Лучший педагог года

Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Тико»

Елена Иванова
Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Тико»

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детей

среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «ТИКО»

Актуальность и новизна опыта

Публикация «Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора „Тико“» размещена в разделах

Когда высшее руководство страны говорит о необходимости модернизации в России и делает ставку на инновационные технологии, сфера образования не может оставаться в стороне от этого государственного заказа.

Одной из таких технологий деятельностного типа является конструирование. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала. Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников, наряду с техническими навыками, развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.). Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Теоретическая обоснованность опыта

В работах отечественных психологов и педагогов установлено, что конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. В процессе предметно-чувственной деятельности ребята способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать между ними связи и отражать их в образной форме.

Одним из инструментов развития творческих и логических способностей детей выступают игры с конструктором ТИКО для плоскостного и объёмного моделирования.

Идея создания конструктора ТИКО принадлежит доктору физико-математических наук, профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру.

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

Для детей разных возрастов предлагается широкий выбор конструкторов ТИКО, из которых можно создать бесконечное множество игровых фигур.

Системность и технологичность опыта

Внедрение в образовательный процесс ТИКО-конструирования как технологии деятельностного типа начала со средней группы. Основной целью моей работы стало формирование у дошкольников конструкторских способностей и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

На протяжении всего периода работы над опытом являлась участником экспериментальной деятельности в рамках региональной площадки по теме «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ».

В январе 2017 года прошла курсы по теме: «Современные средства развития конструктивно- модельной деятельности дошкольников в контексте ФГОС».

На подготовительном этапе создания условий для внедрения технологии ТИКО конструирования в образовательную деятельность разработала перечень мероприятий, который включил в себя:

- анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды по конструктивной деятельности в группе в соответствии с ФГОС ДО;

- разработку методического и дидактического материала.

Работа с детьми

Для реализации технологии ТИКО конструирования в состав рабочей группы в которую я входила была разработана рабочая программа «Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «ТИКО».

Основное предназначение Программы - амплификация (обогащение) детского развития посредством интеграции современного конструктора ТИКО в образовательную деятельность с детьми пятого – восьмого года жизни.

В соответствии с федеральным стандартом Программа построена на принципах:

- индивидуализации дошкольного образования, который учитывает интересы, способности, возрастные и психологические особенности каждого ребенка;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых. Реализация данного принципа предоставляет детям возможность высказывать свои взгляды, мнение, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями;

- последовательности, который предполагает овладение ребенком конструктивных навыков от простого к сложному.

Образовательная деятельность по развитию у дошкольников познавательных действий и конструкторских умений осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Конструктор ТИКО интегрирован в конструктивно-модельную деятельность, которая проводится 1 раз в неделю в вечернее время в соответствии с циклограммой деятельности педагога и детей. Кроме того, используется в ООД по ФЭМП как средство освоения математических понятий, формирования пространственных и логических представлений.

)

Также в театрализованной деятельности как средство для создания декораций. Вне организованной деятельности в группах работает центр конструирования.

В программе определены формируемые представления и умения, формы и методы образовательной деятельности по ТИКО конструированию.

Во время образовательной деятельности осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Занятия строю на основе практической работы с конструктором ТИКО и знакомлю детей с такими видами творческого конструирования как :

1) исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.

2) свободное исследование, в ходе которого дети создают различные простейшие модели.

На занятиях по конструированию и в свободной деятельности дети придумывают, фантазируют, создают оригинальные конструкции из ТИКО, тем самым развивая творческое и техническое мышление.

Работа с родителями:

Успешность работы по реализации Программы зависит и от тесного сотрудничества с семьей. Для педагогического просвещения и повышения компетентности родителей в вопросах по данному направлению использую разнообразные формы.

Информацию об особенностях и возможностях конструктора ТИКО довожу до сведения родителей на собраниях, игротеках, в индивидуальных беседах.

Материалы по теме размещаю в папках-раскладушках, на информационном стенде, на сайте детского сада, что позволяет изучить содержание в домашних условиях.

Работа с педагогами

На этапе внедрения главной задачей стало ознакомление педагогического коллектива с технологией ТИКО конструирования через разнообразные формы методической работы.

На практико-ориентированной консультации «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО конструктором для объёмного моделирования» познакомила педагогов с ТИКО конструктором и его возможностями.

В рамках тематического контроля «Развитие конструктивных навыков у детей» приняла участие в смотре-конкурсе «Современный центр конструирования», где заняла 1место.

Экскурсия в группу позволила коллегам расширить представления о создании данного центра.

На творческой неделе показала открытое занятие по конструктивной деятельности в средней группе.

На районном методическом объединении представила педагогам сообщение из опыта работы и провела мастер - класс на тему «Светлая Пасха».

На совещании при заведующем выступила с материалами из опыта работы по теме.

Таким образом, сотрудничество с педагогами определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.

Результативность опыта

На этапе обобщения можно подвести некоторые итоги и сказать, что в результате внедрения в образовательную деятельность конструкторов ТИКО :

- у детей наблюдается повышение интереса к конструктивной деятельности (дошкольники с удовольствием конструируют простейшие плоскостные и объемные модели по образцу, схеме, замыслу)

динамика формирования:

• Регулятивных умений (планировать и организовать собственную деятельность в процессе конструирования)

• Познавательных умений (выделять цвет, форму, величину деталей, анализировать предмет, выделяя его основные части, различая их по величине и форме, устанавливая пространственное расположение частей предмета относительно друг друга.)

• Коммуникативных умений (договариваться, взаимодействовать друг с другом в процессе совместного конструирования)

Положительным моментом стало то, что конструктор ТИКО прекрасно дополняет комплексно-тематическое планирование как эффективное средство создания моделей окружающей действительности по теме недели.

Результатом работы можно считать участие детей в конкурсах разного уровня.

На районном конкурсе детского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина» в номинации «Технические виды творчества» ребята заняли первое место.

В международном конкурсе «Светлая Пасха» творческие работы детей были отмечены дипломом 2-й степени.

В январе 2018 года стали участниками всероссийского конкурса «ТИКО – изобретатель» по теме «Растительный и животный мир планеты»

Анализ анкетирования родителей показал, что после проведенной работы:

- 89% уверены, что конструирование призвано развивать функции мышления, памяти воображения, внимания

- 79% считают, что проводимые мероприятия по направлению необходимы и важны

- 84% поддерживают интерес ребенка к конструированию дома.

Инновационная технология ТИКО конструирования, разработанный методический и дидактический материал внедрены и активно используются педагогами учреждения в образовательной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возра

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования Информационная справка об авторе индивидуального образовательного маршрута педагога Ф. И. О: Верхотурова Вероника Анушавановна Должность:.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством декоративного рисования «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через декоративное рисование»Слайд 2. Декоративное рисование.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказки «Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни.

Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры». Введение Ум ребенка находится.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования солью МБОУ «Новокиевская СОШ» Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализации» 2017–2018 г С детьми вспоминаем Что такое театр., рассказ воспитателя о истории театров г Кемерово,рассказы детей о посещении театров. рассматриваем.

Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста посредством различных конструкторов Цель: формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством различных конструкторов. Задачи: Формировать у детей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности «В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». М. Горький. Одним из важных видов музыкального.

Развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации Актуальность Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру.

Автор публикации:
Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Тико»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 11:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД