Ольга Ахметова
Развитие логического мышления через наглядное моделирование
▼ Скачать + Заказать документы
В период детства мышление,
мыслительные процессы
должны быть как можно
теснее связаны с живыми,
яркими, наглядными
предметами окружающего мира.
В. А. Сухомлинский.
Мышление - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Всестороннее развитие личности ребёнка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно - образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Умственное развитие происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Именно в период дошкольного детства закладываются предпосылки будущей учебной деятельности, идёт активное развитие познавательных возможностей. Развитие умственных способностей детей одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие логического мышления через наглядное моделирование» размещена в разделах
Воспитатель уделяет большое внимание развитию умственной деятельности детей, приучает их самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях, правильно анализировать и синтезировать. При этом умственное воспитание ребёнка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определённых качеств личности.
Моделирование как наглядно – практический метод получает всё большее распространение в обучении детей дошкольного возраста. Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей, другим предметом, изображением, знаком. Ребёнок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение предметных моделей в обучении. Модель должна :
• Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
• Быть простой для восприятия и доступной для сознания и действий с ней;
• Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
• Модель должна облегчить познание.
Модель не может быть единственным методом познания. Она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самыми реальными явлениями, их внешними особенностями. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности. На первых порах сама модель выступает объектом познания.
В развитии мышления основным является овладение ребёнком действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с замещения. Первоначально замещение возникает в детской игре, когда, например, карандаш становится градусником, а кубик – куском мыла. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков) появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в самых разных направлениях. Совершенствуются различные виды деятельности ребё нка: игра, рисование, конструирование. Большую часть своего времени ребёнок занят игрой. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка.
Логическое мышление начинает формироваться в дошкольном возрасте. В качестве средства формирования познавательных способностей у дошкольников мы применяем наглядное моделирование отношений между предметами и явлениями окружающего мира, т. е. отображение этих отношений в форме планов, чертежей, схем.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский.