Ольга Измоденова
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №8 «Огонёк»
«Развитие логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста»
Воспитатели: Измоденова О. Н.
Жарикова Н. Б.
пгт. Лучегорск
2014г.
Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
«Развитие логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста»
«Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того, чтобы он видел, что неразумно живет».
Эльдар Нуриев.
Логика (др. -греч. — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в видерассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщённых знаний, овладение умственной деятельностью и применение их в различных условиях – это сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребёнка.
Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрёл много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающее одним словом, привык мыслить.
Что же такое мышление? Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решать. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Её итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. У детей старшего дошкольного возраста освоение языка и особенности грамматического строя дают возможность детям свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Мысль ребёнка напряжённо работает над решением поставленного вопроса, хотя ответ может быть и ошибочным. Накопленный опыт повышает возможности понимания ребёнком содержания различной сложности, что является одним из показателей развития логического мышления. О понимании можно говорить тогда, когда ребёнку удалось во- первых установить связи между частями воспринимаемого целого и во – вторых между новым предметом и уже имеющимися у него знаниями. Когда мы читаем книги, дети охотно слушают небольшие и понятные рассказы. Они с удовольствием рассматривают картинки, которые, которые помогают им понять текст, слушают стихотворения, которые тоже ведут к пониманию картинки.
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Из своего опыта я убедилась, что запоздалое формирование этих структур протекают с большими трудностями и часто остается незавершенным.
Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно задаём вопросы, поясняем отдельные слова, образные выражения, изображённые предметы. Вопрос – это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребёнка с другими детьми вопрос побуждает к логическому мышлению. Для развития логического мышления ставили такие задачи:
Обучение детей операциям :
-анализ - синтез
-сравнения
-использование частицы отрицания «не»
-классификация
-упорядоченность действий
-ориентировка в пространстве
Развитие у детей :
-речи (умение рассуждать, доказывать)
-произвольности внимания
- познавательных процессов
-творческого воображения
Воспитание:
-коммуникативных навыков
- стремление к преодолению трудностей
-уверенность в себе
-желание во время прийти на помощь сверстникам
Средством достижения задачи выбирали игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения:
Предметные:
- дидактические и настольно – печатные – на нахождение размера, формы, на классификацию предметов и др.
Роль игры:
-научить ребёнка выполнять поставленную задачу, действовать по правилам, стремиться к результатам, играть самостоятельно или со сверстниками. Уметь объяснять правила, замечать допущенные ошибки и исправлять их.
Игры на развитие пространственного воображения:
-игры со строительным материалом – дети учатся действовать по схемам - чертежу.
Счётные палочки – игры с ними развивают не только движения рук и пространственное воображение, но и творческое воображение:
-выложить, сосчитать количество палочек в каждой фигуре, самому придумать и сложить фигуру и др. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, потешек, считалок, подходящих по тематике.
Конструкторы
Словесные игры:
-загадки, игры на развитие воображения. Используем широкую тематику: о домашних и диких животных, одежде, питании и т. д.
Пальчиковые игры – эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев.
В нашей группе:
• Составлен перспективный план по решению математических задач, в котором было учтено: во-первых, все имеющиеся знания, во-вторых, чтобы новое преподносилось только тогда, когда хорошо усвоен предыдущий материал, в-третьих, - каждый последующий материал частично усложнялся, видоизменялся.
• Разработан перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук.
• Сделано наглядно – дидактическое пособие «У нас в школе».
• Используются словесные игры «Добавь букву», «Цепочка» (с, л,м,- вставь букву между ними, «Бросаемся слогами».
• Работаем по книге «Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша» (Задачи, задания по разделам: классификация, сравнение, закономерности, рассуждения, пространственное мышление, решение логических задач, развитие психических процессов: внимание, запоминание, творческое мышление; логика в грамматике, логика в математике).
• Подборка книг «Завтра в школу» - (Запомни и повтори, тренируем память, найди отличия.)
• Имеется книга «Решение логических задач», Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» (тетрадь для детей 5-7 лет) в которой представлена система игровых заданий, предусматривающая формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям: умение работать по образцу, понимать учебную задачу и решать её самостоятельно. Задания в данной тетради составлены таким образом, что побуждают ребёнка к самостоятельной активной мыслительной деятельности, учат сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения.
• Книга Т. В. Игнатьева «500 вопросов для проверки готовности ребёнка к школе 1я и 2я части, «в которой развиваются кругозор, внимание, память, происходит увеличение словарного запаса, подготавливается рука к письму.
• Используются математические игры, задания на сравнение предметов, игры со словами, весёлые задачки.
Проводя работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, сделаем вывод, что эта необходимая работа, что это интересная работа, как для меня, так и для детей, что самое главное.
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал.
К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитее умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме.