям о жизни в разных местах и в разные времена;

- внимательно и заинтересованно выслушиваю суждения детей, никогда их не критикуя;

- ставлю развивающие вопросы;

Я определила общие методические приёмы к организации работы. Вот типовая структура работы с каждым числом :

1. Выявление, где встречается число в предметном мире, в природе.

2. Рисование на тему числа.

3. Лепка соответствующей цифры.

4. Знакомство с соответствующим классом геометрических фигур,

рисование, лепка их, конструирование объёмных тел.

При таком подходе каждое число первого десятка обретает для ребёнка своё собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире. Это повышает интерес детей к данной реальности. Упор в методике работы с детьми дошкольного возраста делаю на образном начале. Стремлюсь, чтобы мышление у детей было по-настоящему продуктивным. Для этого развиваю у детей такие качества, как подвижность, гибкость, способность устанавливать неожиданные связи, находить неожиданные аналогии и таким образом двигаться по пути познания нового. При этом не забываю о таком важном факторе, как умение образовывать ассоциации. Например, создание геометрического панно. Дети с большим интересом находят геометрическую фигуру в окружающей действительности, превращают, как волшебники, цифры в предметы.

Для развития интеллекта должное внимание уделяю развитию речи. В ходе игры не только задаю заранее подготовленные вопросы, но и непринуждённо разговариваю с детьми по теме и сюжету игры, содействую вхождению ребёнка в игровую ситуацию. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями. Загадываю задачи-шутки, способствующие развитию внимания и сообразительности, предостерегающие ребёнка от поспешных и необоснованных выводов.

Использую различные игры – «Отгадай фигуру», «Собери фигуру», «Какой цифры не стало», «Сколько», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Задумай число», «Число, как тебя зовут?». Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» я называю цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей назвать пропущенные числа. В этой игре ребёнок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем, ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Публикации по теме:

Развитие интеллектуальных способностей детей с помощью игрового занимательного материала Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых.

«Развитие творческих способностей детей средствами опытов и экспериментальной деятельности (из опыта работы)» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №5 Тема выступления на районном.

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей и логического мышления у старших дошкольников» ЦЕЛЬ МАСТЕР КЛАССА: Повышение профессионального умения педагогов в работе с дошкольниками по развитию логического мышления в формировании.

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в социальном учреждении Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью педагогической рекламы инновационной деятельности учреждения. В данном Сборнике.

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью педагогической рекламы инновационной деятельности учреждения. В данном Сборнике.

Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора» Автор: Сарвилова Марина Николаевна.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей посредством музыкального фольклора» «Если ребенок родился и рос на родной стороне, среди русских берез, слышал русские песни, колядки справлял, со светлым праздником Пасхи.

План по самообразованию «Влияние игр на развитие интеллектуальных способностей» План по самообразованию «Влияние игр на развитие интеллектуальных способностей.» Подготовил: Пивоварова. А. М 2016г.

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры Тема «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры» Инструктор по физической.

Экологизация различных видов деятельности ребёнка из опыта работы Сообщение по теме: «Экологизация различных видов деятельности ребёнка из опыта работы» Экологическое воспитание- это воспитание нравственности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей детей в различных формах организации математической деятельности (из опыта работы)
Опубликовано: 23 декабря 2016 в 19:22
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД