Папки-передвижки

Развитие логического мышления с помощью игрового домино (1 фото)

Ирина Ломкова
Развитие логического мышления с помощью игрового домино

«Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток;

но не иметь самостоятельных мыслей —

еще гораздо больший;

самостоятельные же мысли вытекают только

из самостоятельно же приобретаемых знаний».

К. Д. Ушинский

Цель: Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через игру «Домино».

Задачи:

Публикация «Развитие логического мышления с помощью игрового домино» размещена в разделах

1. Формировать у детей умение обдумывать ходы мысленно, решать в уме задачу и проверять целенаправленными поисковыми действиями;

2. Развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений: анализ, сравнение, обобщение, классификация;

3. Развивать внимание, память, воображение, пространственные представления;

4. Приобщать детей к зрительному анализу;

5. Поощрять желания детей к самостоятельной мыслительной деятельности, инициативности, умения согласованно взаимодействовать со сверстниками, контролировать свои действия.

Оснащение: Разновидности игрового домино, дидактического материала Домино Чаплыгина «Считаю, легко».

Введение

Актуальность

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, содержание математического дошкольного образования оценивается не только через объем элементарных математических представлений, но и через обеспечение продуктивного характера оперирования математическим содержанием, в результате которого, развивается любознательность, мышление, познавательные умения. Следовательно, обеспечивается успешность дальнейшего изучения математики.

Ориентируясь на необходимость достижения основных целей дошкольного образования, кажется целесообразным осуществлять работу, включающую различные аспекты математического развития, выбором технологий на основе учета интересов, потребностей, уровня развития детей, а также уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса в ДОУ.

Новизна

Способом выстраивания взаимодействия компонентов математических способностей детей, является систематическое и целенаправленное включение ребенка в деятельность в игре домино, требующую активизации познавательных процессов. Средством выстраивания является система математических заданий, в ходе выполнения которых реализуется ряд дидактических принципов: доступность, индивидуальная и личностно-ориентированная направленность, сознательность и активность, познавательная мотивация.

Особенность работы с домино

Весь процесс обучения проходит в несколько этапов (шагов)

Первый этап аналитический

Определение методологической основы и теоретической базы темы, формирование целей, задач, основных понятий темы.

Второй этап практический

Апробация игрового домино для развития познавательных способностей детей.

Третий этап итоговый:

Процесс овладения игрой в Домино осуществляется в несколько «шагов» : 1шаг – подготовительный, это совместная деятельность взрослых и детей, знакомили детей с плашками, играли в простые игры на сравнение количества первого десятка, составляли сумму из двух и более плашек, определяли больше и меньше и насколько, тренировали устный счет, с помощью сложения точек на двух половинках, в игровой форме считали, на глаз, определяли количество предметов (точек, учились считать (складывать и вычитать) в пределах 10, учились самостоятельно выбирать вычислительные действия. Непосредственно – образовательная деятельность организуется, интегрировано.

Ожидаемые результаты

Играя с домино, ребенок учится

1. счёту по порядку и обратно.

2. понятию количества и его состав.

3. понятию «больше – меньше».

4. закону сохранения количества.

5. понятию независимости количества от внешних признаков (форма, размер, цвет, расположение).

6. выполнению действий сложения и вычитания в уме.

Ход

Теоретическая часть

Понимание того, что математические способности у дошкольников проявляются с разной степенью успешности, привело к необходимости искать новые подходы для их развития.

Возможность успешного развития математических способностей дошкольников во многом зависит от условий, умения взрослых вовлечь в образовательную деятельность ребенка, увидеть его интеллектуальный потенциал.

Изучая многообразие ресурсов, предлагаемых разными авторами, мы заинтересовались методикой Евгения Чаплыгина математическое домино «Считаю легко». Прежде всего, домино - это разновидность игр с правилами, которые направлены на решение конкретных задач, и в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Современная наука доказала, что у детей дошкольного возраста, играющих в домино, быстрее формируется представление о числе на основе фишек домино. Фишка домино выступает как «числовая модель» - наглядный образ натурального ряда. Визуально происходит соотношение количества предметов с фишкой домино, соотношение числа и цифры. За счет развития данных способностей формируется умение выполнять арифметические действия в пределах 10, и даже 100.

Открыв для себя домино как - игру умную, многовариантную и логически совершенную, обладающую огромным развивающим и обучающим потенциалом, мы стали применять его для формирования предпосылок освоения вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Для того чтобы процесс был более эффективным, мы использовали потенциал дидактических игр.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети с удовольствием входят в воображаемую ситуацию, действуют по её законам, решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Такая деятельность соответствует интересам и возрастным особенностям детей. В нашем домино «прячется» математика, которая может быть раскрыта для ребенка, как занимательная игра, увлекающая его в мир чисел и цифр, свойств и отношений, рассуждений и доказательств.

Изучая технологию Чаплыгина, мы пришли к выводу, что пошаговая методика позволяет детям научиться считать в пределах пяти, семи, десяти и ста. Играя в «Домино Чаплыгина», юному математику предстоит подняться вверх по лестнице знаний на 8 ступеней. Задания расположены от простого к сложному.

Обучая счету, самое главное – не просто запомнить названия чисел, а понять, какое количество стоит за каждым из них. Только когда ребенок освоит понятие количества, он сможет в будущем выполнять арифметические действия: складывать, вычитать, делить и умножать. И поэтому обучение было, прежде всего, игрой – без длинных объяснений, скучных занятий и взрослых терминов. В «Домино Чаплыгина» правила арифметики заложены изначально, поэтому мы только играли вместе с детьми и радовались их успехам!

Итак, задача ребенка – играть и самостоятельно получать знания.

Задача взрослого – вовсе не научить, а правильно организовать игровые занятия и принимать в них участие наравне с ребенком.

Основная часть Практическая

1. «По порядку рассчитайся». Развивали умение навыкам прямого и обратного счёта в пределах от 1 до 5, совершенствовали умение согласовывать числительные с существительными, развивали умение подбирать нужные плашки с точками, совершенствовали умения выкладывать числа, по порядку к картинкам животных (игрушками).

2. «Новогоднее приключение». Учили считать до 10, формировать умения устанавливать взаимно однозначное соответствие между числовой фигурой и цифрой, закрепить знание числового ряда от 1 до 10, закрепить навыки порядкового счёта.

3. «Олимпийское приключение» Формировали предпосылки освоения вычислительной деятельности: закрепляли навыки порядкового счёта, навыки соотнесения числовой модели и количества предметов, состава числа из двух меньших, соотнесение цифры и числа, числа и цифры.

4. «Поможем Федоре, навести порядок». Совершенствовали навык порядкового счёта в пределах пяти, знание цифр 0-5, обозначение чисел от 1 до 5, совершенствовали пространственные представления; развивали умение соотносить модель числа с цифрой.

5. «Лыжные гонки» учили считать до 10, формировали умение устанавливать взаимно однозначное соответствие между числовой фигурой и цифрой, закрепляли знание числового ряда от 1 до 10 и навыки порядкового счёта.

6. «Автомобильный гараж» Развивали умение воспринимать множество целиком как целостный наглядный образ, зрительно соотносить количество предметов с фишкой домино.

7. «Построим мост через речку» учили детей соотносить числовую модель и количество предметов, закреплять навыки прямого счёта в пределах от 1 до 10.

8. «Число - цифра» Упражняли детей в установлении соответствия между числом – точки (предметная модель, словом – числительным (вербальная модель, знаком – цифра (символическая модель, в умении соотносить цифры и количество обозначаемых предметов (точек). Закрепляли знание цифр до10.

Рефлексия

Помимо этого, используя домино в самостоятельной деятельности, у детей формируется познавательный интерес, создается положительная мотивация к обучению, развивается интеллектуальная сфера личности, формируются умения и навыки в любой деятельности.

Вывод:

Познакомившись с игрой домино Чаплыгина, дети могут быстро определять количество предметов, выполнять арифметические действия с ними в уме, выстраивать стратегию своих действий, принимают правильные решения, умеют концентрироваться на главном, а также держат в голове большое количество элементов.

Данные игровые упражнения способствуют развитию таких умений как, анализ, рассуждение, сравнение, умение делать логические выводы, поиск новых решений. Помимо этого, используя домино в самостоятельной деятельности, у детей формируется познавательный интерес, создается положительная мотивация к обучению, развивается интеллектуальная сфера личности, формируются умения и навыки в любой деятельности.

Говоря о воспитании и обучении, мы стремимся сохранить и преумножить потенциал человеческого сосуществования. Важно вооружить детей не только знаниями, но и самостоятельностью, именно она является основополагающей в дальнейшей жизни будущего человека, чтобы мыслить, решать, творить, и быть успешным.

"Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера"

Д. Дьюи

Развитие логического мышления с помощью игрового домино

Список используемой литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.

2. Григорьева Ю. С. Теоретические основы использования дидактической игры в процессе полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: моногр. / Ю. С. Григорьева. – Пермь, 2008. – 69 с.

3. Корнеев В. П. Домино как средство обучения детей правильным вычислениям / В. П. Корнеев. – СПб. : «Капитель», 2009. – 58 с.

4. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

5. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька… практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации»/ Петерсон

6. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.

7. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., Педагогика, 1997. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М., Педагогика,1986.

8. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1996.

9. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы»Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Методическое пособие на развитие мелкой моторики и логического мышления «Разноцветные Осьминожки»Методическое пособие на развитие мелкой моторики и логического мышления «Разноцветные Осьминожки» Игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления ««Разноцветные Осьминожки» Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы "Забывчивый художник" на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления с помощью игрового домино
Опубликовано: 25 января 2021 в 18:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД