Савилова Наталья
Развитие ловкости у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие ловкости у детей 5-6 лет»
Актуальность темы: Развитие двигательных качеств одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные двигательные качества: быстрота, гибкость, выносливость, ловкость и координация.
Публикация «Развитие ловкости у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Цель разработки: Повышение результативности физического воспитания детей 5-6лет посредствам выполнения упражнений и спортивных игр для развития ловкости движений.
В соответствии с актуальностью разработки и целью были сформулированы такие задачи:
1. Разобрать особенности развития ловкости у детей старшего школьного возраста(5-6 лет)
2. Подобрать упражнения для развития ловкости.
3. Подобрать подвижные игры для развития ловкости.
Ло вкость- способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей
Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка фундамента” для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию и ловкость. Этот возрастной период называется “золотым возрастом”, имея в виду темп развития координационных способностей. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно – адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Ловким можно считать ребёнка, который может быстро выполнять правила подвижных игр и игровых заданий, учитывая изменяющие условия.
Ловкость нужна при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях
Существуют два пути развития ловкости.
1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями
2. Ловкость возрастает если даётся усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.
Методические приемы, повышающие проявление двигательной координации и ловкости
1. Применение необычных исходных положений и быстрая смена различных положений.
2. Изменение скорости и темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
3. Смена способов выполнения упражнений
4. Использование упражнений с различными предметами, использование предметов в основных движениях. Предметов должны быть различной формы, массы, объёма, фактуры.
5. Выполнение согласованных действий несколькими участниками
6. Более сложное сочетание основных движений
7. Усложнение условий подвижных игр.
Развитее ловкости с помочью упражнений
Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие общеразвивающие упражнения :
1. В которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя с вытянутыми ногами лечь на живот (спину, перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть).
2. Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне — при передаче мяча и т. д.).
3. С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений. Поэтому в работе с малышами используются лишь некоторые упражнения (например, упражнения с мячами). Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в среднем и, в особенности, в старшем дошкольном возрасте.
Игровые упражнения для развития ловкости детей 5-6 лет
Не теряй мяч. Сесть на пол, скрестить ноги. Катать мяч вокруг себя в одну и другую сторону, не опуская его далеко от себя.
С мячом под дугой. Проползти на четвереньках под дугой (высота 40 см, толкая головой набивной мяч. Расстояние до дуги 2-3м.
Зеркало. Стоя лицом к ребёнку, выполняйте движения руками и ногами, туловищем, а дети копируют движение как в зеркале.
Не опоздай. В зале расставляются скамейки. Дети бегают или прыгают вокруг них. По сигналу надо быстро пролезть под скамейку и встать (или сесть) на неё.
Пролезь в обруч. Варианты: а) обруч вертикально поставлен на пол. Пролезть в него ногами вперёд, опираясь на руки; б) дерзать обруч одной рукой в вертикальном положении. Пролезть в него, не опуская, вовремя перехватывания наверху обруч другой рукой.
Не задень. По кругу расставляются кегли на расстоянии 50-60 см одна от другой. Играющие идут по кругу за кеглями. На сигнал поворачиваются лицом в круг и спрыгивают на середину, стараются не задеть кегли.
Кто скорее. а) Пройти по скамейке оббежать змейкой мячи или кегли. б) Подлезть под дугу (высота 45-50 см, перепрыгнуть через шнуры. в) Пролезть в один обруч, затем прыгать из обруча в обруч на двух ногах.
Ловля бабочек. 4-5 воспитанников находятся в отведённом месте – это ловцы, остальные бабочки. По сигналу бабочки бегают по площадке, на сигнал «Лови» ловцы пытаются поймать бабочку, смыкая вокруг неё руки, и отводя в сторону
Упражнения на развитие координации и ловкости :
1. Стойка на одной ноге. Пытаемся удержать равновесие на одной ноге в течение 60 секунд. При этом руки отводим в стороны, а голову поворачиваем влево-вправо. Когда будете достаточно тренированы, упражнение можно выполнять с закрытыми глазами.
2. Прыжки на одной ноге. Все просто – подпрыгиваем на одной ноге, а приземляемся на другую. И так в течение 2-3 минут.
3. Броски мяча в стойке на одной ноге. Подходим к стене на расстояние вытянутой руки. Стоя на одной ноге, бросаем в нее мяч и ловим на отскоке. При этом все внимание концентрируем только на мяче.
4. Ласточка. Балансируем, стоя на одной ноге. Руки разведены в стороны, свободная нога отведена назад до уровня таза. Спину держим прямо, смотрим прямо перед собой. Опорная нога также должна быть прямой. В этом положении стоим не менее 1 минуты, после чего меняем ногу. Можно усложнить упражнение, держа в вытянутых вперед руках небольшой медбол.
5. Бег с препятствиями. Если поблизости нет подходящей спортплощадки, можно бегать по пересеченной местности. Например, в лесу, огибая стволы деревьев и перепрыгивая поваленные бревна.
6. Ходьба по гимнастическому бревну – простое, но очень эффективное упражнение на развитие ловкости и координации. При желании его можно заменить менее рискованной тренировкой – ходьбой по бордюрам в парке.
Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза.
На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения :
1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной.
2. Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).
3. Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же — с закрытыми глазами; то же — с задержкой на одной ноге.
4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же — повернуться два раза и т. д.).
5. На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).
Игры для развития ловкости
Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры.
Игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств ребенка. Они развивают ориентировку в пространстве, регулируют точность и силу броска, развивают ловкость, глазомер, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно как для гипервозбудимых, так и малоподвижных детей. Кроме этого, игры и упражнения с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма — сердца, легких, улучшают обмен веществ.
Игры с мячом укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Игры с мячом развивают сообразительность, быстроту мышления, повышают умственную активность и ориентировку в пространстве.
Игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, склонностей и интересов ребенка. В таких играх используются некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.
Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста:
Гонки мячей
Ход игры: Игроки встают в круг. Два игрока, стоящие напротив друг друга, держат мячи. По сигналу ведущего игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении. Тот игрок, у которого окажутся 2 мяча сразу, проигрывает.
По очереди
Ход игры: Игроки делятся на 2 команды и строятся в колонны. Один из игроков располагается напротив своей команды и держит в руках мяч. По сигналу ведущего он бросает мяч партнеру. Тот, в свою очередь, бросает мяч обратно и присаживается на корточки. Далее мяч кидают второму игроку, третьему и всем по - следующим. Та команда, которая выполняет задание первой,- выигрывает.
Бег с мячом
Ход игры: В этой игре необходимо четное количество игроков. После того как ребята разделились на пары, им раздают мячи и объясняют правила игры. Они заключаются в следующем: каждой паре необходимо преодолеть определенное расстояние, при этом они должны пронести мяч, который зажимается лбами участников. При этом руки нужно держать за спиной и не поддерживать ими мяч. Победившей считается та пара, которая пройдет дистанцию первой и без ошибок. Эта игра идеально подходит для различных праздников, так как она очень увлекательна и всем поднимает настроение.
Самый меткий.
Ход игры: Суть этой игры состоит в том, чтобы закинуть в банку как можно больше пуговиц. Перед началом игры всем участникам необходимо раздать набор из пуговиц одного цвета. Затем все участники игры должны встать на расстоянии 2—3 м от банки и по команде ведущего попытаться забросить в банку как можно больше пуговиц. Тот участник, который закинет все пуговицы, считается победителем. Эту игру можно усложнить следующими способами. Во- первых, увеличивать число пуговиц для каждого участника. Во-вторых, с каждым разом можно увеличивать расстояние, с которого надо закинуть эти пуговицы. В-третьих, постепенно можно подбирать банки с более узкими горлышками.
«Льдинки, ветер и мороз»
Ход игры: Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки, Прозрачные льдинки Сверкают, звенят: Дзинь-дзинь… Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.
Бездомный заяц
Ход игры: Играющие разделяются на группы по 3 человека. Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок – «домик». «Домики» размещаются в разных местах площадки. Внутри каждого домика стоит «заяц». Один бездомный заяц бегает между домиками, А за ним гонится охотник. Если охотник догоняет зайца, то они меняются ролями. Чтобы спастись «заяц» может вбежать в любой домик, тогда стоящий там заяц выбегает и становится бездомным. Берегись охотника. У одного из играющих в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока, у которого хвост, они меняются местами. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.
«Кто быстрее»
Цель: Развитие ловкости; упражнение воспитанников в беге в различных направлениях; закрепление умения строиться в колонн
Ход игры: Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета. В разных концах площадки или одной стороне ставятся на подставках 3-4 флага тех же цветов. Каждая группа строиться перед флагом своего цвета. Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен, и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается воспитателем. По сигналу «На места!» - дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.
После двух-трех повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стой!». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места!». Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается, какая колонна построилась первой.
Эстафета «Ловкий мяч» (бег)
Цель: развитие ловкости, быстроту движений
Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Ход игры: : Игроки в командах построены в колонне по одному, дистанция между игроками один два шага (в зависимости от способа передачи мяча). Исходное положение участников - широкая стойка, ноги врозь Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передаётся из рук в руки обусловленным способом и так же возвращается назад. Эстафета выполняется несколько (4-6) раз подряд. Выигрывает команда, первой закончившая передачи.
В игре можно использовать большие надувные мячи (баскетбольные, волейбольные и другие).
Способы передачи мяча:
а) двумя руками сверху с наклоном назад, последний игрок, получив мяч, перекатывает его по полу направляющему между ног участников;
б) так же, обратно мяч передаётся из рук в руки снизу, между ногами;
в) двумя руками сбоку (слева и справа) с поворотами туловища.
Вариант с перебежкой.
Команды построены в колонны по одному, дистанция между игроками 1 м. Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передаётся из рук в руки обусловленным способом в конец колонны. Последний игрок, получив мяч, быстро перебегает вперёд и, став впереди колонны, продолжает передачу мяча и так далее. Игра заканчивается в тот момент, когда первый номер вернётся с мячом на место направляющего.
Способы передачи мяча:
а) двумя руками сверху;
б) двумя руками снизу (между ног);
в) двумя руками справа (слева).
Заключение:
В данной работе были разобраны особенности развития ловкости у детей старшего школьного возраста(5-6 лет). Подобраны упражнения и спортивные игры для развития ловкости.