Развитие логического мышления у дошкольников

Cветлана Сергеева
Развитие логического мышления у дошкольников

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

Результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Успешность обучения в школе во многом определяется не запасом представлений, приобретенных детьми в дошкольный период (знанием букв, чисел, умением читать, считать и т. д., а уровнем развития психических процессов, в частности - мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др., наличием у ребенка опыта самостоятельного разрешения познавательных ситуаций проблемного характера.

Дети с хорошим развитием этого базового компонента готовности к школе обладают лучшей обучаемостью и нередко уже через год обгоняют в своем развитии тех, кто пришел в школу, умея читать и считать.

Поэтому один их важных ориентиров при проведении занятий с детьми дошкольного возраста - включение в содержание занятий упражнений, направленных на развитие мыслительных операций.

Другим важным направлением занятий является создание проблемных ситуаций, поиск способов разрешения этих ситуаций самими детьми (при незначительной помощи взрослых).

Главная задача состоит в том, чтобы не сообщать ребенку информацию, а создать условия для его собственных наблюдений и размышлений.

Наконец, еще один, не менее важный принцип - использование на каждом занятии индивидуального дидактического материала. Процесс познания наиболее интенсивно протекает не тогда, когда дети только созерцают окружающий мир, а когда активно участвуют в его преобразовании. Поэтому необходимо, чтобы познавательная работа с дидактическими материалами проходила «через руки» каждого ребенка.

Надо понять, что значит «играть в математику». Дети не видят, что их чему-то обучают. Они думают, что только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, измеряют, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. И моя роль в этом процессе – поддерживать интерес детей.

Обучая маленьких ребят в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.

Игровые ситуации, как правило, вызывают у детей положительные эмоции, желание включиться в выполнении разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.

На занятиях я привлекаю детей к оценке результатов не только своих собственных действий, но и сказочных героев, других детей, пользуясь при этом только положительной оценкой, стимулирующей детскую активность и желание заниматься умственной деятельностью.

Хорошо известные всем счетные палочки у нас не только счетный материал. С их помощью в доступной для детей форме я знакомлю их с началами геометрии.

В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия - таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.

Кроме обычных счетных палочек, я использую в работе со своими детьми набор палочек X. Кюйзенера и логические блоки Дьенеша.

С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию отношений: больше-меньше, больше-меньше на, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел

Палочки X. Кюйзенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Работая с палочками Кюйзенера, ребята еще в д/саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой.

Помимо палочек X. Кюйзенера, я в своей работе с детьми использую логические блоки Дьенеша. Использование логических блоков Дьенеша в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: кодирование информации, логические операции, строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.

Подобные игры способствуют ускорению процесса, развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Используя в работе логические блоки Дьенеша, я убедилась, что они помогают ребенку лучше овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Более того, используя логические блоки, я заметила, что в сознании малышей закладываются начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивается у них способность действовать в уме, осваиваются представления о числах и геометрических фигурах, пространственная ориентировка.

Изменение стиля общения - не бояться быть доброй, ласковой с детьми - помогло мне сделать мой труд радостным.

Если раньше программные задачи были сформулированы как «учить детей», а конечный результат - «дети должны уметь», то в моей работе цели и задачи математического образования формулируются так:

- развивать предпосылки творческого продуктивного мышления,

воображения, образной памяти;

- формировать интерес к математике, воспитывать установку на ценность интеллекта и включение в формирующийся образ - «Я» ребенка представления как об умном человеке;

- развивать интеллектуальную активность;

-создавать условия для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей каждого ребенка;

-обеспечить связь математического образования с целостной душевно-духовной жизнью ребенка.

Ставя эти цели, я отметила, как возросла мыслительная активность детей в играх-занятиях: увеличилось количество задаваемых вопросов и инициативных высказывании. С помощью игр снизилась утомляемость детей, несмотря на усложнение материала.

Игры детей с задачами, кроссвордами, головоломками будут более увлекательными и радостными для них, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр, способным, как и ребенок, ошибаться, и, во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Снеговички» Дидактическое пособие "СНЕГОВИЧКИ". Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает.

Кружок Угадай-ка. Математика может и должна играть особую роль образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Математика
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у дошкольников
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 19:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду». Часть 7
Картотека подвижных игр Подвижная игра "Поймай за хвост дракона" Играют не менее 10 человек. Ход игры. Игроки становятся в шеренгу друг за другом и...
Рецепт заготовки на зиму салата «Донской». Фотозарисовка из серии «Кубанские разносолы»
Делаю "Донской" салат, Он зимою ценный клад! Нормы компонентов нет - Просто овощной букет! Алюбова Л. И в нашей семье, и в семьях всех наших...
Краткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные!» с детьми старшей группы
Цель проекта: создание условий, для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, для усвоения и...